Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Оплату проезда в отпуск никто не отменял

23:30
2633

На этой неделе камчатцев встревожила новость, озвученная председателем Федерации профсоюзов Камчатки, о возможной отмене оплаты проезда в отпуск жителям северных территорий.

Поводом для появления новости стал п. 5 перечня поручений Президента РФ Путина, данных правительству по итогам заседания Го­су­дар­ственного совета, прошедшего еще 7 апреля 2015 года. Он поручает правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов подготовить и представить предложения «о внесении в законодательство РФ в части, касающейся выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, изменений, направленных на уменьшение сумм таких выплат за счет средств работодателей, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса».

Поручения эти опубликованы были не вчера, не являлись секретом, и вполне логично, что для их проработки в правительстве в итоге была создана рабочая группа. Вопрос о том, что компенсация проезда в отпуск является го­су­дар­ственной гарантией, исполнять которую обязаны работодатели­предприниматели за свой счет, тоже возник не вдруг. Объединения работодателей давно говорят о неравноправии: бюджетным организациям эти гарантии обеспечивает бюджет, а предприниматели все делают за свой счет.

История законотворческих баталий по поводу оплаты проезда такова. В Кодексе законов о труде от 1971 года содержалась норма об оплате проезда и провоза багажа жителям Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 1 раз в 3 года. В 1993 году в законе о госгарантиях и компенсациях была зафиксирована норма – оплачивать проезд 1 раз в 2 года всем жителям. Однако эта норма не стыковалась с Трудовым кодексом, который устанавливал оплату проезда 1 раз в 2 года только бюджетникам. Неравноправие устранили после того, как Федерация независимых профсоюзов России обратилась в Конституционный суд. В 2012 году КС РФ принял позицию ФНПР, издав постановление о противоречии нормы ТК РФ Конституции, и в 2014 году депутаты Госдумы воплотили его в Трудовой кодекс, обязав работодателей всех форм собственности компенсировать работникам оплату проезда и багажа к местам отпуска и обратно 1 раз в 2 года.

Именно после этого работодатели­бизнесмены заговорили о том, что государственная гарантия несправедливо автоматически легла на их плечи без каких­либо компенсаций со стороны самого гаранта – то есть бюджета страны.

Сегодня, после создания в правительстве рабочей группы по данному вопросу, профсоюзы сразу же забили тревогу и считают, что, если закон претерпит изменения, то оплата проезда в отпуск может быть секвестирована процентов на 50, или будет гарантирована 1 раз в 3 года. Поэтому Андрей Зимин говорит: «Мы сможем быть спокойны, когда эта рабочая группа будет расформирована, и вопрос полностью снят с повестки дня». И в этом трудно с ним не согласиться.

Но тред­юнионами не рассматривается возможность принятия рабочей группой других решений. Хотя в сфере последнего возросшего внимания правительства и Президента к проблемам Дальнего Востока, имеют право на жизнь и другие варианты.

Один из них – перераспределение части обеспечения таких гарантий в сторону бюджета РФ. Работодатели, заметим, никогда не требовали отмены гарантий трудящимся, говоря лишь о непомерной нагрузке на бизнес, особенно малый и средний. Трудно представить, чтобы Президент, одной рукой дающий добро на ускоренное развитие Дальнего Востока, ставящий региональным властям стратегические задачи по сохранению на этих территориях работоспособного населения, другой рукой ухудшал бы и без того непростое положение уже живущих здесь граждан.

Депутат Государственной Думы Ирина ЯРОВАЯ комментирует ситуацию так:

«Минфин и правительство России подтвердили, что отмены льготного проезда в отпуск для северян не планируется. Обеспокоенность Федерации профсоюзов Камчатки не могла быть оставлена мною без внимания, поскольку я считаю важнейшей задачей защиту интересов жителей Камчатки. С целью получения официальных разъяснений Министерства труда, оперативно все вопросы были обсуждены с министром труда М. Топилиным, после чего им даны официальные разъяснения о неизменности подходов в гарантиях для северян. Также дополнительно вопрос был обсужден с вице­премьером О. Голодец и 1­м заместителем министра финансов Т, Нестеренко, их позиция полностью совпадает с разъяснениями Министерства труда.

Нездоровая паника здесь неуместна. Создание рабочих групп, разработка предложений – обычный технологический этап подготовки новых законов. Только после этого любой вопрос попадает на рассмотрение в Го­су­дар­ственную Думу. Это действительно так. Но давайте вместе отбирать зерна от плевел. Снять нагрузку с бизнеса – это одно, а лишить граждан го­су­дар­ственных гарантий – совершенно другое. Работодатели на Крайнем Севере также являются гражданами России и пользуются теми же гарантиями государства. И уж точно никто не заинтересован в массовых увольнениях и оттоке рабочеспособного населения с территорий, где они ведут свой бизнес».

Рабочая группа создана и должна что­то наработать. Что она наработает, зависит от того, чьи аргументы будут услышаны. Для отстаивания интересов населения Дальнего Востока есть масса уполномоченных на то лиц – от губернаторов и депутатов Госдумы до сенаторов и тех же самых представителей профсоюзов. Мы очень надеемся, что с их помощью решение будет принято правильно.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.