20 Августа, суббота
Облачно и дождливо
ночью 12°C
днем 16°C
ветер 8.6 м/с
Завтра, 21 Августа
Пасмурно и дождливо
12 ... 19°C
ветер 8.6 м/с

Хек вам из Чили, а не рыбу с Дальнего Востока!

21:00
19907

Хек вам из ЧилиКогда Россия ограничила поставки рыбы из-за рубежа, она призвала дальневосточных рыбаков заместить импорт своей продукцией. Они готовы. Но на их пути стоит непреодолимое препятствие – государственная граница.

Порты родной страны стали для дальневосточных рыбаков заграницей, скрытой железным занавесом. А все потому, что между исключительной экономзоной России и территориальным морем России существует невидимая линия – граница. И хотя по обе ее стороны – российские воды, но перейти эту линию не моги! Однако и миновать ее никак невозможно.

Возьмем, к примеру, маршрут Камчатка – Владивосток, который служит перевалочным портом для дальневосточной рыбы. Судно, которое перевозит рыбную продукцию по этому маршруту в режиме каботажа, проходя вдоль Курильских островов, вынуждено выходить в экономзону минимум 3 раза. Ведь граница проходит в 12 милях от берега, а между некоторыми островами Курильской гряды есть проливы шириной более 24 миль. То есть Курильские острова разделены проливами, посередине которых пролегает экономзона. И нельзя пройти от острова к острову, не став «нарушителем границы».

В 2013 году в закон о госгранице были внесены изменения, цель которых - избавить судовладельцев от этой головной боли. Теперь флот, который осуществляет плавание между российскими портами либо убывает из российских портов в территориальное море России с последующим прибытием в российские порты, вправе пересекать границу, просто уведомляя об этом пограничные органы.

Все бы хорошо, но только в это новое правило втесалась оговорка: за исключением случаев использования судов для рыболовства.

И получается такая картина. На Камчатку приходит транспортное судно, чтобы забрать партию рыбной продукции и доставить ее во Владивосток. Но как только рыба попадает к нему на борт, оно перестает быть каботажным, превращаясь в рыболовное. Потому что по закону о рыболовстве перевозка рыбы тоже считается рыболовной деятельностью.

А раз ты рыболовное судно, то граница для тебя закрыта. Что делать? Оформляться в заграничное плавание, задекларировав свой груз в таможне? Не выйдет. Декларированию подлежат только те грузы, которые следуют на территорию иностранного государства.

Правда, для рыболовных судов на такие случаи издано постановление правительства №560, которое предусматривает выдачу разрешений на неоднократное пересечение границы в уведомительном порядке. Но оно выдается только тем судам, которые имеют разрешение на вылов рыбы. А у транспортников таких разрешений нет, потому что вылов они не ведут. Что им остается? Идти через границу на свой страх и риск.

И закипела у пограничников работа. Это ж сколько «нарушений» можно вскрыть, не выходя из кабинета! Капитаны и владельцы морских транспортников потянулись нескончаемым потоком в суд, который признает их виновными по ст.18.1 КоАП («нарушение режима госграницы»). Штрафы такие: на капитана - до 50 тысяч рублей, на фирму - до 800 тысяч рублей.

Но это еще не все. Пограничные власти завели интересную практику. Допустим, капитан транспортного судна готовится пересечь границу. Он уведомляет об этом пограничников. Те отвечают: «Уведомление получено», - и больше ничего. Капитан думает, что раз ему не говорят «нельзя», то, значит, можно. Это повторяется и при втором пересечении границы, и при третьем.

И вот когда он уже думает, что все обошлось, его берут «за жабры» и вменяют сразу 3, 4 или 8 незаконных пересечений границы подряд. И по каждому – отдельное административное дело! И общий штраф для капитана может составить около 0,5 млн рублей, а для судовладельца – порядка 6,5 млн рублей!

В этом году камчатские пограничники предложили рыбакам «компромиссную» схему: транспортное судно, которое занимается перевозкой рыбной продукции, должно зайти в ближайший терминал морского порта на побережье, подать заявку на приход и отход. Тем самым оно, по мнению пограничных властей, возвращает себе каботажный статус и возможность пересекать границу.

Вроде как одна проблема решена. Но сразу возникают другие. Потому что в терминале морского порта есть рабочие часы, выходные дни. Его работник может заболеть, не выйти на службу. А еще в порту вступают в действие органы Россельхознадзора, которые могут потребовать проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

А главное, что эта схема касается только лосося. Для остальной рыбы граница по-прежнему закрыта. Вот, например, транспортник «Кристал Африка» 14 июля этого года покинул рейд Усть-Камчатска с грузом мороженого минтая и отправился во Владивосток. Режим границы судна открытый, рейс каботажный.

По пути следования судно трижды пересекало границу. Капитан трижды направлял уведомления в пограничные органы и трижды получал подтверждения об их получении. Как итог, он и его фирма схлопотали по три административных протокола.

Что же получается? Лосось, хоть и с оговорками, можно доставить с Камчатки во Владивосток, а другую рыбу – нет? Или для каждой рыбы надо придумывать отдельный закон?

Парадокс в том, что если транспортное судно загрузится на Камчатке не рыбой, а, скажем, рудой, и пойдет в другой российский порт, то проблем нет. Если оно загрузится рыбой и пойдет в Китай, то проблем нет. Но если оно загрузится рыбой и пойдет во Владивосток, то все – тупик! За какие грехи, ради каких государственных интересов? Логика бессильна дать ответ. А ведь кроме морского каботажа на Дальнем Востоке нет иных способов перевозки рыбной продукции между российскими регионами.

Так что, господа - товарищи правители, объявив эмбарго на иностранную рыбу и призывая дальневосточных рыбаков заместить импорт, снимите для начала эмбарго с отечественной рыбной продукции внутри собственной страны. Иначе нам останется один лишь чилийский хек.


Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Анатолий 7 лет назад #
Что-то я не вижу комментариев. Ни критических. Ни поддерживающих.
Молчим. Боимся. А ну ее… ту рыбу… самим бы остаться целым…
0
Dmitry P. 7 лет назад #
Это хорошо, пусть эта страна быстрее катится в ад, здесь уже ничего не изменить и не исправить. Чем быстрее рухнет, тем лучше.
0
Серёга 7 лет назад #
Dmitry P, ты и есть страна, бери и изменяй! А срачить по форумам ума не надо!
0
ВИКТОР 7 лет назад #
Как же был прав Сталин, сказав, что
Самый большой враг-это внутренний враг
! Три Гитлера не разорили Россию так, как наши правители. И все это сделано сознательно: уничтожили рефрежираторный вагонный парк и порвалась связь с центром России. Напридумали иезуитских законов и рыбак оказался в мышеловке. И самое гадкое, что нет просвета.
0
Валентина 7 лет назад #
Свежая рыба должна, конечно, же заполнять прилавки наших магазинов в наших городах. Но купить её уже невозможно стало со времён 90-годов.А те времена, когда были доступны всем магазины «Океан», где была наисвежайшая рыбка всех сортов, ушли в прошлое, Моря и океаны ведь остались, а рыбки свежей не купить. Мороженая завалявшаяся рыба лежит на прилавках, вид её не внушает доверия и по жабрам видно, что выловлена она ой как давно. И мы потребители уже не имеем возможности вкушать свежую рыбу. Вот в Испании говорят, что жители её имеют такую возможность кушать свежайшую эту рыбку. А в России — нет! Кто виноват? Ведь моря и океаны не исчезли, а свежая рыбы куда делась? Однозначно, что хозяина в торговле у нас нет. Что делать? Даже Чернышевский не мог ответить на этот вопрос, увы.
0
Виктор 6 лет назад #
Кстати, норвежские производители лосося уже порадовали нас новостью, что будут направлять свою рыбу в Россию в обход эмбарго именно из Чили.
0
Олег 4 года назад #
А я то думаю, чего это весь дальний восток завален чилийским лососем, а своей рыбы уже нет.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.