В Петропавловске-Камчатском 20:05, 07 Марта, воскресенье
ночью -16°C
днем -5°C
ветер 7,8 м/с
Завтра 08 Марта
-18 ... -9°C
ветер 5,3 м/с

Одинокая девушка желает подзаработать

История борьбы за чистоту страниц камчатских рекламных газет от рекламы проституции уходит своими корнями в далекие 1990-е годы. Тогда местная рекламная пресса пестрила крупными фотографиями голливудских актрис и фотомоделей, сопровождавшимися телефонами с «ровными» номерами, обещавшими «незабываемые наслаждения». Все понимали о чем идет речь, но делали вид что не понимают. Законодательство было слабенькое, притянуть прессу к ответу не получалось. Были, конечно, особо активные борцы за нравственность, которые то и дело поднимали вопрос о недопустимости рекламы интимных услуг. Помнится, даже пытались воздействовать на газетчиков через законодательный орган тогда еще Камчатской области, но потерпели поражение.

Находились, конечно, и тогда принципиальные владельцы газет, которые просто отказывались размещать у себя такую рекламу, дабы не пачкаться. Но те, кто изначально весьма неплохо сколачивал капитал на рекламе проституции, не отказываются от этого и по сей день. Хотя, спору нет – реклама стала мельче по размеру и не столь явной, она теперь маскируется под объявления о знакомствах. Типа «стройная длинноволосая блондиночка познакомится со щедрым мужчиной, приедет в гости, пригласит к себе» и телефон. Все вроде бы чинно-благородно. Вот только знакомится эта блондиночка регулярно каждую неделю, причем сразу в нескольких газетах. Так сказать, активный поиск с фанатизмом. На самом деле, конечно, все гораздо проще – девушка желает не познакомиться, а подзаработать, причем совершенно определенным способом.

Доказать, что подобные объявления являются ничем иным, как рекламой интимных услуг, наконец, удалось Камчатскому УФАС. Для начала УФАС предъявило претензии к одной из камчатских газет на предмет публикации однотипных рекламных объявлений в рубрике «Знакомства», классифицировав их как рекламу интимных услуг, а стало быть нарушение закона «О рекламе». Газета ответила, что это никакая не реклама, а просто объявления о знакомствах простых земляков, желающих найти свою вторую половинку, и в доказательства представила антимонопольщикам купоны частных объявлений, поданных в газету в пункте приема. Тут-то и выяснилось, что за добрый десяток разных объявлений о поиске щедрого и обеспеченного мужчины платит одно и то же лицо, а вовсе не каждая отдельно взятая Маша, Глаша, Наташа, блондиночка и пышечка.

Кстати, номера телефонов тоже стали доказательной базой не в пользу распространителей этой рекламы. Управление МВД по Камчатскому краю представило в УФАС информацию о том, что факты размещения ненадлежащей рекламы о предоставлении услуг сексуального характера в камчатском рекламном издании подтверждаются материалами уголовных дел, по которым приговоры вступили в законную силу, а виновные лица были привлечены к ответственности по ч.1 ст. 241 УК РФ («организация занятия проституцией»). Согласно материалам этих уголовных дел с целью привлечения клиентов в газете размещались объявления в рубрике «Знакомства», где указывались абонентские те же самые номера телефонов, которые мы и по сей день можем видеть в объявлениях о том, что девушка якобы желает познакомиться.

Антимонопольщикам на этот раз пришлось проводить настоящее расследование, прибегнуть к помощи независимых специалистов-экспертов, коими выступили кандидаты психологических наук, доценты кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга. Эксперты проанализировали тексты объявлений и пришли к неутешительным выводам: «…рекламные тексты включают формулировки, неявно содержащие предложение услуг интимного характера; в них содержатся указания на характеристики мужчин, с которыми предлагается знакомство: «состоятельный», «щедрый», «взрослый», «нежадный»», а стало быть речь идет об интимных отношениях и об их платном характере, что делает их интимной услугой».

Эксперты в ходе анализа провели даже ассоциативный эксперимент: они давали людям читать вышеназванные объявления и выясняли, какие ассоциации они вызывают. Мы все с вами современные люди – ни один из участников эксперимента не признал в текстах объявлений намерение их авторов завести семью. В экспертном заключении психологи констатировали: «Размещение даже завуалированной рекламы интимных услуг в газетах бесплатного распространения, а, следовательно, широкой доступности, является неприемлемым по следующим причинам: данные рекламные объявления оказывают влияние на формирование представлений о том, что отношения между мужчиной и женщиной сводятся исключительно к товарно-денежному аспекту и сексуальной эксплуатации, основаны на внешней привлекательности и темпераментности - с одной стороны, и финансовой состоятельности - с другой. Данный контекст может противоречить формированию представления детей и подростков о человеческих отношениях, что представляет собой достаточно серьезную угрозу в силу общедоступности печатных изданий. Кроме того, шансы людей, подавших объявление с реальной целью найти партнера для длительных отношений, резко снижаются, так как их размещение в ряду объявлений определенного (интимного) свойства меняет целевую аудиторию, препятствуя их адекватному восприятию. Данный факт косвенно нарушает права этих граждан».

Федеральный закон «О рекламе» не допускает рекламу товаров, работ и услуг, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Надеемся, никто не будет спорить с тем, что проституция на территории России запрещена, а стало быть и ее реклама тоже.

Таким образом, круг замкнулся. А поскольку в силу закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель, УФАС вынес владельцу газеты предписание прекратить распространять рекламу интимных услуг и привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 4.000 рублей.

Газета отчаянно сопротивлялась требованиям антимонопольщиков, и обжаловала их решение в Арбитражном суде сначала Камчатского края, а после того как суд признал правоту УФАС, подала еще и апелляционную жалобу на решение суда. Но апелляционная и кассационная инстанции поддержали позицию УФАС.

Пока дело ходило по судам, газета продолжала публиковать нехорошую рекламу. На языке закона это значит, что рекламораспространитель не выполнил своевременно предписание УФАС о прекращении нарушений законодательства о рекламе. Поэтому антимонопольный орган привлек владельца газеты еще и к административной ответственности за невыполнение предписания в виде штрафа в 12.000 рублей.

Теперь антимонопольщики держат под пристальным контролем исполнение владельцами камчатских СМИ своих решений, и намерены добиться полного исчезновения рекламы интимных услуг в камчатских газетах.

 

Светлана СОЛОВЬЁВА

3790

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых