Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Для счастья мне нужна семья!

20:45
4062

Здравствуйте! Продолжаем разговор о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня мы расскажем об опеке и попечительстве.

Поскольку не все дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть усыновлены, возникает потребность во временных (на определенный срок) формах семейного устройства детей-сирот.  

По российскому законодательству над любым ребенком, оставшимся без попечения родителей, включая тех, кто был первоначально помещен в учреждения по заявлению родителей, может быть установлена опека и попечительство (включая передачу на воспитание в приемную семью). При этом для несовершеннолетних опека устанавливается до 14 лет, попечительство - от 14 до 18. Опека трансформируется в попечительство автоматически, по достижении ребенком 14 лет (с учетом мнения ребенка).

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, которые не должны быть лишены родительских прав или иметь судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекуны обязаны проживать с подопечными, защищать их интересы, заботиться о содержании, уходе, лечении, обучении и воспитании.

Опекунство и попечительство назначаются только с согласия опекуна, снимаются по заявлению опекуна либо по инициативе органов опеки, в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или конфликта интересов опекун - подопечный. Начиная с 10-летнего возраста для назначения опекуна необходимо согласие ребенка. 

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку по специальной программе.

Опека может быть назначена по заявлению самих родителей в случаях, когда родители не способны выполнять свои обязанности в силу бытовых или семейных обстоятельств. Основанием для установления такой опеки также является наличие уважительных причин, таких как, например, временное проживание в другом месте (в т.ч. в связи с работой), длительная командировка (особенности работы, например, вахтовый метод), тяжелое заболевание родителя и т.д. Родителям необходимо указать потенциального опекуна и срок, при этом к опекуну применяются те же требования, что и при обычной процедуре. В случае его отказа или несоответствия критериям опека не устанавливается, и родители вправе предложить другую кандидатуру. Опекунство в данном случае осуществляется на безвозмездной основе, т.к. обязанности по содержанию ребенка остаются на родителях.

Принимая в свою семью ребенка, опекун становится юридическим (законным) представителем ребенка. Опека не является приоритетной формой устройства ребенка в семью, и если на одного малыша найдутся и опекуны, и усыновители, то ребенок попадет в ту семью, которая готова его взять полностью как родного, т.е.  усыновить. Опекуны и попечители получают государственную материальную помощь при условии, что подопечный проживает вместе с ними (возмездная опека). Опеку, в отличие от усыновления, проще и быстрее оформить. Ребенок не лишается статуса сироты, может пользоваться всеми предусмотренными государством льготами, за ним сохраняется его фамилия, имя и отчество. Как правило, опекуном выступает один человек, и под опеку ему предоставляется один ребенок. Исключением может стать прием в семью сиблингов (братьев и сестер). Бывает, что опека предшествует усыновлению, часто это предварительная опека, вступающая в силу незамедлительно и имеющая временные ограничения 1 или 2 месяца. При этом   отсутствует какое-либо сохранение тайны происхождения ребенка, а биородители не теряют возможности восстановить через суд свои права.
Опека и попечительство могут быть назначены и по договору о приемной семье. Приемная семья - еще одна форма устройства ребенка для воспитания в семье.  

Согласно Семейному кодексу РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (или приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре.

В приемной семье  воспитывается несколько детей  до достижения возраста 18 лет или до окончания вуза, колледжа, техникума. Дети так же, как и при опеке, сохраняют статус сирот, имеют льготы.

Взрослые получают заработную плату. На содержание каждого ребенка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста.  

Более подробную информацию о   формах семейного устройства, о предусмотренных льготах вы можете получить в КГАУ «Камчатский ресурсный центр содействия развитию семейных форм устройства» и в органах опеки и попечительства по месту проживания. 

 

Константин Артем Алексей Семен Николай
 Варяницын Константин, 14 лет - активный, веселый, любит современную музыку, сочиняет РЭП  Артем, 12 лет - веселый, общительный, увлекается рисованием  Алексей, 14 лет - жизнерадостный, общительный, увлекается спортом  Смородин Семен, 7 лет - веселый, активный, любит рисовать, играть в футбол  Варяницын Николай, 10 лет - общитетельный, жизнерадостный, оптимистичный, увлекается журналистикой

 

МИФЫ

Решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, – нелегкий и очень ответственный шаг. Каждая семья приходит к этому по-своему: разные судьбы, разные обстоятельства... Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь и заботу маленькому человеку, или желание помочь конкретному лишенному родительской ласки ребенку обрести семью. В любом случае это решение достойно уважения. Главное, прежде чем идти дальше, необходимо задуматься, насколько именно вы готовы к появлению нового человека в вашей семье, действительно ли это то, чего вы хотите? 

Мифы и стереотипы, прочно вросшие в общественное сознание, – одно из главных препятствий к тому, чтобы тысячи детей, оставшихся без родителей, вновь обрели семью.

Миф 1. «Среди брошенных детей нет ни одного здорового». В самом деле, редкий детдомовский ребенок имеет запись в медицинской карте «практически здоров». Чтобы понять, нужно разобраться в истинных причинах особого состояния оставленных родителями детей. Это – опыт эмоциональной депривации, опыт пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери своей семьи, состояние полной неопределенности в жизни. Практически все расстройства здоровья и поведения, которые мы наблюдаем, – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Начав жить в семье, дети очень быстро догоняют и даже перегоняют своих сверстников. Если же у ребенка имеются хронические заболевания, никто не будет от вас этого утаивать, вам обязательно скажут об этом. Ведь передавая ребенка вам в семью, государство не снимает с себя обязанностей по заботе о его здоровье - как физическом, так и психическом.

Миф 2. «Плохая наследственность». Гены вызывают сильнейшую тревогу, так как повлиять на них невозможно. Существуют  особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент. Важно, чтобы принимающие родители были готовы признать и принять это. Но стоит помнить, что генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека.

Миф 3. «Ребенка из детского дома берут только те, у кого своих нет». Этот миф заставляет воспринимать принимающую семью как «ущербную», это подталкивает семью к соблюдению тайны усыновления. В результате нарушаются отношения внутри семьи. Миф этот вреден и тем, что мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребенка. Между тем именно они могли бы стать прекрасными замещающими родителями, поскольку опыт позволит им меньше беспокоиться и получать больше радости от общения с ребенком.

Миф 4. «Главное – сироту хорошо обеспечить». Если человеку давать все что ему нужно, он вырастает потребителем. Он не будет знать, откуда это берется, каким трудом это добывается. Но, кроме материальных благ, семья дает ребенку чувство защищенности. Детям нужны не столько вещи, сколько отношения – прочные и близкие. Только это дает устойчивость в мире и силы жить.

Миф 5. «Никто не должен знать!». Тайна усыновления – бомба замедленного действия внутри самой семьи. При выяснении правды – а это происходит почти всегда – главной травмой для ребенка оказывается не то, что он неродной, а то, что ему столько лет лгали. Сокрытие от самого ребенка истины о его прошлом есть не что иное, как нарушение его прав, а вовсе не защита его интересов. Дети это прекрасно понимают.

Миф 6. «Никаких кровных родственников, лучший вариант – круглая сирота». Дети, не имевшие вообще никакого опыта жизни в семье, пусть и не самой благополучной, – наиболее пострадавшие. Ребенку, у которого нет совсем никого на свете, почти невозможно преодолеть всепоглощающее чувство тревоги, а это очень мешает его развитию. Любой опыт семейной жизни, сохраненные воспоминания о прошлом в родительском доме являются ресурсом для ребенка, залогом более успешного развития. Самые «легкие» приемные дети – дети, имеющие опыт близких, хороших отношений с кем-то из кровной семьи, к кому-то привязанные, знающие, что у них кто-то есть.

Миф 7. «Он все равно захочет уйти к своим родителям!». Многим детям хочется знать свою историю, своих кровных родителей, все, что только можно. Особенно важно это в подростковом возрасте. Это естественное желание. Но большинство биологических родителей, многие из которых лишены родительских прав, не заинтересованы в поддержании отношений с ребенком. Новый опыт отношений в замещающей семье, чувство защищенности, принятия помогают принимаемому ребенку обрести глубокую привязанность к замещающим родителям.

Миф 8. «Лучше взять очень маленького, тогда будет как свой». Для многих детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте старше 5-6 лет, это предубеждение становится приговором, обрекая их на жизнь в казенном учреждении. Неужели его меньше жалко чем младенца? Опыт показывает, что возраст ребенка (как и пол) – не самая важная характеристика при прогнозе успешности его устройства в семью.

Миф 9. «Полюбить как родного». Проблемой этот миф становится тогда, когда за ним прячется осознанное или не очень желание «присвоить» ребенка: дать ему другую фамилию, имя, прервать все связи, относящееся к другой семье, словом, забыть, что ребенок приемный. «Присвоение» ребенка является, по опыту, одной из главных причин неудач и даже трагедий в воспитании приемных детей. Те семьи, в которых ребенок открыто осознается как приемный (при этом любимый, близкий, дорогой), чувствуют себя гораздо спокойнее, и все у них складывается лучше.

Миф 10. «Ребенок будет нам благодарен». Принимающие родители, для которых это убеждение имеет большое значение, бывают неприятно удивлены, не получая от ребенка никакой благодарности. Маленький ребенок все происходящее с ним принимает как должное. Кстати, именно обида на неблагодарность нередко заставляет родителя самого нарушить тайну усыновления. По-настоящему благодарны (конечно, уже во взрослом возрасте) бывают те приемные дети, которым позволяли быть самими собой и от которых благодарности не ожидали, наоборот, родители считали, что дети принесли им много радости и новый опыт.

Миф 11. «Взять ребенка – значит, усыновить». Усыновить – значит, полностью самим решать все возможные проблемы со здоровьем, развитием, учебой, содержанием ребенка. Существуют разные возможности семейного устройства, их нужно знать, и выбирать форму устройства, исходя из интересов ребенка и семьи, а также с учетом всех обстоятельств.

Миф 12. «Главное – просто полюбить». Полюбить – очень важно. Но недостаточно. С приемным ребенком незнакомым, часто непонятным, нужны помощь, знания, подготовка. Никакое педагогическое образование или даже опыт воспитания обычных, семейных детей порой не помогают разобраться в том, почему приемный ребенок ведет себя именно так. Есть вещи, которые знает только профессионал, и во многих ситуациях на помощь должен приходить специалист.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. От того, какими мы воспитаем наших детей, я говорю наших, потому что чужих детей не бывает, и зависит будущее нашего государства.

И последнее: государство всячески поддерживает замещающие семьи, в том числе и финансово.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.