Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Женские плечи Великой Отечественной

19:16
3208

Правда о войнеНесмотря на минувшие с Победы почти 70 лет, несмотря на тысячи публикаций, исследований, научных работ, документальных фильмов, в истории Великой Отечественной войны остается немало фальшивых страниц и белых пятен. Тем территориям, которые находились вдали от основных мест сражений, в смысле изученности повезло еще меньше. На то были свои причины: как объективные, так  и субъективные. Камчатские историки, как и их материковские коллеги, продолжают трудиться над восстановлением полной картины событий тех лет. В предыдущих номерах «Камчатский край» открыл рубрику «Вопросы истории. Правда о войне».  Мы начали рассказывать о том, как Камчатка переживала непростые военные годы. Сегодня читайте продолжение интервью с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории России и зарубежных стран КамГУ им. Витуса Беринга Валентиной ИЛЬИНОЙ, которая посвятила изучению этой темы долгие годы скрупулезной работы.


- Валентина Александровна, хоть на самой Камчатке и не было сражений в период Великой Отечественной, однако наши мужчины также призывались на фронт. Много камчатцев воевало?

-  Камчатка, как и Сибирский округ, и весь Дальний Восток, столкнулась со следующей проблемой: у нас есть цифры, которые определились еще в 1970-е годы – согласно тем подсчетам в ряды Красной армии и военно-морского флота с нашей территории было призвано порядка 23 тысяч человек. Но на сегодняшний день историки поставили ряд вопросов по этим цифрам. Дело в том, что данная  статистика не учитывает тех призванных, которые пошли в Красную армию после закона «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года.

 

Справка «КК»

Снижен возраст, увеличен срок…

Закон «О всеобщей воинской обязанности», принятый Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 года, ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах советского государства. Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. С  тех пор по призыву в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте – 5 лет. Возраст призывников по новому закону составлял  19 лет и более, а для окончивших среднюю школу –  18 лет. Стоит отметить, что вообще данный призывной возраст был лишь закреплен новым законом, а понижен он был не в 1939 г., а тремя годами раньше, когда вышло постановление ЦИК и СНК СССР от 11 августа 1936 г., гласившее: «1. Во изменение ст. 10 «Закона об обязательной военной службе» от 13 августа 1930 г. (СЗ 1930 г. №40, ст. 424) установить, что к отбыванию действительной военной службы в РККА граждане призываются по достижении 19 лет к 1 января года призыва (вместо 21 года)». Ранее существовавшая система Вооруженных сил характеризовалась немногочисленностью (в 1923 г. состав Красной армии насчитывал 600 тысяч человек). К июню 1941 г. в Красной армии и на флоте насчитывалось - 4,8 млн человек личного состава.

 

 

- То есть получается, что среди этих миллионов были и наши, камчатские ребята, ушедшие в армию еще до войны и не успевшие вернуться из-за увеличенных сроков службы?

- Вот именно. Их при подсчетах общего числа мобилизованных в связи с войной просто не учли. Эту цифру предстоит выяснить и уточнить. Есть в мобилизационной статистике и еще один вопрос, который требует доработки. Следует понимать, что не все призванные в военные годы камчатцы были отправлены на фронт. Мы в предыдущих номерах рассказали о том, что и на нашей восточной границе было весьма неспокойно – существовала реальная опасность нападения со стороны Японии. Поэтому часть мобилизованных осталась на Камчатке, другая часть была направлена на укрепление общей дальневосточной границы. А третья часть реально уходила на фронт. Определить точный численный состав этих групп пока не представляется возможным. На сегодняшний день это один из нерешенных вопросов истории, который требует изучения, осмысления и совместной работы историков, архивистов, возможно, и сотрудников военкоматов. Военные архивы открываются,  надеемся, эта цифра будет уточнена.

 

Справка «КК»

Много или мало?

Даже если мы возьмем эту неуточненную цифру – 23 тысячи призванных, то ее надо бы сравнить с численностью населения Камчатки, чтобы представить примерную картину, узнать соотношение и понять, много ли наших земляков было мобилизовано.

Обратимся к данным переписи. 2-я всесоюзная перепись населения была проведена в 1939 г. По ее итогам численность населения Камчатской области составила 124 тысячи человек. Но необходимо заметить, что в те годы в состав Камчатской области входила и Чукотка. Более чем скромная цифра в 124 тысячи человек с учетом огромных размеров региона кажется еще скромнее.

Если брать за основу общую численность населения, тогда получается, что во время Великой Отечественной войны мобилизован был почти каждый 5-й. А если из расчетов убрать детей, стариков и большую часть женщин, то картина получается гораздо суровей. Повестку могли принести в одной семье и отцу, и сыну.

 

 

Правда о войне- После мобилизации большого числа мужчин проблемы выживания и снабжения фронта продукцией легли на женские плечи…

- Да, Камчатку не миновала эта тяжелая доля. Женщинам приходилось очень непросто. Даже если говорить о домашнем хозяйстве… Ведь это был полностью ручной труд - таскать воду, топить печку, заготавливать дрова. В условиях сбоев в снабжении Камчатки продовольствием пришлось стараться выращивать хоть какой-то объем овощей самостоятельно. Для этих целей старались использовать и обрабатывать любой доступный кусочек земли. Вы замечали наверняка, что в Петропавловске сопки с «залысинами». Это свидетельства сложностей жизни в военные годы. В основном, была заселена территория центра города. Вот на ближайшие сопки женщины и шли рубить дрова, разбивать огородики. Чтобы вырастить хоть что-то, людям приходилось упорно трудиться. Не хватало стекла – парнички закрывали даже промасленной газетой. Зачастую себестоимость подобной продукции – вилка капусты и килограмма картошки – оборачивалась в очень большую цену, стоило неимоверных усилий! Если рассуждать с точки зрения экономики, то это деньги и силы, зарытые зря… А если мерить реалиями тех лет, то мы понимаем, что эта картошка и капуста спасали людей от голода, цинги, от смерти. И тут уж было не до экономической целесообразности.

Мы уже говорили ранее о том, что Камчатка очень зависела от поставок с большой земли. Когда началась война, эти завозы значительно сократились. Была введена карточная система – определены нормы продуктов, которые человек может выкупить. Нужно отметить, что до войны женщины на Камчатке, в основном, не работали, они занимались домашним хозяйством. Конечно, в условиях войны все изменилось. На пособие, которое государство платило за мобилизованного, прожить было более чем трудно. Если отец семейства был рядовым, то жене платили 120 рублей. На эти деньги едва можно было выкупить хлеб по карточкам. А остальные расходы? Женщины не просто стали выходить на работу, но еще и в те отрасли, которые считались тогда сугубо мужскими. Слабому полу пришлось стоять на рыбообработке, садиться на технику, быть мотористами и пр.  Женщина вышла из дома, но, несмотря на все ее усилия, обеспечить семью все равно было тяжело. Огромное количество документов, которые хранятся в фондах Государственного архива Камчатского края, свидетельствуют об обеднении большого количества камчатских семей в связи с войной.

 

- А сколько, например, стоил хлеб в военные годы на Камчатке? Чтобы понимать, что эти 120 рублей пособия на мужа значили…

- Хлеб стоил по-разному. Например, в государственной системе торговли булка продавалась примерно за 1 рубль 50 копеек. Если мы возьмем коммерческую торговлю (а она тоже существовала в годы войны), это уже где-то 2 рубля 50 копеек. Но как всегда любая кризисная ситуация (а война это более чем кризисная ситуация) рождала черный рынок. И Камчатка в этом смысле не была исключением. В Петропавловске этот черный рынок (или в простонародье «менка») находился в том месте, где в нынешние времена мы любим прогуливаться – между драмтеатром и Култучным озером. «Менка» там была и до войны, и с ее началом она стала мгновенно реагировать на ситуацию.  Там цена на булку хлеба доходила уже до 30 рублей! Кому война, а кому – мать родна!

Нужда доводила и до того, что какие-то хорошие мужские вещи выменивали на хлеб. Или продавали. Когда муж вернется с войны – неизвестно, а детей нужно было кормить здесь и сейчас. Конечно, этого пособия, которое платили семье за ушедшего на фронт кормильца, было чрезвычайно мало. Зарплаты тоже были невелики, но везде платили по-разному: няньке – 100 рублей, прачке – 180, а если женщина работала, например, мотористом на катере – 350 рублей. Место в детском саду стоило около 35 рублей. Но туда ребенка было устроить крайне сложно. Детсадов не хватало. Их количество было рассчитано на работающих мамочек, коих (как мы уже сказали) до войны были единицы. А тут, представьте, сколько женщин вышло на работу! Как выкручивались? В некоторых случаях власти открывали сезонные детсады (на период каких-то работ), в некоторых случаях маме приходилось искать няню своим детям, ну а иногда дети просто оставались без присмотра.

 

Правда о войне- Мало того что женщине зачастую приходилось заниматься мужским трудом, так еще и рабочий день в военное время был дольше мирного…

-  Что касается села, то здесь народ как всегда трудился покуда солнце не село. Кроме этого, производственные задания в годы войны были повышены. Обязательное количество трудодней должны были выполнить не только взрослые люди, но и подростки. Здесь мы можем говорить о том, что трудовой героизм соседствовал с административным нажимом. Но благодаря этим усилиям камчатская колхозная деревня не сломалась, выстояла. Говоря о войне, мы прежде всего, всегда говорили о боевых подвигах. Но нельзя забывать о том, что свои маленькие, но такие важные трудовые подвиги выполнял тыл. Один из них мы наблюдали здесь, у нас.  Ведь до войны Камчатка себя не обеспечивала семенами даже на посадку картофеля, и мы постоянно зависели от того, успеет ли судно очередной раз привезти картофель на рассаду,  следовательно, успеем ли мы развезти их по районам и посадить. В местных условиях сохранять картофель на рассаду просто не могли, не было опыта. Колхозы только становились на ноги. И в этих жестких условиях войны наши сельские труженики смогли неимоверным трудом создать эти семенные ресурсы, наладить их транспортировку по районам полуострова. Это очень важный эпизод. Благодаря этому люди выжили. Героизм сельчан, по большей части женского населения, состоял еще и в том, что они умудрялись показывать такие результаты в условиях катастрофической нехватки техники и лошадей, которые были «мобилизованы». Все это забрали для нужд обороны. И, по сути, в военные годы сельскохозяйственный труд вынужден был опять скатиться до мускульного. Вот так вручную и ковались наши тыловые подвиги. Надо заметить, что и город не покладал рук. И этот подвиг тоже складывался и из личной ответственности, и из административного нажима. 

 

Справка «КК»

Уход с работы = дезертирство

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»  запрещался самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. За прогул без уважительной причины и за самовольный уход с предприятия, из учреждения предусматривалась уголовная ответственность. Виновные карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

 

 

Правда о войне- Валентина Александровна, на производстве тоже были повышены нормы?

- На производстве были введены  обязательные сверхурочные работы: от 1 до 3 часов. Никто не мог от них отказаться. Немалая часть работающих в годы войны определяла для себя такие рамки: не уйдешь из цеха покуда не будет выполнено задание. Тогда это было нормой. Принимая на себя повышенные фронтовые обязательства, понимая, что эта продукция крайне нужна, люди трудились, несмотря ни на что:  что рабочий день уже завершился, что были выполнены и перевыполнены планы. Если была на данный момент задача, с которой нужно было справиться, с ней справлялись.  Это касалось нашей судоверфи, служб морского порта, когда надо было снабжать суда, загружать и разгружать их. Это надо было сделать. Здесь и сейчас. Сверхурочные тоже оплачивались, но… Зачастую материальный аспект уже не играл здесь основополагающей роли. Мы, например, говорили с вами о женском труде. Женщина, вышедшая на производство, конечно, хотела  хотя бы эти 3 часа после работы посвятить дому: приготовить, постирать… Об отдыхе уже никто и не мечтал. Но она вынуждена была работать сверхурочно. И даже на этом ее ежедневный труд не кончался: женщины должны были еще вязать носки, варежки для фронта. Вы представьте, как тревожились матери об оставленных на улице детях. Отсутствие женщины в доме приводило к тому,  что имело место во многих тыловых территориях – безнадзорности и беспризорности детей. Наши дети взрослели гораздо быстрее в тех условиях.

 

- Дети взрослели не только за счет улицы, но и потому что им самим приходилось трудиться, порой наравне со взрослыми…

- Верно, начиная с 1942 г. государство официально разрешило местным органам использовать детский труд на сельскохозяйственных и иных работах. С этого времени учебный год был сокращен: начинался он теперь не 1 сентября, а 1 октября. Подняв архивы нашего облоно, мы видим, что в мае каждая школа получала разнарядку, уже знали, где будут трудиться ученики: на сенозаготовке ли, на рыбокомбинате, на заготовке дров. Дети получали зарплату.  Но работы, как видите, были не из легких. Стоя, например,  на мойке рыбы, в холодной воде, дети зарабатывали и ранний ревматизм. Есть соответствующие документы, которые свидетельствуют об этом. Помимо этих основных работ, дети были задействованы в тимуровском движении. Было образовано много команд, которые помогали старикам, женщинам, а также собирали металлом, бутылки. В общем, трудились все. Люди сдавали и отдавали для фронта все что могли, еще до всяческих государственных распоряжений. Уже в самом начале войны они добровольно несли деньги, продукты, теплые вещи, хотя мы прекрасно понимаем, что Камчатка – далеко не южный край, и здесь теплая одежда крайне нужна была самим. Людей в тех условиях спасала взаимовыручка, поддержка, стремление поделиться, прийти ближнему на помощь, отдать последнее.


 Справка «КК»

Недетский труд

В апреле 1942 г. круг мобилизованных лиц был значительно расширен. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) разрешено было привлекать в порядке мобилизации для работы на селе трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта. Увеличены возрастные границы лиц, подлежащих мобилизации: мужчины - от 14 до 55 лет, женщины - от 14 до 50 лет. Для работы в колхозах, совхозах и МТС в соответствии с названным постановлением привлекались ученики 6-10 классов неполных средних и средних городских школ, студенты техникумов и вузов. Была установлена продолжительность рабочего дня от 6 до 8 (!) часов, в зависимости от их возраста и характера работы.

 

 

Подготовила Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.