Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Особая аптека: закрывать нельзя ни в коем случае

20:11
4303

заведующая Татьяна БабенкоЕдинственная в Петропавловске производственная аптека – межбольничная №69 – изготавливает лекарства для больниц, по рецептам врачей для конкретных пациентов. Нужно ли в современных условиях ратовать за ее сохранение?

Производство лекарств в аптеках сокращается по всей стране – законодательные нюансы и экономическая выгода диктуют свои условия. Лечебные учреждения приобретают необходимые препараты и растворы у заводов-производителей, а основными клиентами аптек, готовящих лекарственные формы, являются частные лица. Вот и в Петропавловске осталась единственная производственная аптека – межбольничная №69. Пока она располагается в типовом здании, построенном специально для нее в 1980-е годы.

Заведующая Татьяна Бабенко работает здесь с первого дня, она открывала аптеку в декабре 1987 года вместе со своей бессменной заместительницей Светланой Кривуца. Почти 30 лет работы – целая история развития, расцвета и постепенного сокращения предприятия:

- Аптека была построена как межбольничная для всего Октябрьского района, и в тот период мы не работали для населения – только для лечебных учреждений. Они получали у нас как экстемпоральные медикаменты, которые мы готовили, так и препараты заводского производства («экстемпоральная рецептура» – термин обозначает лекарственные формы, изготовляемые непосредственно в аптеке по рецепту врача для конкретного пациента. – Прим. авт.). Для лечебных учреждений это было очень удобно – не было затоваривания, забот где хранить препараты – брали на месяц, и все. А у нас оборот был большой, завозили почти годовой запас товара, - рассказывает Татьяна Бабенко. – Но в 1990-е годы пришлось открыть розничный отдел, потому что к нам приходило множество людей из ближайших лечебных учреждений, нужны были шприцы, перевязочные материалы и т.п. Сначала мы открыли отдел готовых лекарственных форм, а потом взялись за изготовление лекарств для населения, потому что в других аптеках производство стало закрываться.

Сегодня готовить растворы и лекарства в условиях аптек сложно и невыгодно, заводское производство гораздо дешевле, – признает Татьяна Павловна. - Чтобы оправдать затраты электроэнергии и человеческих ресурсов, нужны большие объемы, а их нет. Каждую лекарственную форму обслуживают до 5 человек: санитарка-мойщица, фасовщик, фармацевт, который готовит, провизор-аналитик, который проверяет, и фармацевт, отпускающий лекарство в розницу. Одна пустая бутылка, пришедшая на Камчатку с завода, стоит 29 рублей. Вот и выходит, что в среднем бутылка раствора, приготовленного в аптеке, обходится в 100 рублей, а на заводе – в 40.

Есть определенные неудобства и с контролем качества. Для проверки медикаменты в кратчайшие сроки курьерской почтой отправляются в Хабаровск, в центр Росздравнадзора. Раньше такой центр действовал в Петропавловске, но содержать его стало невыгодно, на самоокупаемость ему было не выйти, и центр пришлось закрыть.

Кроме того, все меньше специалистов желают работать в производстве лекарств. Уже более 10 лет Камчатский медицинский колледж выпускает фармацевтов, которых обучают на базе 69-й аптеки, и только 3 человека за все эти годы захотели работать здесь, остальные предпочли устроиться в обычные аптеки, где ответственность меньше, а зарплата больше. За последнее время коллектив сократился вполовину, с 60 до 30 человек, и те кто остались, работают в аптеке много лет, по-настоящему любят и знают свое дело. Работы для них хватает: объем производства держится на стабильном уровне – около 50 рецептов в день, которые приносят порядка 1,5 млн рублей в месяц.

Большинство рецептов выписаны детям – лекарства с такими дозировками, которых вообще не выпускает промышленность, назначенные пациентам кардиологических клиник до и после операций; растворы для электрофорезов; препараты для инстилляции; капли в нос из серебра и т.п. Другие постоянные клиенты аптеки – пациенты кожвендиспансера. Для них готовят «болтушки» сложного состава, из 5-7 наименований лекарств. Кое-что производится и для больниц: перекиси, хлорамины, калия перманганат разных расфасовок и т.д.

В наши дни отношение к экстемпоральной рецептуре в мире разное. Например, в Израиле и Португалии она запрещена, а во Франции, Германии, Польше, США – процветает. Ее неоспоримое достоинство в индивидуальном подходе к лечению каждого пациента, в возможности подобрать необходимую именно ему дозировку и при этом учесть его особенности – например, аллергию или патологии почек, сердца и т.д. В России, как ни грустно, экстемпоральная рецептура переживает период упадка. Последует ли за ним подъем?

- Мы уверены, закрывать производственную аптеку нельзя ни в коем случае, особенно в нашем регионе, - говорит Татьяна Бабенко. - Закрыть легко. Открыть потом – крайне сложно. Найти специалистов, провизоров-аналитиков, уже сейчас большая проблема. В основном, провизоры-техники, которые торговлей занимаются. А ведь в будущем, возможно, индивидуальный подход к лечению будет актуален и в нашей стране. Так что коллектив аптеки №69 ратует за сохранение производства.

Перемены неотвратимы. Планируется, что в 2016 году здание аптеки будет передано противотуберкулезному диспансеру, на 1-м этаже разместится новый компьютерный томограф, на 2-м – детское отделение. А производственная аптека должна будет переехать в более скромное здание, скорее всего, на 8-м км, где сейчас располагается аптека «Радуга».

- Морально мы к этому готовы, - говорит Татьяна Павловна, - а нашим клиентам будет даже удобнее.

Так что мастерство и производство, пусть и в небольших объемах, петропавловские провизоры и фармацевты сохранят.

 

Эмма КИНАС

Фото автора

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.