В Петропавловске-Камчатском 02:26, 04 Марта, четверг
ночью -11°C
днем -5°C
ветер 10,8 м/с
Завтра 05 Марта
-9 ... -1°C
ветер 5 м/с

Александр ФРИДМАН: «Я могу научить давать взятки. Но не хочу»

Александр ФридманЗнакомьтесь: Александр Фридман, консультант и бизнес-тренер. К этой профессии и ее представителям многие бизнесмены и управленцы относятся с подозрением: мол, чему эти теоретики могут нас научить?

Однако среди «теоретиков» есть почти культовые для бизнеса фигуры. Александр Фридман, к семинарам которого в Петропавловске возник едва ли не ажиотажный интерес, – как раз тот случай. Руководители крупнейших камчатских бизнес-структур не только направили на эти семинары своих управленцев среднего звена, но здесь побывал весь топ-менеджмент и первые лица аграрных предприятий, торговых сетей, рыбопромышленники, банкиры.

Откуда такое доверие и готовность платить за семинары весьма внушительные суммы? Возможно, дело в том, что Фридман – не совсем теоретик. С 1989 года в качестве соучредителя и директора он занимался оптовой торговлей и производством спортивного оборудования. В 1993 году, сохранив долевое участие в действующих компаниях, полностью ушел в бизнес-консалтинг, где выбрал направление «Organizational development»: управление комплексным развитием организации. И к сегодняшнему дню реализовал более 100 проектов на своей родине в Латвии, а также в России, Украине, Казахстане. Среди реализованных проектов – несколько крупных компаний, которые Фридман за уши вытянул из ямы банкротства. В том числе и по этой причине его порой сравнивают с культовым киноперсонажем доктором Хаусом. Сходство, действительно, имеется, включая и черты характера, и внешний облик. А чем еще интересен этот человек – попытаемся узнать в беседе с ним.

 

- Александр, ваша система управления принципиально нова?

- Это моя собственная система. Но она опирается на фундаментальные законы как менеджмента, так и ряда других дисциплин, и не является чем-то радикально новым. Я не претендую на новаторство, а также не отвергаю все прочие системы, концепции и труды. Благо, в менеджменте до сих пор нет единой азбуки, трех законов Ньютона или таблицы Менделеева.

 

- Вы утверждаете, что принципы управления и ведения бизнеса едины для всех. А как быть с российскими особенностями: ближе к власти – успешнее бизнес. И учите ли вы, как правильно организовать откат, получить желаемый земельный участок, выгодный контракт?

- Если я собираюсь начать бизнес, то должен изучить такую дисциплину, как стратегический маркетинг, которая предполагает оценку внешней среды. Если хочу вести крупный бизнес, я должен быть близок к власти. К сожалению, это, действительно, азбука российского бизнеса. Но я ей не учу. Существует специальная дисциплина, которая учит формировать взаимоотношениям с правительством, но эту дисциплину я не преподаю. А научить как правильно давать взятки и т.п., я могу, но не хочу.

 

- Известно, что вы спасли от банкротства несколько компаний. Консалтинг творит чудеса?

- Это называется антикризисное консультирование. С этого я свою деятельность начинал и периодически возвращаюсь к антикризисным проектам, вытаскиваю за уши, стаскиваю с мели компании. Ни одного неуспешного антикризисного проекта в моей практике не было. Но есть нюанс: оживлять труп я не возьмусь. И не потому, что я такой хитрый, а потому, что это невозможно. Если бизнес перешел в точку невозврата, если пациент имеет несовместимую с жизнью хроническую болезнь, консультант не поможет, поможет только чудотворец.

 

- Но волшебников для таких случаев, насколько я понимаю, не бывает?

- В утешение могу сказать, что на рынке консультирования очень много продавцов. Так что кто хочет – найдет. Вопрос в результатах.

 

- На рынке представителей вашей профессии действительно немало. И есть повод относиться к вам настороженно.

- Да, и по этой причине антагонизм между бизнесом и консультантами существует. На своем сайте я собираю анекдоты о консультантах, поэтому мне трудно рассказать что-то новенькое. Но на сотни рассказов о разоривших компании консультантах есть тысячи историй про дебилов топ-менеджеров, убивших компании без консультантов. Кроме того, в любой профессии есть люди как достойные, так и люди в меру достойные.

 

- После семинаров ваши слушатели могут продолжать консультироваться с вами?

- Я им всегда обеспечиваю возможность поддержки, разумеется, в разумных объемах. Я всегда отличаю, когда человек старается, но у него не получается, и когда человек ничего не пытался сделать, а задает вопросы общего характера. Первым я всегда с удовольствием подскажу как двигаться дальше, электронная почта и скайп в помощь. Разумеется, это не может носить глобальный характер, потому что я зарабатываю деньги, а не являюсь филантропом.

 

- Сложилось впечатление, что вы исповедуете авторитарное отношение управленцев к персоналу.

- Я исповедую рациональное отношение к подчиненным. На эту тему издана моя книга «Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных». Рациональный подход порой кажется жестким. Я считаю, что руководитель отвечает за квалификацию сотрудников и за правила на территории. И он может ссылаться на менталитет, говорить, мол, а что вы хотите, у нас такие люди. Но зайдет в тупик.

 

- То есть антагонизм между руководителем и персоналом неизбежен?

- Управление изначально конфронтационно по отношению к объекту, потому что оно все время стремится вывести объект из состояния равновесия. А объект расположился в пространстве с наибольшим комфортом, он делает привычную работу, а тут пришло управление, которое говорит: а давай-ка, ты, увеличь обороты, освой новый продукт. До 80 процентов подчиненных в этих случаях оказывают ту или иную форму сопротивления. Но это не значит, что руководитель должен отказаться от идеи. И у меня в книге есть предупреждение, что людям прекраснодушным и желающим таковыми оставаться эту книгу читать не рекомендуется, поскольку я не хочу нести ответственность за их моральные травмы.

 

- Сами вы воплощаете на практике то, чему учите? Вы успешны в бизнесе?

- Есть такая мифология, что преподавать менеджмент может только президент, например, «General Motors», другого мы не послушаем. Но, во-первых, слушать меня или нет – личный выбор каждого. Во-вторых, почувствуйте разницу между спортсменом и тренером. И поймите, что профессор университета не обязан сам строить мосты, даже если преподает сопромат. Не надо противопоставлять теорию с практикой. Успешен ли я? Я считаю, что мой бизнес как консультанта на 100 процентов успешен. Я не должен при этом продавать покрышки или строить супермаркеты. Мне иногда задают вопрос: а почему вы не создаете сами, например, «Wal-Mart»? Ведь вы же хотели бы иметь доход президента «Wal-Mart»? Я всегда отвечаю, что ценой тех усилий – нет, не хотел бы.

 

Мария ШУПЕНИК

 

 

Тренинг-центр «ЛОГОС» - организатор семинаров Александра Фридмана в Петропавловске. Планируется, что бизнес-тренер вернется на полуостров в феврале следующего года.

На протяжении 15 лет тренинг-центр «ЛОГОС» помогает внедрять в бизнес на Камчатке инновационные технологии и систематизировать имеющиеся знания. Семинары расписаны на год вперед, каждый месяц – новые тренеры и эксперты, новые темы и технологии. Интерес к ним со стороны бизнеса стабильно высок: «ЛОГОС» приглашает только профессионалов высокого класса, чья деятельность известна и проверена на практике в России и за ее пределами.

Ближайший семинар пройдет 30 мая. Бизнес-тренер – Александр Пляшечников, «Антикризисный менеджмент в рознице». Будут освещены вопросы: «В магазине некому работать. Беру «что приходит»; «Управление персоналом в «боевых условиях». «Как увеличить продажи»; «Денежная мотивация продавцов» и др.

Получить информацию о расписании тренингов и семинаров, интересных вашему бизнесу, можно по телефонам: 340-800, 340-801.

 

2889

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых