Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Тёмная история

19:31
5440

Удивительно, но не все жители Камчатки знают, что 2-этажное здание с оригинальным фасадом по ул. Ленинской, 20, – это Камчатский краевой объединенный музей. Его история началась в 1911 году, и этот музей часто называют ведущим музеем Камчатского края.

Это здание изначально предназначалось не только для канцелярии губернатора, но и под музей. В то время такая идея была вполне уместной. Но нынешний век диктует свои условия. Сегодня в старинном здании экспонатам стало не только тесно, но и попросту опасно продолжать свое существование…

Сергей ГУНЬКО работает директором Камчатского краевого объединенного музея 2-й год, но знаком с ним  с 1974 года. Тогда он приехал в Петропавловск на исторические чтения из Магадана, где работал заведующим отделом истории советского общества областного краеведческого музея. Сергей Васильевич - кандидат исторических наук, преподавал историю Отечества в высшей школе.

- Коллекцию музея я знаю с 1970-х годов, видел, как в 1980-х годах формировалась нынешняя экспозиция. К сожалению,  сейчас она устарела - больше физически, меньше в научном плане. С 2015 года мы начнем постепенно исправлять это положение.

- Сергей Васильевич, как именно исправлять?

- Экспозиция старая просто по возрасту, кое-что уже рассыпается, тексты и фотографии выцветают. Предметы нужно реставрировать, печатные и текстовые экспонаты оцифровывать. Нужно обновлять экспозицию отдела природы, где представлена география, геология, биология Камчатки. И, конечно, нужно расширять экспозицию. Все нельзя разместить в музее, мы ограничены по площади. На помощь должны прийти  современные технологии.

Сегодня экспозиция музея заканчивается началом 20-го века, предреволюционными годами.

 - С чем это связано? Быть может, такая экспозиция есть в других музеях Камчатки?

- Нет, советский и постсоветский период системно не представлен ни в одном из наших музеев. В бывшем помещении  музея, на ул. Набережной, где сейчас находится городская библиотека, в экспозиции была представлена Камчатка времен революции и гражданской войны, освоения Камчатки в 1930-е годы, велся рассказ о строительстве промышленности и сельского хозяйства, рыболовства, о развитии культуры. Большой раздел экспозиции был посвящен истории Великой Отечественной войны и вкладу камчатцев в Победу. В 1980-е годы музей переехал на ул.Ленинскую, 20. Часть экспозиции, посвященная 20-му веку, «потерялась». 

В экспозиции Камчатского краевого  объединенного музея представлено 1.772 экспоната. Остальное хранится в фондах. А это более 100 тысяч музейных предметов. Выставить на наших площадях все невозможно физически,  а отдельного здания для хранения этих экспонатов не выделено, нет ни выставочных, ни лекционных залов,  в чем я вижу большой просчет с точки зрения музейного дела на Камчатке. Силами нашего музея мы пытаемся восполнить этот пробел путем временных выставок и выставок виртуальных, когда с экспонатами можно познакомиться на нашем сайте.

В этом году мы сделали первую виртуальную выставку к 100-летию бывшего руководителя Камчатского морского пароходства Киселева, и сейчас она размещена на сайте  www.kamchatka-museum.ru. Эта практика будет продолжаться, развиваться и расширяться.

- Каков план работы на 2015 год, когда будет отмечаться 70-летие Великой Победы?

- В январе у нас откроется выставка картин известного камчатского художника В. Зорина. Лейтмотив многих его работ - война, военные конфликты. С конца марта до конца мая будет работать временная выставка, посвященная истории Камчатки в годы войны. А  в сентябре откроется, и будет работать до конца года, еще одна выставка, уже виртуальная, которая посвящается последним страницам Второй мировой войны, в частности, Курильской десантной операции.

Кроме того, в 2015 году выйдет книга – продолжающееся издание «Из фондов музея», где будут опубликованы материалы Сергея Юдина. Это офицер, замполит, участник Курильского десанта, который жил на Камчатке еще в довоенное время.

Также мы сегодня продумываем концепцию виртуальной выставки, связанной с именем Василия Акшинского, камчатского  литератора, собравшего огромное количество материалов по Курильскому десанту и посвятившему этой военной операции две книги. В фонде нашего музея – собранные Акшинским документы, рукописи, фотографии.

У нашего музея есть отдел в Милькове, где к 70-летию Победы будет выставка «Завтра был мир», небольшая выездная выставка «Опаленные войной».

Будем готовить и мультимедийные лекции, и просто лекции и экскурсии.

Хотелось бы, в идеале, сделать выставку, посвященную Великой Отечественной войне, и экспонировать ее весь юбилейный год. Но тогда нам негде будет разместить ни одной другой выставки.

 - Наверняка ограниченность в площадях – не единственная проблема музея.

-  Да, их немало, и прежде всего потому, что здание это построено в 1911 году и не предназначено для музея по действующим требованиям. Внутри здания последний ремонт был в 1980-е годы. А что касается фасада, нам повезло. Благодаря заботе губернатора и министра культуры в этом году нам дали более 15 млн рублей на реставрацию и реконструкцию исторического здания.  В итоге, обновлена обшивка фасада, заменены окна, новая крыша. В здании стало теплее и комфортнее, за что большое спасибо. Но, к сожалению, это не все, в чем музей нуждается.

Мне отчасти понятна убежденность некоторых руководителей в том, что музей должен находиться в историческом здании. Но неудобств от этого - колоссальное количество. Внутри здания очень трудно перемещаться человеку с малейшими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Не говоря уже об инвалидах, которые даже не смогут оказаться внутри здания, поскольку здесь технически невозможна установка пандуса. Очень страдаем и мы, и посетители от отсутствия парковки.

Поскольку здание деревянное, пожароопасное, по закону мы не имеем права хранить в фондах никакие музейные предметы. Уже второй раз за год работы я получил соответствующий штраф. То есть нам, как минимум, нужно отдельное специально оборудованное помещение для фондохранилища. Сегодня оно у нас представляет собой не более чем камеру хранения. А ведь у нас хранятся картины, которые должны содержаться в определенном режиме температуры и влажности.  Мы, конечно, следим за этими показателями. Но регулировать их не имеем возможности, потому что поставить необходимые приборы туда невозможно.

  - Почему не делается шагов навстречу?

- Никто не отказывается нам помогать, но и особого энтузиазма не проявляет. Понятно, что денег в бюджете не хватает. Но глубинный смысл происходящего кроется в том, что чиновники не стоят рядом с экспонатами, не видят, как они гибнут, как осыпается с полотен краска. На грани гибели был фотографический фонд, его мы сейчас оцифровали. Впереди оцифровка негативов. Но оставим ли мы вкус, цвет и запах старой эпохи?

Гордость музея

Несмотря на трудности, сотрудники музея оберегают фондовое собрание как собственных детей, трепетно относятся к каждому экспонату.

С недоброй оказией появился у нас такой экспонат, как корабельная пушка с пакетбота «Святой Петр». Пушка отлита в 1724 году в Каменске-Уральском, хранилась в Алеутском краеведческом музее. Была похищена зимой 2012 года, угодила на пункт приема металлолома, где была найдена сыщиками уголовного розыска. Сейчас пушка временно хранится и экспонируется на ул.Ленинской, 20.  

Редчайший экспонат – череп вымершей морской коровы Стеллера. Немногие музеи мира могут похвастаться таким раритетом. Но здесь широко представлена и «живая» фауна Камчатки - в виде чучел краснокнижных животных. Чучелам не менее 30 лет, а некоторым и намного больше. Несмотря на трепетную заботу о них, видно, что время сильнее человека.

Кстати, в этом году будет выделено 800 тысяч рублей на обновление экспозиции. Много это или мало? Чучело медведя стоит 250 тысяч рублей, и этим все сказано.

Интересно познакомиться с предметами быта северных народов Камчатки – кухонной утварью, циновками, одеждой. Здесь же – и подлинные 17-килограммовая казацкая кольчуга времен открытия Камчатки, найденная на территории Пенжинского района, колчан со стрелами. В фондах хранится и огнестрельное оружие, с которым казаки пришли на Камчатку. Но представить его в экспозиции музей не имеет права, поскольку помещение не приспособлено для хранения таких предметов. Глупость чиновников, да и только, ведь оружие просверлено, использоваться не может...  Рядом - ценные шкуры, за которыми  казаки сюда, собственно, и шли, и собирали с коренных камчатских северян ясак.

Несли они с собой и священное писание. В частности, в музее хранится «Триодь постная»» – церковная служебная книга  с молитвословом, 1650 года издания, настоящая гордость музея (один из 45 подобных музейных предметов).

Пушки 2-й Камчатской экспедиции, отлитые еще в 1724 году,  были привезены в музей с Командорских островов. Там же были найдены и останки Витуса Беринга, по фрагментам которых был воссоздан скульптурный портрет командора. Этот бюст представлен в экспозиции Камчатского объединенного  музея. На более ранних портретах Витуса Беринга, предположительно,  изображался его дядя.

Выставлены в музее солнечные часы, принадлежавшие Фердинанду Врангелю, подаренные музею его правнучкой. 

А вот и настоящая сигнальная пушка с Петропавловского маяка у входа в Авачинскую губу. И английские пушечные ядра времен обороны Петропавловска от англо-французской эскадры, найденные на Никольской сопке, холодное оружие русских и иностранных солдат.  

А вот и бронзовые медали на Георгиевской ленте, которыми награждались все участники обороны Петропавловска. Получить такую было очень почетно, ленту на перекрестках не раздавали, ее нужно было заслужить, рискуя собственной жизнью.

Мария Шупеник

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Елена 4 года назад #
Несколько уточнений.
1. Последний ремонт в музее был не «в 1980-е годы». Директор музея А.К. Пономаренко, инициатор и активный участник реставрации здания музея — бывшей канцелярии губернатора Камчатской области в дореволюционные годы, уделял большое внимание сохранению здания музея, которое является памятником истории. В 1990-е годы на средства спонсоров и частично на средства из доходов музея был проведён косметический ремонт в большом выставочном, в 2-х малых выставочных залах и служебных кабинетах музея, а также в гардеробе и входной зоне. В 2001 году сделан отличный евроремонт мест общего пользования ( туалетов). С определённой периодичностью красился фасад музея, ремонтировалась крыша, производилась замена батарей отопления.
2. Не совсем понятно зачем нужно тратить 250 тыс. руб. на закупку чучела медведя, уже имея одно большего размера, которое было подарено музею в год его 90-летия в 2001 году и заняло своё место в постоянной экспозиции в отделе природы.
3. Начиная с 1982 года музей активно и плодотворно занимался созданием временных выставок, не имея достаточных площадей для создания постоянной экспозиции по истории Камчатского края, а также по некоторым другим объективным причинам. Это были масштабные выставки, по количеству экспонатов не уступавшие постоянной экспозиции музея: из фондов музея («Геологическими маршрутами Камчатки», " Рядовые Победы" и «Камчатка в годы войны», «Первая выставка дарений музею» (2001 г.), этнографические выставки, выставки декоративно-прикладного искусства народов Камчатки, выставки произведений камчатских художников, выставки по истории Петропавловска-Камчатского ), из частных коллекций, из музеев других городов (Певека, Санкт-Петербурга, Москвы).
4. Вопрос о необходимости строительства отдельного фондохранилища музея ставился А.К. Пономаренко с середины 1980-х годов перед руководителями культуры области. Планировал его построить на месте одного из подсобных зданий музея. Однако поддержки в этом вопросе музей тогда не получил.
Что же касается того, что фотографический фонд находился на «грани гибели », то в это трудно поверить: в музее были созданы достаточно хорошие условия для хранения фотографий и негативов: все они были систематизированы, фотографии разложены в специально заказанные для них на работавшей ещё тогда в Петропавловске тарно-картонажной фабрике папки и короба, а негативы — в конверты, которые хранились в ящичках приспособленного для этого довольно вместительного шкафа (возможно, из лаборатории С.А. Грюнера). Конечно, имелись и очень старые фотографии (в альбомах Дыбовского, Вольского, в фондах участников установления Советской власти на Камчатке, возможно, отдельные — в фотофонде Г. Гайдукевича). Но в целом коллекция находилась до 2004 года в хорошем состоянии. Конечно, когда после 2004 года, музей был оснащён современной техникой, стало возможно и необходимо провести оцифровку этих материалов, имеющих свойство «угасать» со временем, перенести их на современные носители информации, чтобы сохранить.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.