В Петропавловске-Камчатском 20:25, 25 Февраля, четверг
ночью -11°C
днем -4°C
ветер 3,1 м/с
Завтра 26 Февраля
-10 ... -2°C
ветер 2,8 м/с

Герои Охотского моря

герои даманскогоКрушение БАТМа «Дальний Восток» останется незаживающей раной для тех, кого коснулась эта трагедия. Но она вызывает не только скорбь по ушедшим, но и уважение к рыбакам, которые поспешили на помощь экипажу гибнущего судна. Для нас, сухопутных, они – герои. А для них спасение человеческой жизни на море – просто часть работы.

В спасении членов экипажа «Дальнего Востока» приняли участие около 30 рыбацких судов, которые вели промысел в Охотском море. Одним из первых на выручку прибыл камчатский СРТМ «Гранит» (ООО «РК «Лунтос»). Вслед за ним на место крушения пришли «Герои Даманского» (ОАО «Озерновский РКЗ №55»), «Виктория-1», «Алексей Чириков» (ЗАО «Акрос») и другие суда.

Сейчас, когда они возвращаются в родные порты, у нас появилась возможность узнать об этих событиях напрямую от их участников.

«Рейс начался тяжело. Сильные шторма. Лед как чугунный», - вспоминает капитан СРТМа «Герои Даманского» Олег Давыдов.

Его судно вышло из Петропавловска в рейс 15 декабря. Первое траление – в Камчато-Курильской подзоне. Затем постепенно стали двигаться на север Охотоморья, к заливу Шелихова. Именно там в ночь с 1 на 2 апреля экипаж судна услышал просьбу о помощи с БАТМа «Дальний Восток».

«Мы вели поиск скоплений рыбы, когда пришел сигнал на 16-м канале безопасности, – рассказывает Олег Давыдов. – Сигнал был слабый, как будто человек говорил с нами по ручной радиостанции. Он назвал свое судно, координаты и сообщил, что у них – опасный крен. Сообщение длилось всего несколько секунд. Это не был сигнал бедствия. Мы даже не знали, кто с нами связался. Он не назвал ни имени, ни должности. Но по его голосу было понятно, что «Дальнему Востоку» действительно нужна помощь».

Между гибнущим судном и СРТМом «Герои Даманского» в тот момент было 15 миль. Это расстояние удалось преодолеть полным ходом примерно за 1 час 20 минут.

«Когда мы прибыли, БАТМ уже затонул, - продолжает мой собеседник. – Еще стояли утренние сумерки. Шел снег. На месте крушения плавали остатки судового снаряжения, доски, сети, канаты».

К тому моменту капитан «Гранита» Рафаил Кашиков уже взял на себя координацию поиска. Между собой капитаны договорись, что крупнотоннажные суда осмотрят район ЧП по периметру. А среднетоннажники, такие как «Герои Даманского», начнут поиск в точке затопления.

Было ясно, что большинство членов экипажа погибшего судна не успели воспользоваться спасательными плотами. Кому повезло, надел гидрокостюм. Но продержаться в таком костюме в воде при минусовой температуре можно от силы 3 часа, при условии, что он застегнут полностью. Надо было искать и спасать как можно скорее.

ГРАНИТ«Наше подруливающее устройство работало на предельных параметрах, поэтому перегрелось и вскоре вышло из строя, - говорит капитан Давыдов. – Мы были вынуждены выйти на периметр и продолжить поиск там. Четверых подняли живыми: троих мужчин и женщину. Они были в гидрокостюмах, но не на плотах. Все находились в тяжелом состоянии. Судовой доктор двоих откачивал».

Когда женщина пришла в себя, она попросила встречи с капитаном. Как оказалось, ее сын тоже работал на «Дальнем Востоке». Она хотела знать о его судьбе. К счастью, он был жив. Его спасли рыбаки с «Гранита».

По словам Олега Давыдова, тех четырех спасенных нашли в разных точках на площади примерно в 3 квадратных мили. При ветре силой 12-15 метров в секунду их разбросало довольно далеко друг от друга. Вести поиск было очень непросто. Например, увидели в море оранжевое пятно. Думали, что человек. Подошли ближе, а это – пустой гидрокостюм. В итоге, напрасно потеряли время. В такой ситуации неоценимую помощь оказала бы спасательная авиация, которая могла бы оперативно осмотреть акваторию с высоты. Но ее не было.

В эти же самые часы Министерство по чрезвычайным ситуациям рапортовало о том, как много людей и техники привлечено к поисковым работам. Хотя большинство тех, кто выполнял поиск, не имели отношения ни к МЧС, ни к другим спасательным структурам. Это были простые рыбаки, которые спасали своих товарищей, рискуя собственными жизнями, получая травмы.

Те, кто успел покинуть тонувший БАТМ, настолько ослабли, что не могли воспользоваться спасательным кругом или трапом. А спустить шлюпки мешала непогода. Члены экипажей, которые пришли на помощь, должны были сами погружаться в ледяную воду, чтобы вытаскивать оттуда пострадавших, несмотря на 2-метровые волны.

В итоге, было спасено более 60 жизней. Наибольший вклад в спасение рыбаков «Дальнего Востока» внесли экипажи судов «Гранит» и «Виктория-1» (капитан Андрей Павнин).

Ближе к вечеру в залив Шелихова прибыло транспортное судно «Андромеда» для эвакуации спасенных. Оно не могло подойти прямо на место событий, поскольку там нельзя было швартоваться из-за сильного волнения моря. «Андромеда» осталась севернее от района крушения. Суда, которые принимали участие в поиске, шли к нему, чтобы передать с борта на борт живых и мертвых.

Виктория 1«Путь до «Андромеды» занял часов 6, – говорит Олег Давыдов. – На этом судне уже находилась часть спасенных рыбаков. А на палубе стоял 20-фунтовый контейнер для погибших. Подобное зрелище трудно забыть. За 35 лет работы в море я такого еще не видел».

Что думает мой собеседник о причинах этой очередной трагедии Охотского моря?

«Столкновение с льдиной я бы исключил, – считает Олег Давыдов. – От места крушения до ледовых полей было миль 30. Более вероятная причина – перегруз плюс минимальный запас топлива. Когда топливо на исходе, в пустые танки необходимо закачивать морскую воду для балласта. Как действовал капитан «Дальнего Востока», мне не известно. Но в любом случае возлагать всю вину на него было бы неправильно».

Кстати, среди рыбаков, спасенных экипажем СРТМа «Герои Даманского», был гражданин Республики Вануату. Взял бы капитан Давыдов в свой экипаж иностранцев?

«У меня работают только камчатцы, – отвечает он. – Это грамотные, дисциплинированные специалисты. Я бы не променял их ни на магаданцев, ни на приморцев, не говоря уже про иностранных граждан. Тот парень с Вануату, которого мы спасли, не понимал даже по-английски. Я бы не взялся командовать таким экипажем».

Что полагается членам экипажей, которые принимали участие в спасении рыбаков с траулера «Дальний Восток»? В лучшем случае им объявят благодарность, капитанам вручат грамоты. Большего они и не ждут. Зато государство наверняка не поскупится на награды для «профессиональных спасателей», которые проявляли «героизм», не покидая своих кабинетов.

 

Сергей НИКОЛАЕВ

На фото: «Герои Даманского», «Гранит», «Виктория-1»

 

 

Перечислим суда, которые приступили к спасению экипажа БАТМа «Дальний Восток» в первые часы после трагедии:

«Гранит», «Новоуральск», «Анива», «Виктория-1», «Алексей Чириков», «Иван Калинин», «Пиленга-2», «Адмирал Колчак», «Гиссар», «Герои Даманского», «Лангуста», «Морской волк», «Вилючинский», «Братег», «Василий Каленов», «Васильевский остров», «Озерск», «Пелей» и другие.

 

 

6193

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых