Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Чарующий voce Аллы ВАСИЛЕВИЦКОЙ

20:26
5380

АллаНи в одном из существующих на свете музыкальных инструментов магия музыки не сказывается с такой абсолютной и поглощающей силой, как в человеческом голосе. Ни один из исполнителей не имеет такого безусловного восхищения и поклонения, как счастливый обладатель певческого голоса. Итальянцы придумали для него чарующе-певучее слово – voce. А если соединить voce с утонченной внешностью, ярким артистическим талантом, глубокой, наполненной музыкой душой, то успех и поклонение неизбежны и даже неотвратимы.

Круг поклонников обладательницы прекрасного voce, солистки Израильской оперы Аллы Василевицкой ширится не по дням, а по часам. Их особенно много в Израиле, они уже появились в Швейцарии, Латвии, США, Австрии, Хорватии. Меломаны и критики говорят и пишут о ней восторженные слова и всегда – в оперных спектаклях, в концертах – выделяют ее пение как нечто особенное.

«Ваша Франческа была великолепна», – говорит ей величайший певец современности Пласидо Доминго. «Эта молодая певица далеко пойдет», – вторит ему всемирно знаменитый бас Паата Бурчуладзе, с которым Алла пела в «Борисе Годунове» Мусоргского. Певица находится практически еще в начале своей карьеры, но уже сегодня она выступает под управлением ведущих дирижеров мира – Зубина Меты, Даниэля Орена, Андреса Мустонена. На сцене Израильского оперного театра она исполнила уже 19 оперных партий: Сюзанну, Графиню, Церлину, Памину в операх В.А. Моцарта, Адину в «Волшебном напитке» Г. Доницетти, обворожительную Мюзетту в «Богеме» Дж. Пуччини и др. Алла Василевицкая – лауреат всероссийских и международных конкурсов, отмечена 2 специальными премиями на культовом среди певцов мира конкурсе «Бельведер» в Австрии и 3 премиями на конкурсе Тоти даль Монте на родине бельканто – в Италии.

У юго-западного побережья Мертвого моря на вершине одной из скал Иудейской пустыни находится древнейшая крепость Масада с сохранившимся дворцом царя Ирода. Недавно у подножия этой крепости перед шестью тысячами зрителей состоялась грандиозная постановка кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана», в которой Алла Василевицкая исполнила партию сопрано с огромным успехом.

АллаПризнаемся честно, нам особенно приятно перечислять достижения израильской певицы, ведь родилась она и выросла здесь – на Камчатке. Свой путь к оперным и концертным вершинам она начала как пианистка в ДМШ № 6 г. Петропавловска-Камчатского, в 2002 г. успешно окончила Камчатский колледж искусств по специальности «Хоровое дирижирование». Училась в классе заслуженного работника культуры России Виолетты Бутучел,  раскрывшей вокальный талант тогда еще юной студентки. Певица питает к своему первому вокальному наставнику огромную благодарность, как она сама выразилась: «Моя любовь и мое уважение к Виолетте Алексеевне растут с каждым годом!»

Свое обучение Алла продолжила в Московской академии хорового искусства им. В. Попова на вокальном отделении в классе педагога Татьяны Дмитриевны Байковой. Эта встреча явилась для нее судьбоносной, ведь при поступлении в академию она пела как меццо-сопрано, и лишь под чутким руководством Татьяны Дмитриевны проявился ее истинный, более высокий тембр голоса. Как вспоминает певица, «это было прекрасное время открытий!». После окончания академии Алла переехала жить в Израиль, преодолев жесткий отбор, поступила в оперную студию при Израильском оперном театре, по окончании которой была принята в труппу театра.

Когда-то, как и многие студенты Камчатского колледжа искусств, Алла Василевицкая пела в Камчатской хоровой капелле под управлением заслуженного деятеля искусств России Евгения Морозова. Она пела в хоре и во время памятной камчатской премьеры «Реквиема» Моцарта в 2002 году, а ныне в Израиле исполняет в этом великом произведении сольную партию.

В интервью Алла Василевицкая призналась: «Профессия оперной певицы очень рискованна, не все добиваются успеха и признания, далеко не все выдерживают и тяжелую гастрольную жизнь». Наверное, Камчатка в гастрольном графике певицы – пункт в каком-то отношении легкий и приятный. Пребывание в стенах Камчатского колледжа искусств обрастает множеством воспоминаний: вот лестница, по которой она поднималась перед первым прослушиванием во время поступления в колледж. Нерешительная и робкая Алла держалась за перила, а мама – Виктория Анатольевна, используя все мыслимые и немыслимые аргументы, ее уговаривала и тянула изо всех сил вверх по лестнице… Символичное воспоминание!

Добавим и от себя маленький «мемуар». Как-то особенно отчетливо  запомнилось одно из самых первых сольных выступлений Аллы, тогда еще студентки колледжа. Алла исполняла арию Орфея из оперы К.В. Глюка и «Dignare» Г.Ф. Генделя. Она была начинающей певицей, но пела так, что до сих пор, по истечении многих лет, ее пение «в ушах звучит». Еще совсем непонятно было, сумеет ли она достичь вершин «лестницы», но уже тогда приоткрывалась и зарождалась в ней магия прекрасного voce…

Алла и Пласидо Доминго250 слушателей, собравшихся 13 февраля в концертном зале Камчатского колледжа искусств, – это, конечно же, не 6 тысяч зрителей в древней крепости Масада. Но, по признанию певицы, выступление на родной Камчатской земле требует огромного эмоционального напряжения и колоссальной ответственности: «Здесь публика ждет от меня гораздо большего!» «Большее» для камчатской публики заключалось уже в том, что на время концертный зал превратился в маленький оперный театр. Необыкновенный артистизм, неповторимая в каждом номере пластика сценического поведения и, самое главное, преображающийся от партии к партии голос Аллы Василевицкой полностью восполнили отсутствие театральных костюмов и декораций.

Когда-то великий В.А. Моцарт сказал: «Ария должна подходить певцу как хорошо сшитый фрак». Хрупкая, нежная Мими из оперы Дж. Пуччини… Мечтающая о любви, слепая от рождения дочь короля Рене – Иоланта, героиня одноименной оперы П.И. Чайковского… Татьяна из «Евгения Онегина»… Невозможно сказать, чья ария-«платье» подошла голосу Аллы Василевицкой лучше. Исполнение знаменитой «лунной» арии Русалки из одноименной оперы Дворжака буквально заворожило публику. Под действием магии прекрасного voce в воображении слушателей возникали волшебные пейзажи оперы, одухотворенные светом лирического признания Русалки, грезящей о земной любви. Специально хотелось бы отметить, секретами исполнения этой партии с Аллой поделилась ее теперешняя наставница – выдающаяся израильская певица Лариса Тетуева, которая стала первой нечешской Русалкой на родине этой оперы – в Праге.

Исполнение знаменитой сцены письма Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин» заставило публику сопереживать каждой ноте, написанной композитором. Это было сверхэмоциональное исполнение, настоящая поэзия любви! Испанская миниатюра французского композитора Лео Делиба «Красавицы Кадикса» подняла градус чувств на совершенно новый уровень. Пиццикато струнных, подражающее звучанию гитар, звон «кастаньет» и невероятный темперамент певицы, сливаясь в единое целое, буквально распалили чувства слушателей. Безусловно, помог в создании таких многообразных женских образов камчатский камерный оркестр им. Г. Аввакумова под управлением заслуженного артиста России Александра Гилева.

Исключительный талант певицы проявился и в камерной музыке, где так важны «ювелирность» вокала, тонкий музыкальный вкус и внимание к деталям. Полюсом изысканного лиризма в программе стали пропитанные красками французского импрессионизма романсы Габриеля Форе из цикла «Добрая песня» на стихи Поля Верлена.

По признанию певицы, этот концерт, как и все остальные, потребовал огромной подготовки, но по 10-балльной системе артистка скромно оценила свое выступление ровно на семь баллов. Как выразилась Алла, «необходимо всегда стремиться к более высокому результату, стремиться к совершенству!». А ведь ее трепетное, искреннее пение по-настоящему погрузило публику в мир чистого и прекрасного искусства.

Вынуждены констатировать, на сегодняшний день у восходящей оперной звезды, исходя из «звездных» критериев, есть только два «недостатка»: скромность и отсутствие присущих оперным дивам капризов. Будем надеяться, наполненная музыкой душа Аллы Василевицкой никогда не позволит ей преодолеть эти «недостатки», а магический voce вознесет певицу к новым вершинам вокального мастерства, заслуженной наградой которому будут восхищение и поклонение публики!

 

Роман ЖАУРОВ, студент 2 курса теоретического отделения Камчатского колледжа искусств,

Ольга ОРЛОВА, музыковед

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.