Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Как Камчатка переживала начало войны?

17:04
8975

Валентина ИЛЬИНАВ следующем мае мы будем отмечать юбилей Победы: с окончания страшной и кровопролитной Великой Отечественной войны минуло уже 70 лет. «Достаточный срок, чтобы знать о тех событиях всю правду», - скажет обыватель. «Пока о полной и объективной картине говорить еще рано», - возразит историк. Несмотря на миллионы личных воспоминаний, на тысячи публикаций и сотни научных работ по этой теме, в истории Великой Отечественной войны остаются и фальшивые страницы, и мифы, и белые пятна. Тем более если речь касается не фронта, а тыла. Тем территориям, которые были вдали от основных мест сражений, в смысле изученности повезло куда меньше.

«Камчатка в годы Великой Отечественной? Так здесь же не было войны!» - заметит большинство молодых земляков. Заблуждение! Воевал весь Советский Союз. Несмотря на отсутствие здесь активных боевых действий, камчатцы тоже шли на фронт, получали похоронки, страдали, недоедали, героически трудились во имя Победы. Сегодня «Камчатский край» открывает рубрику «Вопросы истории. Правда о войне». Этой теме мы планируем посвятить ряд публикаций. Первое слово мы решили предоставить человеку, который изучению этого непростого пласта истории посвятил годы скрупулезной работы – Валентине ИЛЬИНОЙ, кандидату исторических наук, доценту кафедры истории России и зарубежных стран КамГУ им. Витуса Беринга. Сегодня мы публикуем 1-ю часть ее статьи «Власть и рядовые камчатцы в условиях начала Великой Отечественной войны (июнь – декабрь 1941 г.)».


До камчатской глубинки весть о начале войны шла почти неделю

Лето всегда было самой горячей порой для Камчатки. Разворачивалась путина. Рыбокомбинаты Акционерного Камчатского общества приступали к выполнению годовых планов. Шел завоз основных грузов, велось строительство. Колхозы Камчатки, осуществив сев, действительно боролись за будущий урожай. В июне 1941 г. Камчатка привычно встала на рыбную трудовую вахту, но выполнять производственные планы пришлось в совершенно других условиях.

К вечеру воскресенья, 22 июня, в Петропавловске стало известно о нападении фашистской Германии на СССР. Радио было не везде. Поэтому, несмотря на то, что на западной границе уже вовсю шла война, камчатская глубинка об этом еще не знала. Около недели потребовалось, чтобы донести эту информацию до маленьких селений, удаленных рыбокомбинатов, кочевий. На западном побережье получили сообщение о войне 23-24 июня. На севере - 26-27 июня.

Перестройка жизни в стране, начавшаяся с первых часов войны, стала приобретать заметную организованность только с конца июня 1941 г. По образному замечанию наркома ВМФ Н. Кузнецова, «государственная машина, направленная по рельсам невероятности нападения Гитлера, вынуждена была остановиться, пережить период растерянности и потом повернуть на 180 градусов». Основная программа действий по превращению страны в единый боевой лагерь была сформулирована в «Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков» от 29 июня 1941 г. Эта директива была положена в основу первого выступления Сталина по радио от 3 июля. И.Сталиным на 12-й день войны были, наконец, признаны огромные территориальные потери нашей страны: Литва, значительная часть Латвии, Западная Белоруссия, часть Западной Украины. По определению Константина Симонова, главное впечатление, возникавшее у слушателей, можно было обозначить как «конец иллюзиям». Это выступление, заключавшее в себе горькую правду, сыграло огромную роль в переломе настроения народа с мирного на военное, в мобилизации его сил на отпор агрессии.

 

Мобилизация

«Фронтовая мерка» изменила привычный образ жизни не только центральных районов, но и далеких тыловых территорий. Объем работы советских, партийных, хозяйственных работников Камчатской области резко возрос. К ответственности за выполнение государственных производственных планов не только добавились, но и вышли на первое место многочисленные и неотложные вопросы оборонной работы.

По всем районам нашей области начался призыв в Красную армию. Мобилизации подлежали мужчины 1905-918 гг. рождения – в возрасте от 23 до 36 лет. А в августе 1941 г. в связи с восполнением боевых потерь и созданием резервов были мобилизованы военнообязанные 1890-1904 гг. рождения и призывники 1923 г.р. С 8 по 23 июля 1941 г. только из трех районов Камчатки (Петропавловского, Усть-Камчатского, Большерецкого) было призвано в Красную армию и военно-морской флот 4.539 человек. В Петропавловске горвоенкомат выписал 2.471 повестку. На 11 июля 1941 г. к 21.00 было вручено 2.345. Повестки получили работники судоремонтной верфи, «Камчатторга», «Камчатрыбстроя», порта, Петропавловского совхоза, жестяно-баночной фабрики, управления связи, «Акотехснаба», «Акостроя». Как сообщали работники городского военкомата, чтобы выполнить этот приказ наркома обороны, им приходилось работать до 12 часов ночи. Кроме выписки повесток, районные органы власти решали вопросы о доставке призывников в Петропавловск. Большая часть мобилизованных была оставлена на Камчатке и пополнила воинские соединения, расположенные в Приморье, т.к. у границ Дальнего Востока стояла хорошо вооруженная и готовая к вторжению японская армия. Но немалое количество призванных было направлено на фронт. Историкам еще предстоит большая работа по определению точных цифр каждой из этих групп.

Одновременный уход нескольких тысяч работающих мужчин с производства, да еще в разгар путины, привел к необходимости еще более широко обратиться к практике использования женского и детского труда. Эту непростую задачу вовлечения в производство вторых и третьих членов семьи руководству области, города, районов и конкретных предприятий приходилось решать уже «на ходу».


Ввиду позднего получения известия о начале войны газета «Камчатская правда» с сообщением о нападении фашистской Германии на СССР выйти не могла. Эту листовку выпустили сотрудники газеты поздно вечером, 22 июня 1941 года. Окружные и ряд районных газет 23 июня выпустили экстренные выпуски, на первых страницах которых было опубликовано выступление по радио заместителя председателя Совнаркома Союза ССР, наркома иностранных дел В. Молотова.

листовка

На военные рельсы…

Вторым важным направлением в оборонной работе стал перевод предприятий области на военный лад. К стратегически важным были отнесены: порт, судоверфь, бензохранилище, склады, радиостанции, телеграф, производственные предприятия. Руководители получили предписания, о порядке действий в случае нападения противника. На каждом объекте создавались команды самозащиты, определялось ценное имущество, подлежащее уничтожению. До 2 августа 1941 г. эта работа была выполнена.

В условиях начала войны с Германией и возможного нападения Японии укрепление обороноспособности восточных границ стало одной из важнейших стратегических задач руководства СССР, местных органов власти и командования воинских частей, дислоцированных на территориях Дальнего Востока. В слагаемые этой задачи входило инженерное оборудование побережий и внутренних территорий, сооружение дорог, аэродромов, складов, сети связи, строительство береговой сухопутной и противодесантной обороны, судоремонтных баз и многое другое. Обилие и разноплановость элементов оборонительной инфраструктуры, недоступность многих документов не позволяет показать эту часть огромной работы, в которой приняли участие тысячи камчатцев. В связи с этим особо хотелось бы отметить те современные исследования, в которых эта тема начинает получать должное освещение. По данным отчетов военного отдела Камчатского обкома ВКП(б), исполкомов за первые полгода войны камчатцы построили 55 км новых шоссейных и грунтовых дорог, 13 бомбоубежищ, оборудовали 4 аэродрома, отремонтировали 27 км старых дорог, построили 87 м новых мостов. Кроме этого, жители области помогали солдатам воинских частей рыть окопы, создавать противотанковые укрепления и другие сооружения. По воспоминаниям наших земляков работы были очень тяжелы. Дорогу в объезд Култучного озера строили почти без всякой техники, к тому же немалая часть землекопов были женщины и подростки.

 

Все учились воевать…

Четвертым направлением обороной работы стала организация всеобщего военного обучения. По решению Государственного комитета обороны СССР военное обучение должны были пройти мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 50 лет. От директоров школ потребовали охватить 100 процентов учеников военной подготовкой. Массовое обучение на Камчатке началось 1 октября 1941 г. Наши земляки приступили к освоению более 10 военных специальностей. А ведь провести полноценные занятия без отрыва от производства для десятков тысяч людей было совсем непросто. Не хватало инструкторов, помещений, пособий. Людям после рабочего дня хотелось домой, а надо было еще провести 2-3 часа на военной учебе. Но к декабрю 1941 г., как докладывал военный отдел обкома ВКП(б), всевобучем было охвачено уже 49.504 человека, или 58 процентов. По плану военное обучение должны были пройти 90 тысяч человек, а это 67 процентов населения Камчатки. На уклоняющихся от занятий могли наложить штраф в размере 100 рублей, а затем привлечь к исправительно-трудовым работам на месяц. Но этим оборонная работа не исчерпывалась. В городе и в селениях был введен режим светомаскировки и дежурств у зданий органов власти и основных предприятий. Проводились военные учебные тревоги и сборы.        

А в декабре 1941 г. в Петропавловске был создан отдел по эвакуации. Подготовлен план вывоза женщин, детей, ценностей в селения Елизово, Коряки, Начики. Появление этой структуры, свидетельствовало о нестабильности отношений с Японией, несмотря на подписанный в апреле 1941 г. договор о нейтралитете, о возможной войне на восточных границах СССР.

 

Думать – быстро, решать – немедленно!

Представляя работу власти в июне-декабре 1941 г., необходимо назвать еще две структуры, появление которых было обусловлено исключительно начавшейся войной. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1941 г. были назначены пособия семьям военнослужащих рядового и младшего начсоставов. Для их начисления и выплаты при облисполкоме была организована комиссия по оказанию помощи семьям военнослужащих. А в ноябре 1941 г., как и в других частях СССР, на Камчатке была введена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. По всей территории области были созданы картбюро.

На всем протяжении войны местные органы управления решали множество вопросов по удовлетворению нужд дислоцированных на территории Камчатки воинских частей. Для военных они создавали запасы материалов и оборудования, выделяли и обустраивали помещения, предоставляли транспорт. Местные службы отвечали за ремонт зданий войсковых частей и учреждений, обеспечение их водой, электроэнергией, постройку и ремонт подъездных путей.

Как видим, на властные территориальные структуры в условиях начала войны был возложен большой объем работ по укреплению обороноспособности Камчатки. При этом многие вопросы не предусматривались в довоенном мобилизационном плане. Крайне сжатые сроки приказов, распоряжений, директив требовали умения быстро находить оптимальные, нестандартные решения, работать на пределе сил не только за страх, но и за совесть, а в случае вторжения врага быть готовым лично защищать с оружием в руках советскую Камчатку.

 

(Продолжение статьи и интервью с автором читайте в следующих номерах «КК»)

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.