Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Пара олимпийцев

21:00
3536

Снежные склоны, контрастирующие с мрачноватой красотой бурых вершин, визуально сжаты толпами неистовых болельщиков до узких коридоров, что делает белые террасы похожими на застывшие горные потоки. Люди всех цветов и рас вдоль одного из таких потоков приветствуют громкими возгласами ободрения и поддержки очередной силуэт, вылетевший из-за поворота трассы на очередной ее каскад. И вдруг, спустя какие-то мгновения, вслед за ним появляется еще один. Тело его странно напряжено в непривычной позе, скорость сравнительно невысока, но толпа зрителей буквально взрывается бурей аплодисментов, восторженного свиста и приветственных криков. Это наш 24-летний горнолыжник Ваня ФРАНЦЕВ, за 9 лет спортивной карьеры – многократный чемпион и призер, покоряет сочинскую паралимпийскую трассу, неся триумф России и Камчатке.

Его напарника – тренера и соратника, ехавшего перед ним, – в спортивной среде официально называют «ведущий спортсмен», а в повседневности предпочитают говорить просто «лидер». На Камчатке он работает в СДЮШОР «Эдельвейс», а в Москве – в центре спортивной подготовки сборной России Министерства спорта и туризма. То есть вместе с Иваном они выступают за край, а за его пределами – в составе сборной. Он – потомственный горнолыжник, зовут его Герман Аграновский. Сейчас ему 26 лет, на лыжах стоит с 3 (или 4 – точно уже не помнит и сам).

Родители – всемирно известные тренеры, потому и сам он был в горных лыжах успешен, но после армии решил их оставить. Поступило предложение работать с паралимпийцами – и теперь жизни Вани и Геры связаны неразрывно. Причем не только в символическом смысле, но и буквально – во время спуска. Но об этом чуть позже.


«Две большие разницы»

Спортсмены-паралимпийцы делятся в горных дисциплинах на 3 группы: слабовидящие; опорники (они же стоячие), то есть «ампутанты», ребята без рук или ног; сидячие, или «бобы». В таком порядке и стартуют, причем сначала женщины, потом – мужчины.

Спорт почти не отличается от того, каким в свое время занимался сам Герман: те же склоны, те же трассы, но едут они вдвоем. Лидер – впереди, показывает путь, направление, являясь глазами спортсмена. Их особый вид связи – специальное «блютус»-устройство, помогающее общаться, чтобы ведущий не кричал во время спуска, меньше оглядывался. В этом – его основная задача, а сложность в том, что при разнице скоростей и уклонов необходимо успевать заранее подавать ведомому правильные команды.

– Слабовидящие горнолыжники делятся на 3 группы. Наша группа В2 – зрение с очень большим минусом. Здесь у всех ситуация разная: например, Ваня видит только мой силуэт. У спортсменов в В3 ситуация со здоровьем чуть лучше. А В1 – это «тотальники», зрения у них ноль, и их очень мало в мире. В данный момент, например, ездит только один – словак.


– Ты общаешься и с нашей паралимпийской сборной, и с зарубежными спортсменами. Что побуждает их заниматься горными лыжами, выступать на соревнованиях?

– Это две разные группы людей. Слабое зрение у одних – приобретенная патология, у других, как у Вани и его сестры Саши, – врожденная. Участник нашей сборной Валерий Редкозубов – мужчина уже в возрасте, 40 с лишним лет. Катался сам для себя и где-то даже выступал, но травмировал зрение на производстве... Однако решил не бросать: ведь остались и навыки, и опыт. И на Паралимпиаде в Сочи дважды стал первым!


– В этом виде спорта спортсмены часто падают. Причин много: состояние снега, скорость, неровности трассы и ее сложности. Как разворачивается ситуация, если лидер падает, а спортсмен продолжает спуск?

– Конечно, и такое бывает, но по правилам (как и у здоровых, так и у паралимпийцев) между нами должно быть определенное расстояние, и как я без него не могу продолжать движение дальше, так и он без меня. Если я пропускаю ворота либо падаю – нас тут же дисквалифицируют. Если процент схода с трассы велик – много спортсменов уже упало до тебя и надо просто доехать, – то едем дальше. Многое зависит от вида: если едешь в скоростном – супер или спуск – и упал, то дальше продолжать движение уже не можешь. Если это технические виды – гигант или слалом, и ты падаешь, но все же проходишь ворота, то можешь ехать дальше. Однако чаще всего так не получается: если падаешь на высокой скорости, то пересечь створ ворот уже не можешь: ты либо ушел в сторону, либо ниже, и надо подниматься, и это уже отнимает так много сил... Да и настрой уже не тот. И ты завершаешь попытку.


Мастера «на все лыжи»

Пара олимпийцев– Всего в горных лыжах 5 дисциплин, и мы выступаем во всех, хотя больше предрасположены к скоростным: это спуск и супер. Есть комбинация – по одной попытке в супере и в техническом виде, в слаломе. Кроме специального слалома в технические виды входит гигантский. В скоростных видах расстояние между воротами чуть больше – и скорость, соответственно, тоже.

– Кстати, о скоростях: насколько рекорды паралимпийцев отличаются от достижений обычных спортсменов?

– Мы были на чемпионате мира, и там сидячие (они ездят на бобах – такое устройство вроде низенькой табуреточки на полозьях) из Японии (сегодня едва ли не сильнейшие) через специальную программу в спутниковом телефоне засекали свою скорость – и у самого быстрого она оказалась 140–150 км/ч. Но это все-таки боб. Сам он весит около 50 кг – плюс человек и лыжи. Да, держать баланс труднее, но они быстрее разгоняются: центр тяжести гораздо ниже, однако и обзор по сравнению со стоячими очень сильно ограничен. Наряду с японцами неплохие скорости показывают американцы, а у девочек лидируют немки.

На прошлогоднем чемпионате мира в Канаде вся наша команда выступила очень неплохо. И Ваня, и его старшая сестра Саша заняли призовые места и стали чемпионами. У нас вообще все слабовидящие сильные. Сегодня в сборной России 3 пары слабовидящих и четверо «опорников». Совсем недавно участвовали в этапах Кубка мира: в Швейцарии, Италии, во Франции и Австрии. Турне было быстрым и насыщенным: два дня на одном месте, переезд, два дня в другом, три в третьем... Выступили очень неплохо, всегда были и в призах, и 4–5 места – все близко.


И в спорте есть Коты Базилио...

– Имеются ли у вас в Европе серьезные конкуренты?

– Некоторые спортсмены заканчивают выступать в большом спорте, другие приходят в него, и этот круговорот постоянен. Сегодня (и вообще довольно давно) сильными считаются словаки, канадцы, испанцы, в этом году появился серьезный итальянец. И конечно, наша команда – особенно после Сочи! В этом году вся группа из 10 человек (плюс-минус) состояла из спортсменов, особенно сильных в том или ином виде. Поэтому и выделить кого-то одного нельзя.

Некоторые зарубежные спортсмены явно «не тянут» на свою группу – они видят лучше, чем остальные в этой же категории. У нас в России классификаторов в этой сфере просто нет, и группу российские специалисты могут дать только первоначальную. Подтвердить патологию и потом в Москве дать В3, чтобы наши ребята могли поехать в Европу и уже там пройти точную классификацию. От этого зависит и их группа, и определяемый соответственно ей гандикап. Например, кто-то без пальцев, а кто-то без руки – уже есть существенная разница. Так и у слабовидящих: кое-кто у себя на родине по-свойски проходил классификацию так, что зрение у него в действительности на порядок лучше, чем указано в протоколе... Например, в последнее время как-то все напряженно обстоит с американцами. Сначала у спортсмена была группа В3, потом дали почему-то В2, а ничего не изменилось: он по-прежнему гуляет один, сам по себе – без сопровождающего, зато с ноутбуком и смартфоном. А через час заходит на трассу с палочкой и в черных очках, беззастенчиво играя на публику...

А в начале этого сезона даже итальянцы такие появились. Похоже на договор с тренерами: на промежуточных ехали они не особо быстро, но прошло каких-то 2–3 недели, начался Кубок мира – и они понеслись сломя голову с нечеловеческой прытью, показывая поразительные результаты. В честном спорте так не бывает: если ты не ехал быстро изначально – за полмесяца в чемпиона не превратишься. И тут со страшной силой помчался лыжник, которого до этого не слышали и не видели... Вопросы к таким хлопцам, конечно, уже появились, но задавать их должна не одна какая-то страна, а несколько. Спорту требуется единый мировой центр классификации паралимпийцев по группам. Неважно, в каком государстве, но с участием независимых наблюдателей – и за процессом, и за результатами.

Так уже было и так будет. Просто сейчас это все видно уже более явно. Это их собственная система, в которой они крутятся. И то, что прощается им, нам прощаться не будет. Потому что мы – русские.


Сильные духом

– Если вокруг паралимпийцев и их результатов кипят такие нешуточные страсти, то почему? Кто заинтересован? Уступают ли Паралимпийские игры в престижности обычным?

– Думаю, нет. Я не смог попасть на открытие Паралимпиады – назавтра у нас уже был старт, – но был на ее закрытии. Зрители заполнили зал под завязку! В ходе соревнований на горе был настоящий ажиотаж, просто море болельщиков. Множество из них приехало специально на Паралимпиаду, купив билеты именно на ее открытие: смотрели, интересовались, переживали – болели, в общем. Сочи сыграли здесь свою особую роль, привлекли внимание к паралимпийцам – даже медалей у них в итоге оказалось больше, чем у здоровых. Но сравнивать их нельзя: среди здоровых очень велика конкуренция.

Но в этот спорт и денег вкладывается гораздо больше, чем в обычный. Может быть, не намного, но отдача гораздо более велика – и эмоциональная, и зрелищная, и финансовая. У паралимпийцев больше результатов, больше наград. Кроме того, они – особые люди: не упали духом, демонстрируют не только физическую, но и морально-волевую мощь, поднимая ввысь самих себя. Потому ценность их медалей намного выше...

***

Буквально через пару дней после интервью Герман с Иваном улетели в Америку на финал Кубка мира, оттуда – в Южную Корею, как раз на те склоны, где пройдут следующие зимние Олимпиада и Паралимпиада. Там, в ходе борьбы за местный кубок, есть планы пристальнее присмотреться к склонам, поскольку принципиально они уже готовы и на них прошел этап Кубка мира для здоровых. А потом – в Красноярск, на чемпионат России, после которого будут подведены итоги сезона. Успехов вам во всем, пара наших олимпийцев!

Герман ГОРШКОВ

Пока верстался номер

6 марта наши паралимпийцы прилетели в Южную Корею, покинув США с отличным результатом: они стали вторыми в общем зачете Кубка мира, уступив итальянцам и обойдя спортсменов из Канады. Мужская команда стала первой в командном зачете!

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.