Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Очарованный Камчаткой: живописный «театр» Виктора ТРИШКИНА

18:18
5648

В.ТришкинС художником и его творчеством мы чаще всего знакомимся на выставках, всякий раз открывая для себя что-то новое, неизведанное. Вот уже 75-я весна посеребрила виски камчатского живописца, заслуженного художника России Виктора Тришкина. За плечами сотни километров дорог по  уникальным местам полуострова, многочисленные зарисовки, этюды, картины… Неслучайно мне вдруг вспомнился морской вокзал туманным осенним днем, суета встречающих и провожающих пароходы людей на привокзальной площади и моя совершенно случайная встреча с Виктором Тришкиным. Художник уезжал на этюды на Курильские острова. Экипированный рюкзаком и этюдником, он стоял как бы в стороне от сутолоки, внешне спокойный, с каким-то внутренним сосредоточением. Художник – вечный подвижник, вечный странник, вечный созерцатель.

Камчатка в творчестве художника сопряжена с осмыслением и созданием изменчивого образа этого сурового и удивительного края. Виктор Тришкин – мастер неповторимых пейзажей и натюрмортов, отражающих уникальную природу Камчатки и традиционную материальную культуру народов Севера. Именно в этих жанрах художнику удалось по-своему своеобразно и емко выразить свое собственное отношение к Северу,  передать особый камчатский колорит. А еще Север захватывает художника тем, что не допускает повторов ранее виденных цветовых сочетаний. Каждая новая встреча с ним – новое открытие. Нелегок путь художника, но истина одна. Истина в постоянном практическом постижении мира и переложении своих мироощущений на холст. Великий русский пейзажист А. Саврасов говорил: «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».   

Волжские плесы из далекого детства… Маленький мальчик зачарованно смотрит на ослепительно белые кувшинки с золотисто-желтой серединкой, покачивающиеся на зеркальной глади воды, ему всего 2 годика, и – он, Витя, протягивает ручонки к цветку, не осознавая опасности глубины. Очень рано, насколько это помнит художник, ему открылся мир  прекрасного, который живет в нем по сей день, наполняя мир красками и звуками.

Виктор Михайлович – волжанин, родился 8 апреля 1940 года, в с.Бобровке Петровского района Саратовской области. Отец, Михаил Иванович, до войны работал железнодорожником,  обслуживал пути. Но Виктор его почти не помнит, ему был всего год, когда в суровом 1941 году отец  ушел на фронт и уже не вернулся. На долю матери, Дарьи Федоровны, легли все тяготы голодной военной и послевоенной жизни. В 1949 году в поисках лучшей доли она, собрав четырех детей, завербовалась и отправилась на Сахалин. На Сахалине сначала жили в п. Скалистом, а затем в г. Чехове.  В школе Виктор много с увлечением рисовал, самостоятельно учился играть на балалайке, гармошке, затем появился баян (подарила соседка). Он мечтал стать музыкантом, и когда ему исполнилось 16 лет, поехал в Хабаровск с надеждой поступить в музыкальное училище. Но этой мечте не  суждено было сбыться – не прошел по конкурсу: он – самоучка, не смог состязаться с  теми, кто годами занимался с педагогами.

В.ТришкинАрмию отслужил на Камчатке, и после окончания художественно-графического отделения Биробиджанского педучилища (1966 год), где учился у  педагогов-художников А. Смелова, В. Девятко, А. Третьякова, вернулся на Камчатку, уже навсегда.

Начал свою творческую биографию В. Тришкин учителем рисования в школе №20 Петропавловска-Камчатского, работал  художником-оформителем на разных предприятиях города. В 1970-е годы он становится преподавателем и директором городской детской художественной школы, приняв эстафету от художника-педагога, ныне – заслуженного художника России  Виталия Шохина.

С 1967 года он становится участником художественных выставок, активно участвуя в создании Камчатской организации Союза художников РСФСР.

Поездки, интересные творческие встречи с коллегами-художниками, работа на творческой даче им. И. Репина «Академическая» в Подмосковье, во всесоюзных творческих группах вдохновляли, способствовали творческому росту художника.

Виктор Тришкин искренне предан пейзажу и натюрморту - пишет то, к чему расположено его сердце. «Изначально натюрморт был моим первым увлечением, - рассказывает художник, - и лишь затем появилась тяга к пейзажу. Я связываю это с преподавательской работой. Постепенно  (сначала интуитивно, подсознательно) начал чувствовать постановку. Впоследствии это способствовало развитию композиционного чутья, постижению сути вещей, их гармонии, глубины, пластики».

Удивительно бережно подходит художник к национальным традициям коренных жителей Камчатки - коряков, ительменов, эвенов, чукчей. Но уходят в прошлое древние обычаи. Все очевиднее приметы современности. Наверное, поэтому так часто ездит художник «в глубинку» –  в отдаленные Карагу, Тымлат, Ачайваям. Изучает фольклор, тщательно выписывает плетеные из травы  лэпхэ и берестяные туеса, расшитые бисером кухлянки и малахаи. Художник познает мир самобытный и бесхитростный. Соприкасаясь через эти рукотворные изделия с национальными истоками, художник создает удивительные по красоте,  исполненные трепета и очарования натюрморты «Нымыланская кухня», повествующая о жизни береговых северных жителей Камчатки – нымылан, «Корякский натюрморт», «Эвенский натюрморт» и другие.

Натюрморт «Воспоминание» посвящен памяти отца художника Михаила Тришкина, погибшего под Смоленском.  Незатейливые солдатские принадлежности: котелок, фляжка, несколько запеченных в костре картофелин, черный хлеб, мерцание сдержанных серебристых красок, словно опаленных пеплом, говорят о суровых буднях войны. И только маленький хрупкий букетик ландышей пронзительно напоминает о весне!..

В конце 1970-х годов Виктор Тришкин все чаще обращается к пейзажу. Конечно, погода Камчатки не балует изобилием погожих дней. Но бывают дни необыкновенно ясные, и тогда во всей своей красе открывается суровая и прекрасная, эпически монументальная панорама. В один из таких дней художник сказал себе, что будет писать не только серое ненастье и мглистые облака, а пойдет в своем решении через чистоту и насыщенность цвета. Так появилось эпическое полотно «Бухта Русская», в котором весь мир полон хрустальной тишины, пронизан чувством торжества и покоя, а искрящаяся гладь бухты, обрамленная горными хребтами, напоминает волшебную чашу с маленькими белыми пароходами.

Много работ художник посвящает осени и весенним мотивам. Его привлекает и шальное прощальное полыхание красок («Вулкан Вачкажец. Осень»), и робкие приметы В.Тришкинпробуждающейся природы («Майский день»). А еще он любит писать межвластье дня и вечера, находя в этой поре то особое состояние, когда холодные сумерки еще не унесли тепло и ясность уходящего дня («Сиреневый вечер»).

Перелагая свои ощущения на холст, художник не перестает удивляться и восторгаться необычным формам снежников в горных ложбинах с нависшими над ними стадами облаков, узким тропинкам, сбегающим вниз сквозь заросли шиповника по песчаным отмелям и тихим вечерам.

Есть у Виктора Михайловича свои любимые места: Курильское озеро, Бухта Наталья, Бухта Русская, но особенно дорога ему Паужетка, ставшая для него на многие  годы постоянным местом работы. Целую серию паужетских пейзажей посвятил он этим местам («Паужетка. Утро», «Жаркое лето. Паужетка» и многие другие).

Помимо собственно пейзажных полотен, Виктор Тришкин разрабатывает темы, связанные с  городским и индустриальным пейзажем («Стрый город. Рябиковская», «Весеннее утро в Петропавловске», «Паужетская геотермальная станция» и другие). Часто на пленэре художник пишет море («Командоры. Прилив», «Тихий океан», «Бухта Русская»).

Интересную трактовку получила его композиция «Крабы и море», экспонировавшаяся на всесоюзной выставке «Голубые просторы Родины», в которой найден гармоничный сплав натюрморта  в пейзаже.

Талант художника-колориста Виктора Тришкина проявляется в особенности его живописного видения: сочетании  пленэрности с «декоративным» отношением к цвету, непринужденностью композиции.

В творческой биографии Виктора Тришкина много выставок самых разных уровней: городские, областные, краевые, зональные, республиканские, всесоюзные, зарубежные (Аляска, США, Япония, Австрия, Чехия), персональные. В 1994-1995 годы вместе с творческой группой «Камчатка» и Камчатским камерным оркестром  под руководством Георгия Аввакумова он побывал в Чехии и Австрии. Работы камчатских художников с успехом экспонировались в Праге, Вене и Зальцбурге.  

В 1999 году Виктору Тришкину было присвоено звание заслуженного художника России.

Произведения художника находятся в фондах Камчатского краевого объединенного  музея,  его Мильковском  отделе, Камчатском  краевом  художественном музее, Корякском  окружном краеведческом музее, Алеутском краеведческом музее, Быстринском районном этнографическом музее, Елизовском районном краеведческом музее,  портретной галерее «Скрижали Камчатки», в частных собраниях России и за рубежом, закупались дирекцией художественных выставок СХ РСФСР,  Министерством  культуры РФ.

Живопись  Виктора Тришкина бывает совершенно разной по настроению, но общее впечатление от его полотен - эмоциональное, жизнеутверждающее, оптимистическое мироощущение, основанное на непосредственном контакте с природой. Художник не перестает удивляться окружающему его миру, любуется его красотой, и зритель невольно вовлекается в «театр» его живописно-пластического языка.

 

Антонина ЧЕРКАШИНА, старший научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея, искусствовед, член Союза художников России

Иллюстрации

1. Портрет художника В.Тришкина. Фото А.Черкашиной.

2. Солдатские будни. 1960. Фото из семейного архива.

3. Бухта Русская, 1982 г.

 

 

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.