Митинг против резкого роста цен на бензин 25 апреля, о проведении которого было явно преждевременно объявлено на интернет-ресурсах, в Петропавловске не состоится. Власти города отклонили заявку инициативной группы, сообщив, что подана она была с нарушениями. Те, кто все же намерен сотрясать воздух, рискуют стать участниками несанкционированного мероприятия.
Но есть другая, более конструктивная и обнадеживающая новость: правительство Камчатского края официально заверило, что на полуострове будет проведена проверка деятельности топливных компаний.
Такое решение было принято на совещании под председательством вице-губернатора края Ирины Унтиловой с участием специалистов минэкономразвития, министерства ЖКХ и УФАС, которое состоялось в конце минувшей недели.
Вместе со специалистами Камчатского управления Федеральной антимонопольной службы эксперты министерства экономического развития и торговли края намерены детально изучить составляющие себестоимости топлива в регионе.
«Мы проанализировали ситуацию, как складывается цена на топливо на Камчатке. Если говорить о введении регулирования в крае, то нужны дополнительные цифры. Проанализировав надбавку, мы понимаем, что в результате ее ограничения существенного снижения цены не произойдет. У антимонопольной службы есть полномочия сделать необходимые запросы, и хотелось бы наши усилия объединить, получив более достоверную информацию от «Камчатнефтепродукта», в том числе о транспортных расходах, - отметила на совещании заместитель председателя правительства края Марина Суббота. - Понятно, что «Камчатнефтепродукт» – это коммерческая организация, которая имеет право на коммерческую тайну. Но это организация – практически монополист, и если вводить регулирование, мы должны понимать, что это реально снизит цены и не позволит компании идти на уловки и заносить какие-то расходы в другие статьи затрат, не попадающие в наценку».
Львиная доля времени на совещании была посвящена обсуждению полномочий и возможностей УФАС, прокуратуры и правительственных структур повлиять на цены монополиста в лице ОАО «Камчатнефтепродукт».
Как отметил на совещании руководитель УФАС по Камчатскому краю Андрей Петров, формально признаков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ОАО «Камчатнефтепродукт» нет, т.к. розничная цена бензина отличается от оптовой менее чем на 10 процентов. Он напомнил, что обоснованность ценообразования у монополиста отслеживается давно и регулярно. Однако «копать глубже» - например, делать официальные запросы об обосновании логистики доставки топлива на Камчатку, а тем более вмешиваться в выстроенную компанией логистику, антимонопольное ведомство не полномочно.
Между тем, по данным министерства жилищно-коммунального хозяйства края, за последние 2-3 года в структуре составляющей цены на топливо на Камчатке заметно увеличились не только закупочные цены, но и затраты на фрахт и перевалку грузов. В частности, по словам заместителя министра ЖКХ и энергетики края Виктора Мурзинцева, при формировании цены на топливо стоимость перевалки грузов «Камчатнефтепродукта» в 2013 году составила 98 млн рублей, а в 2014 году – уже 123 млн рублей.
«Мы видим картинку, как у них меняется цена фрахта, как меняется цена перевалки, доставки до АЗС от нефтебазы, но глубже копнуть не можем, у нас нет таких полномочий и необходимых документов». После совещания министр ЖКХ направил обращение в адрес УФАС с дополнительными запросами о себестоимости топлива. Нужно разложить ее на составляющие: почему «Камчатнефтепродукт» работает и осуществляет фрахт только с одним танкером «Санива», у которого меняется цена. Почему фрахт у «Камчатскэнерго» составляет 1.300 рублей, перевалка на ТЭЦ-1 – 360 рублей, а у «Камчатнефтепродукта» фрахт составляет 2.200 рублей, а перевалка – 1.593 рубля. «Вот эти внутренние составляющие нам нужны. А дальше посмотрим», - подчеркнул Виктор Мурзинцев.
Андрей Петров на совещании отметил, что в Камчатском УФАС «работают 17 человек – вместе с уборщицей, водителем и секретаршей», и ведомство испытывает дефицит специалистов. А значит, усилия УФАС и правительства имеет смысл объединить. Он напомнил о полезном опыте 5-летней давности, когда в результате совместной работы УФАС и правительства удалось понизить тарифы Камчатского морпорта в 3 раза. «Сначала мы решили пойти напрямую, в Федеральную службу по тарифам, но получили по рукам, нам напомнили, что это не наши полномочия. А совместными усилиями все удалось. Давайте еще раз таким же образом сделаем».
«Мы должны применить все возможные рычаги для стабилизации цен на топливо, - отметила на совещании вице-губернатор Ирина Унтилова. – В конечном счете, это отражается на социальном климате. Скачкообразный, непредсказуемый рост цен – это не нормально. У органов власти, к сожалению, нет полномочий проводить такие проверки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем УФАС начать свою проверку, в рамках их полномочий, а правительство предоставит специалистов для профессиональной оценки».
Вице-губернатор поручила специалистам министерства экономического развития и министерства ЖКХ оказать помощь в проведении проверки сотрудникам Камчатского УФАС. Как сообщил Андрей Петров, необходимые запросы УФАС уже сделал. Результаты проверки будут готовы, ориентировочно, через 10 дней, после чего будет принято и решение об ограничении торговых надбавок на автомобильное топливо в Камчатском крае.
Мария Владимирова
Пока верстался номер
Встреча в Москве
Губернатор края Владимир ИЛЮХИН встретился в Москве с Мусой БАЖАЕВЫМ, президентом компаний ОАО «НК «Альянс» (новый собственник «Камчатнефтепродукта». - Ред.). Темой обсуждения стали цены на бензин на камчатских АЗС.
Как сообщил глава региона, удалось найти общие подходы для решения проблемы, сложившейся на рынке топлива Камчатки. Компания сделала шаг навстречу и нашла возможным снизить, хоть и незначительно, цену на топливо в розничной сети продаж. Также достигнута договоренность согласовывать в будущем шаги по формированию цены и в целом по реализации топлива в розницу.
Владимир Илюхин еще раз напомнил, что проблемой цен на топливо давно занимаются и контрольно-ревизионные органы, и правительство края. И решение, в итоге, должно быть найдено. «Я критически оцениваю ситуацию с топливом, сложившуюся в регионе. Необходимо детально разобраться в последней сделке компании «Камчатнефтепродукт», которая реализовывала топливо по явно завышенной цене. Надеюсь, в ближайшее время мы поймем, почему это произошло, и найдем решение этой проблемы. Полагаю также, что те договоренности с ОАО «НК «Альянс», которых мы уже достигли, лягут в основу нашего будущего сотрудничества. Рынок диктует свои правила, но монополии здесь быть не должно. Мы будем искать решения, которые устроят обе стороны».
Уже во вторник, 22 апреля, автовладельцы могли убедиться: цена бензина АИ-92 на АЗС «Камчатнефтепродукта» снизилась на 20 копеек. Есть надежда, что «первая ласточка» не станет последней.