Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Эти наркоторговцы – чьи-то дети

20:13
2917

За мир без наркотиков«Эти ребята выросли из штанишек потребителей наркотиков и стали сбытчиками. Но прежде всего они чьи-то дети, хоть и не законопослушные, и государство защищает их как детей,– говорит начальник оперативной службы УФСКН России по Камчатскому краю Максим Ленчик. – А между тем пора бить тревогу! Если раньше они ограничивались приобретением наркотиков для личного употребления, то сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию: все чаще подростки занимаются распространением наркотических веществ среди таких же несовершеннолетних».

Наркополицейские констатируют: число подростков до 18 лет, попавшихся на употреблении наркотиков, растет. Особое беспокойство вызывает то, что их возраст снижается. Раньше это были молодые люди от 17 лет, сейчас выявляют 16-летних и даже 15-летних потребителей. Одновременно увеличивается и количество преступлений, совершенных подростками в сфере незаконного оборота наркотиков.

 

Не жди меня, мама

- В 2010-2011 годах на профучете в наркологическом диспансере как потребители наркотиков в возрасте 17-18 лет стояли от 4 до 6 человек,– рассказывает начальник отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН РФ по Камчатскому краю Сергей Цысь. – В 2012 году они перешли в следующую возрастную категорию, и несовершеннолетних на учете не осталось. А в 2013 году их стало сразу 10. В 2014-м – 13. Впервые за последние 5 лет был поставлен на учет в наркологический диспансер несовершеннолетний с диагнозом «наркомания». Причем это девушка 16 лет, и от внутривенных наркотиков! Плюс появились так называемые «повторники», употребляющие новые виды синтетических наркотиков,– те, кого мы задерживаем по нескольку раз. Среди несовершеннолетних есть и рецидивы преступлений – как правило, подростки не получают реальные сроки наказания, и, находясь под условным сроком, некоторые вновь преступают закон. Так, в 2014 году на сбыте «синтетики» повторно был задержан парень, который ранее избежал уголовной ответственности из-за юного возраста. Первый опыт его ничему не научил, он продолжил заниматься мелким оптом, сам употреблял, и сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело. Этот парень нигде не учился, воспитывала его одна мама, но большую часть времени он жил с бабушкой.

Как правило, к наркотикам, а затем и к их сбыту приобщаются дети, которым в семье уделяется недостаточно внимания. Чаще это неполные семьи, но бывают и внешне вполне благополучные, нормальные, где, однако, нет доверительных отношений с родителями, и ребенок чувствует себя одиноким, ненужным. Из их числа – та 16-летняя девушка, которая попала на учет как наркоманка. Не было взаимопонимания с мамой, девочка начала уходить из дома, выпивать, и мама махнула на нее рукой. Зато в притоне, где девчонку подсадили на наркотики, она чувствовала себя как дома. И самое страшное – сейчас у нее нет ни желания, ни сил прекращать употребление.

 

Естественный отбор?

Как известно, синтетические наркотики действуют быстро и разрушительно, люди, употреблявшие их, крайне тяжело поддаются реабилитации. Но если у некоторых взрослых все же есть шанс вернуться к нормальной жизни (в силу опыта, способности взглянуть на себя критически и более жестко контролировать свою тягу), то молодые, незрелые личности попадают в трясину зависимости навсегда и гибнут стремительно. Их ждут психозы, попытки суицида и летальные исходы, которые наступают обычно от внезапной остановки сердца.

- Коварность синтетических наркотиков в том, что они не дают почувствовать приближение конца – он наступает «без предупреждения», и человек умирает молодым и сильным, так и не успев понять, что с ним произошло,– рассказывает Сергей Цысь. – Буквально в конце 2014 года был случай, когда несовершеннолетний привел ровесника в компанию старших товарищей, они выпили, покурили, уснули. А когда проснулись, пришедший юноша был уже мертвый. Все в компании отрицают, что курили наркотики, говорят, он просто уснул. Но есть признаки, указывающие на употребление, и мы ждем заключение бюро СМЭ – будут ли обнаружены следы наркотических веществ в крови погибшего. Вообще, диагностика сейчас совершенствуется, и результаты, которые мы видим, весьма тревожные. Бюро судебной медицинской экспертизы с августа 2014 года определяет следы синтетических веществ в трупах. И с августа по декабрь было выявлено 10 фактов употребления «синтетики» умершими в возрасте от 15 до 34 лет. Всего их было около 120 человек, то есть почти у каждого десятого умершего был установлен факт прижизненного употребления синтетических наркотиков.

Бытует мнение, что так работает естественный отбор. Мол, пусть вымрут зависимые, слабые, идущие на преступления ради новой дозы,– останутся сильные и здоровые, «цвет нации». Даже не затрагивая вопрос гуманности, обнажим ошибочность этого мнения просто с практической стороны. Те, кто распространяет наркотики, заинтересованы в рынке сбыта. Они будут искать новых клиентов, соблазнять благополучных, пользуясь любым предлогом. Ведь и тот паренек, который жил с бабушкой и занимался мелким оптом, старался втягивать в употребление ребят из приличных семей, располагающих деньгами.

 

Недетский бизнес

За мир без наркотиковВыявлением несовершеннолетних, которые сбывают и распространяют наркотики на территории полуострова, занимается оперативная служба краевого УФСКН России (и другие правоохранительные органы). Говоря о специфике работы с молодежью до 18 лет, начальник службы Максим Ленчик подчеркивает:

- Эти ребята, в отличие от более старших товарищей,– продвинутые пользователи персональных компьютеров, они отлично владеют навыками регистрации и работы в социальных сетях, в поисковых системах глобальной сети интернет. И легко находят незаконный контент, предлагающий наркотические средства. Раньше подростки в основном ограничивались их приобрением для личного употребления, но сегодня мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста наркопреступлений, совершенных лицами до 18 лет. Сейчас, например, мы проверяем поступившую информацию, что наркотики распространяют в одной из школ Петропавловска, причем в сбыте задействованы девочки.

По словам Максима Ленчика, несовершеннолетние вполне осознают тяжесть преступлений, связанных с распространением наркотиков, но знают также и то, что суд относится к юным правонарушителям с изрядной долей гуманизма и, как правило, меры изоляции от общества применяет к ним в исключительных случаях.

- Несовершеннолетние знают, что легальных наркотиков не бывает. Но в силу своей самоуверенности и юношеского максимализма занимаются этой преступной деятельностью. В обществе, где нравственные ценности уступили место жажде обогащения любой ценой, дети охвачены желанием легкой наживы, их пленяет возможность дохода от 600 до 1000 процентов, и неокрепшие умы моральную сторону проблемы не рассматривают,– рассказывает Максим Валентинович. – И если раньше мы выявляли наркопотребителей в вузах, техникумах, училищах, то теперь – и в общеобразовательных школах. Экспансия синтетических наркотиков нарастает.

В 2014 году на Камчатке выявлено 6 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с участием несовершеннолетних. В большинстве случаев ребята не имели барышей – они собирали деньги с желающих одурманиться, приобретали вещества у дилера, а затем раздавали покупателям, часть оставляя себе для личного употребления. Но был и умник, который сам заказал «основу» в интернете, готовил смесь и продавал своим товарищам. Еще один парень служил курьером более старшим «друзьям». Он уже попадал в поле зрение наркополицейских – хранил наркотики, дело было расследовано и направлено в суд. А через некоторое время парень с наркотиками в кармане пришел в квартиру, где работали оперативники. Как выяснилось, он заказывал средство в интернете, оплачивал через QIWI-кошелек и забирал в указанном месте закладку. Иногда  потребителей наркотиков (а через них и торговцев) оперативники выявляют во время рейдов по общежитиям учебных заведений города. При этом наркополицейские обнаруживают в комнатах студентов специальные «наркоманские» приспособления, но доказать факт употребления удается не всегда.

С точки зрения правоохранителей, работать с несовершеннолетними преступниками труднее, чем со взрослыми, потому что государство защищает незаконопослушных детей со всех сторон. Каждая процедура осложняется дополнительными условиями, даже несмотря на железную фактуру причастия к преступлению. И реальные сроки заключения дети до 18 лет тоже почти никогда не получают. Зато, приобретя первый криминальный опыт, начинают работать еще хитрее и изобретательнее. И все же, несмотря ни на что, наркополицейские считают, что ужесточать наказание бессмысленно:

- Стоит обязать провайдеров, предоставляющих интернет-услуги, регистрироваться на территории России. Это существенно бы затруднило распространение наркотиков через интернет,– говорит Максим Ленчик. – А детей надо не наказывать, а воспитывать, с детского сада прививать им мысль, что наркотики в любых проявлениях – зло, что торговцы наркотиками калечат и убивают людей. Родителям нужно дружить со своими детьми, разговаривать, быть для них авторитетом. Ведь, преступив однажды эту грань – попробовав наркотик, дети не вернутся обратно. И привлечение к уголовной ответственности – полбеды. На материке уже люди дошли до крайности и устраивают самосуды над сбытчиками наркотиков. Так что решать надо прямо сейчас, что для вас важнее: ваша карьера, ваше благосостояние или здоровье и будущее ваших детей?

 

Эмма КИНАС

Фото предоставлено пресс-службой УФСКН РФ по Камчатскому краю

 

 

Щит и меч

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков в нашей стране сегодня вносит решающий вклад в уничтожение самой опасной формы преступности – организованной, которая генерирует новые вызовы и угрозы. Только за последние 5 лет сотрудниками Наркоконтроля России расследовано более 56 тысяч наркопреступлений, совершенных в организованной форме, что составляет почти 82 % от преступлений в этой сфере, раскрытых сотрудниками всех правоохранительных органов России. Наркополицейские уничтожили 288 преступных наркоосообществ (около 90 %), ликвидировали почти 20 тысяч наркопритонов (75 %), пресекли 49,5 тысячи оптовых поставок наркотиков (91 %). Из незаконного оборота за 5 лет изъято 125 тонн запрещенных средств – 66 % от всего изъятого в стране зелья.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.