Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Порт ПК: стабильность с прицелом на развитие

19:03
3864

Порт ПКВ этот день ветераны предприятия, работники и руководство ОАО «ПКМТП» почтили память первостроителей главного порта Камчатки. Традиционный митинг прошел у памятного обелиска первостроителям Петропавловского порта, который был установлен в 60-ю годовщину со дня основания предприятия. Портовики отдали дань памяти людям, которые в 1943-1945 годах в рекордные сроки с нуля построили порт для обработки грузов, следовавших по ленд-лизу для фронтов Великой Отечественной войны.

Как отметил на митинге генеральный директор ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Иван Капралов, главная ценность предприятия – люди. «Мы чтим и приумножаем традиции, заложенные предыдущими поколениями портовиков. Сегодня у нас дружный коллектив, где нет так называемой текучести кадров и успешно реализуются социальные программы», - сказал Иван Капралов.

На митинге были вручены грамоты и благодарности передовикам производства. От имени краевого правительства портовиков поздравил заместитель министра транспорта и дорожного строительства Андрей Сериков.

Порт ПККаковы сегодняшний день и перспективы морского торгового порта Камчатки – об этом мы беседуем с Иваном КАПРАЛОВЫМ, генеральным директором предприятия.

 

- Порт в Петропавловске-Камчатском начали строить героическими усилиями в 1943 году – война заставила торопиться. Затем порт жил и развивался вместе с регионом, переживая экономические взлеты и падения. На какое время пришелся расцвет предприятия?

- В 1970-е годы Камчатка и ее столица активно строились и развивались, укреплялась оборонка. А параллельно развивался и наш порт. В те годы у причалов стояли по 5-6 судов, а на рейде еще 15 судов ждали своей очереди, чтобы зайти в порт на приемку грузов. Наплыв грузов был масштабным, порт работал круглосуточно, в режиме 3 смен. Это было действительно золотое время и для Камчатки, и для порта. Пиковым по мощности стал 1988 год – было переработано 3,9 млн тонн грузов (при проектной мощности – в 3,7 млн тонн).

Кризис перестроечных лет не мог не отразиться на ситуации в порту – грузооборот падал, и, например, в 1994-м годовой показатель составил 400 тонн, то есть объем грузооборота упал почти в 10 раз. Тогда пришлось и часть коллектива сокращать, иначе порт не выстоял бы.

В 1995-м морской торговый порт был акционирован, создано ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ПКМТП).

 

- Какие грузы и в каком объеме порт принимает и перерабатывает сегодня?

- Мы можем работать абсолютно с любыми грузами, которые доставляются на Камчатку или уходят на материк. Сегодня порт принимает ежегодно, в среднем, 1 млн – 1,2 млн тонн грузов, то есть задействована 1/3 от проектной мощности. Порт обеспечивает практически 100 процентов морского грузооборота полуострова. В том числе поставляются грузы для снабжения частей Войск и Сил в г.Вилючинске.

 

- Порт полностью завязан на регион и не встроен в логистику поставок международной торговли?

- Да, пока специфика порта - тупиковый и нетранзитный. Поэтому нет и таких объемов импорта-экспорта грузов, как, например, в порту Владивостока. И наш грузооборот стабильно держится на отметке в 1,2 млн тонн грузооборота уже около 8 лет.

Численность работников порта сегодня оптимальная для переработки этого объема, для соблюдения техники промышленной безопасности и бесперебойной работы.

 

- В 2007-2008 годах экономическая политика владельцев порта подвергалось критике – по поводу высоких тарифов, наличия цепочки посредников и т. д. И правительство края, и антимонопольная служба предъявляли претензии на сей счет. Какое продолжение получила эта история?

- Убежден, что на тот момент это было очень выгодно определенному кругу лиц - создать предприятию негативный имидж… Сегодня я могу сказать, что порт полностью работает в правовом поле. Наши тарифы утверждены Федеральной службой по тарифам. И нужно просто понимать, из чего складывается тариф, например, на доставку с материка того же контейнера. Составляющая порта в нем – лишь малая часть. Плату за свои услуги взимают и железная дорога, и морской перевозчик, и цены на эти услуги не стоят на месте. Создать негативный образ – это несложно, куда труднее переломить ситуацию и доказать, что все совсем не так. Тем не менее сегодня обстановка вокруг предприятия нормальная: предприниматели знают и понимают как мы работаем, на каких основаниях и из чего складываются тарифы.

 

- Недавно правительство РФ утвердило к реализации долгожданный проект территории опережающего развития - ТОР «Камчатка». В его составе есть проекты, в которых ОАО «ПКМТП» кровно заинтересовано – это новый пассажирский причал и создание новых терминалов для обслуживания судов Севморпути. Насколько реальны сегодня эти перспективы?

- Действительно, порт назван якорным резидентом ТОР «Камчатка» в проекте строительства современного грузопассажирского терминала на мысе Сигнальном. А что касается Северного морского пути, то пока это перспектива. По сути, сегодня в стране отсутствует флот, который мог бы бесперебойно работать на Севморпути. И отсутствует развитая инфраструктура, на базе которой можно было бы принимать и обслуживать суда ледового класса.

 

- Но признан ли сам факт того, что Петропавловск-Камчатский и его порт могут претендовать на эту роль?

- Да, на всех уровнях Камчатка признана наиболее благоприятным местом для базирования флота и перегрузки контейнеров на суда ледового класса. Мурманск - Петропавловск-Камчатский по климатическим и географическим условиям - самые выгодные места, чтобы завязать эту линию и стать опорными точками для обслуживания Севморпути. Кстати, в 1980-е годы, когда Севморпуть работал, в Петропавловске была вся необходимая инфраструктура для обслуживания, включая плавучие мастерские, здесь шли замена экипажей, снабжение судов продовольствием и т. д.

Сегодня идет разработка концепции развития СМП. Реальная же работа может начаться лишь когда на регулярную линию встанет лихтеровоз «Севморпуть», который должен сойти со стапелей уже в 2016 году. Когда флот появится, то новые причалы для приема и обслуживания судов станут нашей задачей. У порта есть свободные площадки, есть куда дальше развиваться. Но пока это дальняя перспектива.

А вот что касается пассажирского терминала, туристического сектора – то это даже не завтрашний, это сегодняшний день. Камчатка привлекательна, и туристы действительно к нам едут. А если сделать выход на берег для пассажиров круизных судов цивилизованным и безопасным, то, я думаю, это принесет большой экономический эффект для региона. Эту задачу мы сможем обеспечить вместе с государством. И это, конечно, более близкая перспектива.

 

- В какой стадии сегодня тема пассажирского терминала?

- Еще до выхода постановления правительства Российской Федерации о создании ТОР «Камчатка» ОАО «ПКМТП» на собственные средства заключило с питерским проектным институтом ЗАО «ГТ «Морстрой» договор на разработку предпроектных предложений по строительству комплекса причалов на мысе Сигнальном в Петропавловске-Камчатском. 25 сентября разработчик завершил данные работы и предложил нам несколько вариантов для проектирования. Сейчас мы ведем работы по формированию технического задания для самого проекта. Сегодня необходимо понять, в каком объеме и в какие причалы будет инвестировать средство государство, поскольку речь идет о федеральной собственности. И какие средства могут вложить частные компании, в том числе и порт, которые заинтересованы в развитии туризма на Камчатке. Это должна быть совместная с государством работа. И мы надеемся, что вскоре все процессы активизируются.

 

- Мы говорим о новых причалах, хотя есть проблема старая и очень насущная – плачевное состояние причальных стенок в порту. Насколько ситуация критическая?

- Причалы все еще рабочие, но динамика их износа уже близка к критической. То есть пройдет еще 5-7 лет, и причалы можно будет закрывать, как это было в рыбном порту Петропавловска. Морпорт, как арендатор, старается поддерживать причальные стенки в рабочем состоянии, проводит текущий ремонт, но это – латание дыр, проблему не решает. Наши причалы – собственность Российской Федерации, и заниматься их судьбой должно Федеральное агентство «Росморпорт». В федеральной целевой программе по сейсмоукреплению несколько лет назад на это были заложены деньги, проект реконструкции причалов был даже на 90 процентов оплачен, но компания-проектировщик «Союзморпроект» обанкротилась. И все встало.

 

- Но ведь состояние причалов – это вопрос безопасности региона, в том числе.

- Конечно. Я знаю, что и губернатор, и правительство края серьезно озабочены этой ситуацией, ведь мы действительно живем в сейсмоопасном регионе. Все понимают, насколько важно обеспечить безопасность транспортной инфраструктуры. Но, повторю, еще в прошлом, 2014 году мы подписывали с «Росморпортом» соглашение о реконструкции. Но вот уже заканчивается 2015-й, и дело пока, к сожалению, не сдвинулось с места…

 

Порт ПК- Удается модернизировать порт, обновлять технологии и оборудование?

- Безусловно, модернизация порта идет. В течение 10 лет мы приобретали перегрузочную технику, в том числе современные тягачи, контейнерные погрузчики, то есть крановая техника в порту актуальна и исправно работает. Модернизировали составляющие тех же контейнерных перегружателей, двух больших кранов. И сегодня ждем прихода новой сложной погрузочно-разгрузочной техники.. . То есть мы не стоим на месте. Ведь главная задача какая? Это бесперебойная, своевременная и быстрая обработка грузов. Под это «заточены» и люди, и техника. Когда есть суда – работаем круглосуточно. И край бесперебойно получает все товары, которые сюда приходят.

 

- А на что «заточена» социальная политика предприятия? Рассказывают, что работники порта, как и в давние времена, не без гордости говорят о себе: «Мы – портовские»…

- Предприятие обеспечивает все положенные соцгарантии. В том числе оплачивает проезд в отпуск и работникам, и их детям. У нас действуют профсоюзы, беспрекословно соблюдается коллективный договор. Есть определенные выплаты за выслугу лет, к юбилеям и т.д. Мы участвуем в спортивно-массовых мероприятиях, возим людей в бассейн – живем насыщенной жизнью. У нас нет так называемой текучести кадров. Мы не забываем ветеранов-портовиков. И коллектив у нас сплоченный.

 

- И трудовые династии есть в порту?

- Да, у нас 20 династий, и это о многом говорит. Наш знаменитый слесарь-такелажник Иван Федорович Колотилко отдал порту 62 года непрерывного труда, а сейчас по инициативе деда здесь успешно работает его внук Максим. Есть семейные династии Королевых, Вашкиных и другие. Или семья Ахромеевых, биография которой во многом связана с камчатским пароходством. И у меня уже, можно сказать, династия Капраловых – мой отец работает в порту с 1968 года и до сих пор.

То есть у нашего порта есть своя замечательная человеческая история, и мы своими людьми очень гордимся.

 

Беседовала Елена БРЕХЛИЧУК

 

Новый морвокзал

Уже в 2016 году Петропавловск-Камчатский обретет новые морские ворота - строительство здания нового морского вокзала идет по графику, генеральный подрядчик - ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Возведены оба блока 4-этажного здания, объект подключен к инженерным сетям. В здании вовсю идут отделочные работы, скоро в здание будет подано тепло. Морвокзал будет удобным и красивым, преобразится и привокзальная площадь.

 

 

 

Петропавловский порт сегодня - это многоотраслевое транспортное предприятие. Это почти 32 га территории, 8 действующих причалов, специализированные перегрузочные участки, крытые склады и грузовые площадки, необходимый парк техники для переработки всех видов грузов. Порт Петропавловска открыт для захода судов круглый год, может принимать суда длиной до 200 м, шириной до 25 м и с осадкой до 9 м.

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» выступает якорным инвестором ТОР «Камчатка», в рамках которого планируется масштабная модернизация причальной инфраструктуры и строительство нового грузопассажирского терминала для приема судов всех классов.

 

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.