Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

А у нас в моторе газ, а у вас?

19:38
2727

На минувшей неделе камчатские журналисты гостили в Томске. В этом славном сибирском городе находится штаб-квартира компании «Газпром трансгаз Томск» – «дочки» главного «Газпрома», чья зона ответственности простирается от Иртыша до Тихого океана, на 13 регионов. В 2007 году в эту большую семью влился и наш полуостров. «Газпром трансгаз Томск» вел технический надзор и затем принял в эксплуатацию газопровод, который соединил месторождение, расположенное неподалеку от с. Соболева, с краевой столицей. Это позволило перевести городские ТЭЦ на газ и, наконец, «слезть с мазутной иглы». Чем еще порадуют нас газовики в ближайшее время? Об этом 10 октября на пресс-конференции в Томске говорили руководители дочерних компаний ОАО «Газпром», участвующих в реализации «Восточной газовой программы».

 

В чем сила, брат?

Безусловно, в эти дни основное внимание газовиков востока страны приковано не к Камчатке, а к «Силе Сибири». Так называется грандиозная по своему размаху газотранспортная система, которая должна соединить Иркутский и Якутский центры газодобычи с Дальним Востоком. Протяженность газопровода «Сила Сибири» составит более 4 тысяч км. В мае этого года был подписан 30-летний контракт на поставку газа в Китай между «Газпромом» и «CNPC». Согласно контракту в год должно поставляться 38 млрд кубометров газа. С этим «Сила Сибири» справится, ведь ее ежегодная производительность может вырасти примерно до 60 млрд кубометров газа. Масштабный газопровод должен стать той самой важной экспортной артерией, одним из мостов, скрепляющих отношения двух держав в эти непростые времена. Старая добрая поговорка «Русский с китайцем – братья навек!» не теряет своей актуальности. Ну, если не на век, то на ближайшие 30 лет – точно.

Не меньшую роль «Сила Сибири» должна сыграть и в развитии тех российских территорий, через которые будет проложен маршрут газопровода. Газопровод предназначен для обеспечения газом населения и промышленных предприятий Якутии, Амурской области, Еврейской АО и Хабаровского края. Что значит это для данных регионов? Не только тепло и свет, но и мощный толчок в развитии промышленности, а также тысячи новых рабочих мест. Уже сегодня среди местного населения «Газпромом» проводится масштабная работа по подбору персонала. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11.700 специалистов, эксплуатировать газопровод будут еще порядка 3.000 человек.

Проект «Сила Сибири» – уже не просто проект. Большая часть бумажной работы позади, теперь же на повестке дня подготовка к большой стройке.

Анатолий Титов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск», подчеркнул, «Силу Сибири» будут строить поэтапно. Первый участок газопровода, протяженностью 2.200 км, соединит Чаянду и Благовещенск. Для эксплуатации МГ потребуется построить 8 компрессорных станций, 5 линейных производственных управлений, а также вахтовые жилые городки. Срок запуска первой очереди «Силы Сибири» намечен на 2018 год.

На втором этапе 800-километровым трубопроводом будут соединены между собой Ковыктинское (Иркутская область) и Чаяндинское (Якутия) месторождения. Также в перспективе строительство участка от Свободного до Хабаровска (около 1 тысячи км). Таким образом, «Сила Сибири» соединится с ГТС «Сахалин – Хабаровск – Владивосток».

- Сегодня мы имеем рабочий проект первого этапа строительства, ждем госэкспертизу, - объяснил Анатолий Титов. – Нами проведены конкурсы на проведение подготовительных работ – например, на вырубку леса для прокладки трубопровода. Мы также заказали все оборудование. Уже идет материал, отгружено 60 тысяч тонн трубы, 50 из них доставлено в Ленск. Кстати, замечу, что труба вся – отечественная! Это к актуальному вопросу по импортозамещению!

Завершение строительства линейной части магистрального газопровода намечено на 2018 год. Так что поставки газа в Китай могут начаться уже через 4 года.

 

Способен ли газ заменить бензин?

Камчатка в крупномасштабный газопровод «Сила Сибири» по понятным причинам не попадает. Однако на пресс-конференции были озвучены пусть не такие глобальные, но все-таки приятные перспективы и для нашего полуострова.

Во-первых, уже в начале следующего года планируется достроить газораспределительную станцию, которая будет работать на Елизово. Котельные этого города будут переведены на газ. И у предприятий, расположенных на этой территории, появится возможность использовать голубое топливо значительно уменьшая производственные расходы.

Во-вторых, есть добрые вести и для жителей более отдаленных районов Камчатки. «Газпром трансгаз Томск» взял на себя реализацию важного социального проекта – строительство дороги от Карымая до Соболева (поселка, рядом с которым и находится месторождение, из которого газ поступает в Петропавловск). На сегодня на этом отрезке, кроме технического проезда, который из-за своей близости к газопроводу, не является безопасным, никакой другой сухопутной транспортной артерии нет. Соболеву давно была необходима полноценная дорога. За решение этого вопроса взялись газовики. В этом году они приступили к проектированию, а в 2016-м примутся за строительство добротной трассы, протяженностью более 200 км.

Ну, а третья новость с томской пресс-конференции, пожалуй, самая интересная и многообещающая, должна порадовать камчатских автолюбителей. Если же брать во внимание рекордное количество транспортных средств на душу населения, то благодать должна постигнуть чуть ли не всю Камчатку. Итак, внимание всем хозяевам железных коней! «Газпром» намерен построить у нас на полуострове газозаправочную станцию. И произойти это великое событие должно уже в 2016 году. В отказе от бензобака и переходе на заправку газом есть немало преимуществ. В этом мы убедились на томской земле. Здесь автотранспорт бегает на газе уже не первый год.

Камчатским журналистам устроили экскурсию по одной из АГНКС (автомобильной газонаполнительной компрессорной станции). Мы наблюдали, как один за другим к заправке подъезжали и наполнялись газом городские автобусы. Оказалось, что муниципальный транспорт – это самый крупный клиент газозаправки. Возможно, именно с этого сегмента «Газпром» начнет работу по заправке транспорта газом и на Камчатке.

Что же касается преимуществ газомоторного топлива, то первое из них, как говорится, бросается в глаза. На табло автомобильной газозаправки вместо длинного списка наименований – всего одна строчка: «Метан». Минимализм здесь прослеживается не только в ассортименте, но и в цифрах: 11 рублей 50 копеек за кубометр – такова цена газа! Кубометр газа по расходу эквивалентен литру бензина, более того, специалисты утверждают, что зачастую при правильной эксплуатации кубометра метана хватает на больший пробег. Все оценили экономию? Для камчатцев, то и дело выходящих на митинги против запредельных цен на бензин, она более чем очевидна. Бензин на полуострове лениво и беспардонно перемахнул планку в 40 рублей за литр.

Ошарашенные такой дешевизной метана, но не забывающие никогда о том, что живем на краю света, мы не могли не задать газовикам вопрос о том, насколько велика будет цена газового топлива, когда АГНКС откроют на Камчатке.

- Вы, конечно, понимаете, что себестоимость газа везде разная, но тем не менее на цене на газовое топливо это никак не отразится, - порадовал нас гендиректор ООО «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов. – Дело в том, что российское законодательство регламентировало этот вопрос. Цена на кубометр метана не может превышать половину стоимости бензина с самым низким октановым числом. Возьмем бензин А-80. Он у нас в Сибири стоит порядка 26 рублей за литр. Значит, продавать газомоторное топливо мы не имеем права больше чем за 13 рублей за кубометр.

Посчитаем, сколько метан будет стоить на Камчатке? В минувший понедельник «Камчатнефтепродукт» продавал 80-й бензин по 35 рублей 60 копеек за литр. Делим на 2, как гласит закон, получаем 17 рублей 80 копеек. Вот по этой цене у нас бы можно было заправляться газом, если бы газозаправку построили уже сегодня. Мы не знаем, как изменятся цены на бензин через год, когда «Газпром» торжественно обещает открыть первую на полуострове АГНКС. Но то, что цена метана в любом случае будет, как минимум, в 2 раза ниже чем цена самого дешевого бензина – это совершенно точно. Правда, сдержать камчатских автомобилистов от поголовного перехода на газ сможет стоимость переоборудования бензинового мотора на газовый. Специалисты пояснили, что в Томске, например, переделка далеко не самой старой легковушки на газ обходится в сумму порядка 60 тысяч рублей. Думается, что эта цифра, с учетом «камчатского коэффициента», у нас будет выше. Насколько – покажет время и… «предприимчивость» земляков.

Помимо экономической выгоды, у газа имеются и иные плюсы. Метан – экологичен и безопасен. Испробовать все преимущества газового топлива на своих «лошадках» камчатцам удастся уже в 2016 году. Первая АГНКС будет построена рядом с базой Камчатского филиала «Газпром трансгаз Томск» (напротив поста ГИБДД по объездной трассе). Следующая – в Соболеве. Сколько их будет всего, и удастся ли газу «пристыдить» бензин, зависит, в том числе, и от покупательского интереса. Но что-то подсказывает, что камчатцы – люди весьма интересующиеся.


Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.