Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Смерть в бутылке

20:15
2154

контрафактРоссия – страна пьющая. Что бы там ни говорили, какие бы сухие законы ни вводили, какими бы правилами и акцизами не ограничивали продажу алкогольных напитков, мы упорно остаемся в строю самых пьющих народов. Но сегодня даже не этот  факт заставляет наши власти крепко задуматься над тем, не вернуть ли государственную монополию на производство  спирта и спиртосодержащих напитков. Ведь выпить мы любим что «покруче», но купить это хотим подешевле.


География отравы

В последние месяцы по стране черной волной прокатились случаи смертельных отравлений некачественными алкогольными напитками. Официальные органы уже не просто бьют тревогу по этому поводу - они называют эти отравления настоящей эпидемией! Вдумайтесь! Согласно официальным данным только за ноябрь в России, отравившись горячительным, умерли 14 человек. Счет тех, кто выжил, но навсегда остался инвалидом, идет на сотни. Мошенники вовсю готовятся к новогодним праздникам и бойко разливают контрафакт по бутылкам известных брендов. Покупателей не смущает даже цена товара – 400-500 рублей за элитный алкоголь премиальной марки.

Случаи летальных отравлений в последнее время были зафиксированы в Чувашии, Красноярском крае, Оренбургской, Курской, Калужской и Московской областях. На днях и Камчатский следственный комитет сообщил об обнаружении в одной из квартир дома, по ул. Панфилова, в Петропавловске, тел 36-летней и 45-летней женщин без внешних признаков насильственной смерти. Следствием сразу же было выдвинуто предположение, что причиной их гибели  могло стать отравление алкоголем – о том, что женщины выпивали, красноречиво говорила обстановка на месте происшествия.

Чтобы представить масштабы распространения суррогата по стране, достаточно в строке поискового браузера в интернете набрать запрос «контрафактный алкоголь» и кликнуть на вкладку «новости». География обнаружений «паленой» выпивки просто поражает! Приведем лишь первые 10 заголовков: «В торговой сети Яранска (Кировская область) продавали поддельный алкоголь», «Полицейские Сургутского района изъяли из незаконного оборота более 50 литров алкоголя», «В Норильске полиция обнаружила партию поддельного алкоголя элитных марок», «В Ростовской области задержали фуру с контрафактным алкоголем», «Предполагаемого поставщика суррогатного виски задержали в Подмосковье», «В Красноярск доставили поставщика контрафактного виски», «У жителя Башкирии изъяли более 300 литров поддельного алкоголя», «Более 1.000 литров «паленого» алкоголя обнаружили в Нижнем Новгороде», «В Нарьян-Маре перекрыли канал поставки контрафактного алкоголя», «В Казани бывших сотрудников «Алкоторга» задержали за фальсификат», «Предприимчивый житель Ленобласти предстанет перед судом за торговлю контрафактным алкоголем».  И все это новости за день!

Каждая вторая рюмка

Рынок контрафактного алкоголя в России сегодня разные источники оценивают по-разному: официальные данные  – порядка 30 процентов,  а независимые – до 60 процентов. Эксперты общества защиты прав потребителей Санкт-Петербурга вообще называют 75 процентов крепкого алкоголя, продаваемого в Северной столице, поддельным. Выходит, что в каждой второй рюмке, которую поднимают за праздничным столом, налит суррогат.

Камчатка тоже отметилась на карте российского разгула фальсификата. 9 декабря в суд передано дело 28-летнего жителя Петропавловска, который занимался перепродажей нелегального алкоголя. Суррогат был изготовлен не известно где и не известно кем, акцизные марки на бутылках отсутствовали. Изъять у злодея оперативникам удалось 1.431 бутылку, общей стоимостью 2 млн 735 тысяч рублей. Остальное он успел продать через своих знакомых и по объявлениям в социальных сетях. Выяснить происхождение товара следствию так и не удалось.

 

Киллер из вотсапа

Что заставляет нас, россиян, покупать коньяки и виски, продаваемые через сомнительные сайты и по объявлениям из соцсетей, понять трудно. Неужели каждый, кто покупает бутыль «Джека Дениэлса» в вотсапе за 500 рублей, действительно верит в то, что ставит на праздничный стол элитный напиток?! Достаточно знать элементарную статистику ценообразования на самую простую водку, чтобы ответ на этот вопрос стал очевидным. Производители водки утверждают, что сегодня произвести ее дешевле чем за 200 рублей за пол-литра невозможно. Это с учетом того, что 100 рублей стоит только акцизная марка.  Именно поэтому официальный минимум цены на водку сегодня поднят с 185 до 240 рублей за пол-литра. Вот и получается, что, покупая невесть что в «элитной» бутылке с красивой «брендовой» этикеткой, мы приносим домой в лучшем случае неучтенку (читай – ворованный продукт), а в худшем – смерть.

Бойкая торговля «паленым» пойлом идет повсеместно: продают из-под полы, в квартирах, ларьках и мелких магазинах, через интернет и социальные сети, не брезгуют нелегальными продажами даже в ресторанах и барах. Внешне бутылки выглядят как легальные,  жидкости в них не отличаются ни по цвету, ни по запаху. Но в суррогатный алкоголь добавляют крайне дешевый технический спирт - метанол. Это токсичный яд, который приводит к мгновенной слепоте и разрушению печени.

Смертельная доза такой выпивки – 30 г, то есть достаточно всего рюмки. А тяжелейшее отравление наступает даже от мизерной дозы – 5-10 г. Запомните это и расскажите об этом своим знакомым, друзьям и родным! Сегодня, как это ни печально, никто, кроме нас самих, не в силах уберечь нас от опасного суррогата. Конечно, Камчатку в какой-то степени спасает отдаленность (не довозят к нам больших партий фальсификата) и наш статус «большой деревни», в которой вести нелегальную торговлю проблематично - слишком уж все на виду. Но попытки все-таки предпринимаются.

 

Невыносимое бессилие власти

А куда же смотрят власти, спросите вы? Самое печальное, что даже законодатели признаются сегодня в том, что в регионах нет инструментов борьбы с контрафактным алкоголем. Если даже партия алкоголя изымается, то у полиции нет специализированных лабораторий по определению его состава на предмет опасности для жизни и здоровья. Лаборатории есть у Роспотребнадзора, но они не наделены соответствующими полномочиями и не обладают соответствующими лицензиями, поэтому дальше вопрос повисает в воздухе. Таким образом, контролирующие полномочия распылены и размыты так, что все понимают: нет ни механизмов контроля, ни инструментов отслеживания ситуации. Вроде бы есть государственная монополия на производство акцизных марок, но их подделывают, клеят на бутылки, и никто из нас, потребителей, не в силах на глаз определить подделку.

Есть и еще одна причина, по которой сбыт фальсификата резко возрос именно сейчас. С 1 января 2016 года в России вводится единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая будет вести учет всего произведенного, ввезенного и реализованного спиртного. По замыслу, это должно серьезно осложнить продажу контрафактного алкоголя, поэтому ушлые коммерсанты спешат именно сейчас сбыть свой «паленый» товар.

 

Каждую бутылку зарегистрируют

Выглядит система ЕГАИС примерно так: в комплект входит кассовый аппарат, сканер, и планшет с выходом в интернет. Прежде чем продать покупателю бутылку в магазине или налить хотя бы 100 г в баре, продавец должен сканировать информацию акцизной марки, и компьютер автоматически сверяет - была ли эта бутылка зарегистрирована на каком-либо заводе. Если да, ему выдает чек. Если нет, продавец не может продать ее, а бармен не только налить из нее, но даже вскрыть эту бутылку. Чтобы работать в системе, продавцу алкоголя необходимо приобрести цифровую подпись и бесплатно скачать с сайта Росалкогольрегулирования программное обеспечение. Система вводится не вдруг. Она уже работает в тестовом режиме с середины 2012 года в пилотных регионах средней полосы России, где к ней уже подключено более 60 тысяч магазинов.

Как всегда, отношение к нововведению неоднозначное. Кто-то говорит, что оно ударит по рознице и приведет к еще более бойкой продаже алкоголя в подворотнях. Кто-то уверен в том, что новые правила продажи отразятся на цене, естественно, в сторону ее увеличения. Представители Российской ассоциации розничной торговли уже заявили о том, что с введением ЕГАИС закрылись 14 тысяч мелких магазинов, в ассортименте которых присутствовал алкоголь, и с распространением ее требований на территорию всей страны закроется каждый второй магазин в спальных районах городов.

А вот нам кажется, может быть, это и правильно? Если торговая точка не желает продемонстрировать нам то, что торгует только легальным алкоголем, подключившись к государственной контролирующей системе, то грош ей цена. Такой отказ лишний раз продемонстрирует нам то, что здесь, видимо, не брезговали продажей суррогата. А стало быть, закрытие такого магазина никак на жителях близлежащих домов негативно не отразиться.

Если ЕГАИС заработает так, как это было задумано, каждый из нас, покупая бутылку вина, будет уверен в том, что информация с ее этикетки действительно соответствует месту изготовления напитка. И если это крымское вино, то привезли его из Крыма, а не из гаражного кооператива в Подмосковье. После этого останется только усилить борьбу с продавцами откровенного фальсификата, которому уже не будет места на прилавках магазинов.

 

Приравнять к убийцам

Кстати, следственный комитет уже высказался за ужесточение наказания за отравление в результате потребления суррогатного алкоголя, приравняв его к убийству. То есть если раньше это квалифицировалось как причинение смерти по неосторожности, то сегодня предлагается наказывать продавца смертоносного пойла по статье «убийство». Предложения эти были озвучены следственными органами в российском парламенте, и сенаторы намерены поддержать его в будущем году.

 

Светлана СОЛОВЬЁВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.