В Петропавловске-Камчатском 18:17, 05 Марта, пятница
ночью -8°C
днем -1°C
ветер 3,6 м/с
Завтра 06 Марта
-11 ... 3°C
ветер 6,7 м/с

Преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ – собиратель земель русских

Сергий РАДОНЕЖСКИЙ2014 год – юбилейный. Русская православная церковь отмечает 700-летие памяти преподобного Сергия Радонежского. Указом Президента Российской Федерации празднование этого юбилея приобретает государственный всероссийский масштаб.

Прошло 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. С тех пор русский народ прошел путь от раздробленных удельных княжеств до Московского царства, от него к Российской империи, через Советский Союз к Российской Федерации. Несмотря на сменяющие друг друга формы правления и государственного устройства, русский народ – есть русский народ. Преподобный Сергий для нас больше, чем один из святых православной церкви, он один из великих русских святых. И даже если мы не столько святы, как он, он столь же русский, как и мы. Значение преподобного выходит за пределы церковной ограды. Знать и понимать это необходимо каждому человеку, считающему себя русским.

Тема непростая - пояснить роль святого не только для жизни церкви, народа, но и для государства, как политического организма. Значение Сергия Радонежского трудно переоценить. Он не только святой духовидец, аскет. Он еще активный собиратель русских земель, человек, который силой слова, жизненным примером и личным авторитетом вдохновлял удельных князей объединяться в союз и по-христиански прощать друг другу обиды, препятствующие объединению русских земель в единое государство. 14-й век давал множество поводов для войны всех против всех.

Киевская Русь ушла, исчезнув в пожарах монгольского нашествия. Начинало формироваться новое государство, разродившееся впоследствии Московской Русью. Что объединяло старую столицу Киев с новой, какие связи роднили их? Мы можем указать немало родственного между ними. Например, скажет кто-нибудь, что княжеские роды своей генеалогией восходили к старым родам, ведущим свое прошлое из Киевской Руси. Или станет утверждать, что русские Суздаля, Твери, Владимира и Москвы происходили из того же славянского корня, что жители Киева. Конечно, это замечание справедливо, и свидетельствует об исторической наблюдательности. Княжеская власть – момент политической жизни Руси, унаследованный северными русскими княжествами. А племенное родство относится к области биологической. Однако данные виды родства не могли служить полноценным объединяющим фактором: князья часто выясняли отношения между собой путем насилия или интригуя в шатре монгольского хана; суздальцы брали в полон владимирцев и без зазрения совести торговали ими по цене равной сумме, даваемой за одну голову мелкого рогатого скота; каждое княжество стремилось (и это естественно) с энтузиазмом футбольного клуба к первенству во всем, чем определяло свое место под солнцем и право на жизнь в суровых условиях жесткой конкуренции.

Чего же не достает для целостности картины? Если мы принимаем аксиому о дихотомизме человека, состоящего из души и тела, переложив ее образ на социальное устройство, то в нашей конструкции исторического процесса генеалогии русского народа не достает лишь упоминания о его духовной жизни, его идеалах и высших устремлениях. А она, духовная жизнь, концентрировалась в лоне православной церкви. Именно там происходило знакомство с жемчужинами мировой литературы и высокой церковной поэзией; там воспитывалось эстетическое начало через храмовую иконопись и монументальную живопись, через церковную музыку, восходящую к лучшим образцам византийского искусства; там воспитывалось и поощрялось милосердие через благотворительность и строительство богаделен, помощь нуждающимся. Вне ее не было ни каменного зодчества, ни библиотек, наполненных литературой, ни дорийского и лидийского музыкальных ладов, без которых не обходится современная музыка, ни централизованной благотворительности.

Без осознания роли православия сложно найти взаимосвязь между отдельными историческими периодами жизни русского народа. Что есть эта душа народа, как не идеалы православия, хотя порой и удаленные от своего источника.

И вот тут мы обнаруживаем простой факт: преподобный Сергий стоит у истоков не только русской государственности, но, что еще важнее, у горнила, в котором выплавился самый многочисленный из славянских этносов - русский народ. Он выполнил то, что в его монашеские обязанности, кажется, совсем не входило. Уходя в Радонежские леса, он не ставил перед собой задачу менять политический курс страны. Его цель была много скромней и проще – спасение собственной души. Но таково свойство подлинной святости, что она способна преобразить окружающую действительность и все, что приходит в соприкосновение с ней. Боярский сын, представитель служилого сословия отказался от скромного наследства ради реализации учения Иисуса Христа, сказавшего: «Оставь все и следуй за Мной». В тяжелейших условиях непроходимых северных лесов он вел образ жизни, поражавший своей строгостью даже простых крестьян, которых сложно было удивить тяготами земного бытия.

Обитель Святой Троицы, ставшая впоследствии Лаврой, крупнейшим монастырем России, началась с небольшой деревянной церквушки, срубленной самим преподобным. Мог ли кто подумать тогда, что Троице-Сергиева Лавра станет единственным оплотом России и выдержит многомесячную осаду поляков в период великой замятни, укрывая и кормя за своими стенами множество людей? Им и его учениками было основано более 40 монастырей. За что получил именование «игумен русской земли». Его воспитанники, отправляясь на север и восток (как говорилось, встречь солнцу) с целью основания обителей по образцу Лавры, порой селились в незаселенных местах, затем за ними шли крестьяне, образуя вокруг новосозданных монастырей свои поселения. Поселения разрастались в города. Так осуществлялась колонизация северных русских земель.

Преподобный сформировал не только особый тип монашеского общежития, но и определил тип русского человека, как существа глубоко церковного, созерцающего, ищущего высшую правду жизни. Ради этой цели русский человек готов идти на лишения до самозабвения. Без этой цели русский человек увядает. Не в этом ли, не в удаленности ли от матери церкви наша трагедия и мучительные поиски себя?

Он сумел осуществить то, чего не в состоянии были сделать поколения до него – замирить враждующих князей. И если бы не Сергий, не вера в то, что его устами говорит Бог, князь Дмитрий, вероятно, не имел бы того важного в трудный момент свойства духа, который называется уверенностью. Дважды вопрошал он Сергия, посылая гонцов к нему в обитель: а точно ли Бог благословляет нас выйти против полчищ Мамая?

Митрополит Алексий видел его своим приемником - с таким кандидатом на престол можно быть спокойным за будущее Русской православной церкви. Ведь Сергий был человеком, в святости которого никто не сомневался при его жизни. Но преподобный отказывается от предложения митрополита, считая себя недостойным высоких наград и общественного положения. Тем не менее, несмотря на скромный образ жизни, фактическое влияние его на общественную жизнь было огромно.

До конца жизни он носил скромную монашескую одежду, ежедневно физически трудился на пользу братьям, молча переносил все трудности, непрестанно пребывал в молитве и пении псалмов.

Невольно вспоминается запись одного японского офицера о русских военнопленных матросах времен русско-япоской войны 1905 года. Японец пишет, что русские переносят молча все лишения, а в свободное время они поют, совсем не унывают от своего положения. «Удивительный народ!» - заканчивает он свою запись.

Почил преподобный Сергий в возрасте 78 лет от роду, произнеся:

«Внимайте себе о всем, братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…».

 

Священник Максим ДЕНТОВСКИЙ

4876

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых