Для начала хорошая новость: по итогам прошлого года Камчатское подразделение ГИБДД оказалось впереди России всей по сокращению аварийности. А это, несомненно, повод для радости не только для госавтоинспекторов, но и для всех участников дорожного движения, к коим относятся и пешеходы.
На минувшей неделе инспекторы подвели итоги минувшего полугодия, которые показали, что эта замечательная динамика сохраняется. Как отметил начальник ГИБДД по Камчатскому краю Евгений Никитенко, количество ДТП сократилось на 10 процентов. На 30 процентов уменьшилось число погибших в ДТП и на 2 процента стало меньше раненых.
А что еще интересного произошло в первой половине 2014 года на камчатских дорогах и не только – в интервью с Евгением Никитенко.
- Евгений Валерьевич, а в чем еще Камчатка лидирует?
- Мы, конечно, не лидеры, но на одной из самых высоких позиций по показателям водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения. Ни возросшие штрафы, ни административные аресты, ни лишение прав на статистику положительным образом не влияют. Народ как пил за рулем, так и пьет. За полугодие задержали почти 2,5 тысячи любителей нетрезвой езды. Особенно прискорбно, что количество ДТП с участием пьяных водителей не падает, а тоже растет. ДТП по вине водителей в состоянии АО за текущий год – 29. Это на 7 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этих ДТП погибли 5 человек (в прошлом году 2). Удельный вес ДТП с пьяными на Камчатке - один из самых высоких в России.
Показательный пример – в «День вулкана», возле Козельского, мы «оформили» 49 человек. При этом народ, когда ехал отдыхать вечером в пятницу, видел, что мы поставили там машины ГИБДД. Оповестили все СМИ, что будет работать кордон Госавтоинспекции. И там объяснили людям, что будем проверять. Но никто ничего не понял. Затем на День рыбака задержали 37 пьяных водителей. Как еще бороться за трезвость на дорогах, я лично не знаю. Как говорится, горбатого могила исправит.
- Может быть, тюрьма поможет исправить? Законодатели обещают уже с этого года ввести уголовное наказание за повторный факт езды в состоянии АО, кратно увеличиваются и штрафы. Думаете, не поможет и это?
- Практика покажет. Но, полагаю, что перспектива реального тюремного срока все-таки должна сдерживать желание выпить и поехать. Не стоит также забывать, что это пятно на всю жизнь. Если административное наказание через год «сгорает», сроки погашения уголовной ответственности совсем другие.
Есть и другие печальные тенденции. В этом полугодии увеличилось количество ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние. А именно: на 8 детишек больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Родители на Камчатке приучились оснащать автомобили детскими креслами?
- Да, и это реально спасает жизни. В качестве пассажиров пострадали 15 детей, из них 11 находились в детском удерживающем устройстве, что значительно смягчило тяжесть последствий.
- В последние годы на дорогах появлялось все больше и больше средств видеофиксации. Их уже достаточно?
- Нет, эта работа продолжается. Для начала скажу, что за полгода выявлено 55 тысяч нарушений с помощью средств видеофиксации, наложено штрафов на общую сумму 38 млн рублей, из них 20 млн рублей уже взыскано.
- Наличие этих устройств действительно снижает аварийность?
- Однозначно да. Мы проанализировали аварийность на участках дорог до и после установки камер. И выяснили, что количество ДТП по причине нарушения скоростного режима там сократилось на 70 процентов. А именно: за минувшие полгода в местах установки камер зарегистрировано 30 ДТП из-за превышения скорости, а за аналогичный период прошлого года на этих же участках, когда камер не было, – 99 ДТП. В текущем году погиб по этой причине 1 человек, в прошлом году 14. 40 человек получили травмы, в прошлом году – 119.
Камеры сегодня стоят на традиционных местах любителей быстрой езды – это «Шанхай», ул.Владивостокская, ул.Тушканова, пр. Победы, ряд других дорожных участков. Мы на этом не останавливаемся, приобретаем дополнительно 7 стационарных «Арен», переходим по установке камер в Ленинский район. Будут также установлены камеры в Елизове и в Вилючинске. В сентябре устанавливаем дополнительные системы «Автоураган» и видеофиксаторы нарушений правил парковки.
- Жалуются ли водители на недоразумения, вызванные техническими сбоями в работе средств видеофиксации?
- К нам подобных жалоб не поступало. Существует другая проблема, и касается она оплаты любых штрафов, а не только по нарушениям, зафиксированных камерами. Люди оплачивают штраф, а информация об уплате не доходит до ГИБДД. В режиме несения службы инспектор, останавливая водителя, вынужден составить протокол о нарушении в виде неуплаты штрафа. Банки попросту не информируют Госавтоинспекцию о прохождении платежа. У меня на приеме был человек, который оплатил один и тот же штраф 8 раз, предъявил 8 квитанций, а информации от банка до сих пор нет.
- Как узнать, оплачен ли штраф и дошла ли информация до ГИБДД?
- Это очень просто сделать на сайте ГИБДД и на портале госуслуг. Если видите, что штраф «висит», а вы за него платили, нужно брать квитанцию и идти к нам, чтобы мы внесли информацию в базу данных в ручном режиме. А по-хорошему, нужно жаловаться на банки, которые берут с людей кассовый сбор, а свою работу не выполняют.
Что касается нашего технологического развития, мы продолжаем оснащать видеорегистраторами все наши патрульные машины. Не секрет, что в наш адрес нередко поступают жалобы, и 57 раз в качестве доказательств вины нарушителей выступали именно записи видеорегистраторов ГИБДД. В 73 случаях с помощью видеорегистраторов были установлены нарушения ПДД в режиме патрулирования, они были доведены до административного расследования.
- Евгений Валерьевич, ГИБДД последние несколько лет пытается активно влиять на состояние дорожной сети, инициируя совместно с прокуратурой соответствующие обращения в суды, работая с администрациями муниципальных образований. Как вы оцениваете состояние дел сегодня?
- Прежде всего, проблема никуда не ушла. Статистика неумолима: в каждом втором ДТП сотрудники ГИБДД отмечают неудовлетворительные дорожные условия. Особенно сейчас, когда нет разметки, тяжело приходится не только новичкам.
- Что предпринимается в этой связи со стороны ГИБДД?
- Мы составили великое множество административных протоколов в отношении должностных и юридических лиц, ответственных за содержание дорожной сети. Но это не помогло. Тогда обратились в прокуратуру. По нашим проверкам в суды прокуратурой подано 35 исков, которые судом удовлетворены в полном объеме. Вопросы касаются, конечно, не только разметки, но и содержания дорог в целом.
- А разметка-то когда появится?
- Конкурс только сейчас должен состояться. Первый конкурс выиграли подрядчики из Владивостока. Само собой, ничего не сделали. Пришлось объявлять повторный конкурс. Если выиграет камчатское предприятие, которое занималось разметкой в последние годы, то сделана она будет быстро.
- И все-таки сдвиги для вас заметны?
- Положительные моменты есть. Особенно радует, что сделано немало наплывных пешеходных переходов, искусственных неровностей, шумовых полос. Лед явно тронулся. Я не беру для сравнения крупные российские города, но в городах уровня, например, Брянска подобных новшеств и в помине нет.
Напомню, что начинали мы, прежде всего, с ликвидации аварийно-опасных очагов. Сделали усовершенствованные переходы на «Парусе», на «Дачной», на ул.Войцешека, напротив «Александрии». В этом году добились от администрации города установки еще трех искусственных неровностей, которые появятся в ближайшее время. Возле образовательных учреждений «лежачие полицейские» есть уже практически везде. Построили, наконец, первые барьерные ограждения - напротив магазина «Юбилейный». Сразу появилось много недовольных, ведь машину там уже не припарковать. Но безопасность прежде всего. Люди там теперь ходят защищенные. И пешеходы, выйдя из магазина, перестали перебегать дорогу где попало – все неизбежно идут через переход.
Кроме того, через суды мы добились обустройства подходов к пешеходным переходам. Хотелось бы, конечно, большего. Но должен отметить, что с администрацией Петропавловска общий язык налажен. Чего нельзя сказать об администрации Елизовского района, где понимание полностью отсутствует, и света в конце тоннеля вообще не видно. Благо, что, например, установку освещения на старой объездной дороге взяло на себя правительство края. Нормального освещения там мы добивались около 4 лет, это очень аварийно-опасный участок. Проектная документация уже готова, и надеюсь, что в 2015 году освещение на старой объездной мы получим. И сразу будем планировать установку средств видеофиксации.
- А как в целом вы оцениваете освещенность наших дорог?
- Оцениваю, конечно, выше, чем она была лет 10 назад. Но в этом направлении еще работать и работать. Особенно это касается федеральной дороги практически на всей ее протяженности.
- Прошла информация, что камчатские госавтоинспекторы взялись бороться с шумными спорткарами. Насколько успешно это удается?
- Действительно, мы начали такую практику, изучив ее по опыту ряда регионов. Машины с прямоточными глушителями создают проблемы и на дороге, пугая других участников дорожного движения, и просто отдыхающих горожан. При этом такие водители напрямую нарушают нормы административного законодательства. Раньше законодательные нормы позволяли нам составить протокол, снять с машины госномер и выдать водителю требование снять запрещенное устройство. Он снимал, ему возвращали номер, он отъезжал и опять его ставил. А теперь при повторном задержании материал направляется в суд, который может назначить любителю шумной езды арест до 15 суток.
Только за 10 дней мы сняли номера с 50 таких машин. И, полагаю, скоро дождемся тех, кто решил не выполнить требование инспекторов. Будем с интересом отслеживать, как административная «отсидка» скажется на динамике подобных правонарушений. И параллельно пытаемся наработать практику по работе с любителями дрифта, повреждающими дорожное покрытие.
- Евгений Валерьевич, когда решится проблема бесконечных очередей в РЭО?
- Считаю, что проблема потенциально решена. Любому гражданину уже доступно зарегистрировать свой автомобиль, не стоя в очередях. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на портале госуслуг и явиться в пункт РЭО в указанный срок. Радует, что люди к этим благам цивилизации привыкают. За полгода через портал госуслуг к нам обратилось более 1,5 тысячи человек.
Среди наших прогрессивных достижений могу назвать и запуск программы, исключающий человеческий фактор при выдаче государственных номерных знаков. Программа сама выбирает из базы данных номеров, какой номер получит водитель – «красивый» или обыкновенный.
- Неужели для «нужных» людей невозможно приберечь желаемый номер?
- Это реально исключено. Даже на милицейские машины мы уже не можем выдать номер с традиционными буквами «МММ». К базе доступа мы не имеем, она находится в Орле.
Другое дело, в РЭО всегда «дежурят» граждане, которые видят, что кто-то уже получил «красивый» номер и выкупают его. Но это уже личное дело каждого гражданина.
Мария ШУПЕНИК
За 6 месяцев 2014 года сотрудниками ГИБДД по Камчатскому краю выявлено более 102 тысяч административных правонарушений. Штрафов наложено на 102 млн рублей (за 1-е полугодие 2013 года – 52 млн рублей), взыскано уже более 56 млн рублей (за 1-е полугодие 2013 года - 26 млн рублей).
Несмотря на то, что основные усилия Госавтоинспекции в 1-м полугодии 2014 года были направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сотрудники ГИБДД принимали активное участие в раскрытии преступлений. Так, за 6 месяцев 2014 года сотрудниками Госавтоинспекции раскрыто 119 преступлений, что составляет 5 процентов от общего количества всех раскрытых преступлений сотрудниками УМВД России по Камчатскому краю. Основное внимание уделялось раскрытию преступлений, связанных с посягательствами на транспортные средства. Сотрудниками ГИБДД раскрыто 18 угонов. Кроме этого, сотрудниками ГИБДД было раскрыто 7 краж имущества граждан, 6 фактов незаконного оборота наркотиков, 8 фактов подделки документов и другие преступления.