Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

ЕГЭ – возможность проявить себя

21:50
2041

Прошло 15 лет после вступления в силу постановления Правительства РФ «Об организации эксперимента по введению Единого государственного экзамена». ЕГЭ открыл дорогу для поступления в ведущие вузы страны тем выпускникам, которые раньше не имели такой возможности. У большинства обучающихся, их родителей и учителей давно не вызывает сомнений объективность Единого государственного экзамена.

Любой экзамен связан с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называют экзаменационным стрессом. Стресс – абсолютно нормальная реакция организма, а легкие эмоциональные всплески даже полезны. Они положительно сказываются на работоспособности и активизируют умственную деятельность. Излишнее эмоциональное напряжение оказывает обратное действие. Причина – личное отношение к событию.

Экзамен – это проба, испытание, далеко не последнее в жизни. Настраивайте подростка на то, что у него все получится. А если что-то будет не так, как рассчитывал, то это не конец жизни. Наоборот, неудачный результат – повод для дальнейшего саморазвития. Это очень позитивные факторы для взрослеющего ребенка.

Процедура сдачи экзамена для всех обучающихся одинакова, но переживает ее каждый по-своему. Почему так происходит? Существуют два варианта реакции на стресс. В одном случае человек активизируется, мобилизует свои силы и сохраняет способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносит их со своими знаниями. Для второго характерны растерянность, паника, потеря способности адекватно реагировать на происходящее. Случается примерно следующее: ученик хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове проносятся обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Чтобы этого не произошло, выпускники должны владеть приемами мобилизации и концентрации, учиться преодолевать свой страх.

В школах нашего края педагоги-психологи проводят специальные занятия, на которых будущие абитуриенты знакомятся с техниками снижения эмоционального напряжения: обучаются противострессовому дыханию и приемам релаксации, изучают мнемотехники (техники запоминания), развивают умение эффективно распределять рабочее время в процессе подготовки и во время самого экзамена.

Конечно, не остаются в стороне родители, ведь они, как никто другой, заинтересованы в успехе своих детей. В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные условия для подготовки ребенка, поддержать его и главное – не мешать ему.

Излишняя суета, бесконечный контроль, требование интенсивной подготовки вызывают раздражение и протест у подростка («Ты сейчас не тем занимаешься, тебе к экзамену готовиться нужно!», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»).

Родительские тревоги и запугивание («не сдашь», «не знаешь») дают эффект негативной установки, которая парализует даже детей, хорошо знающих материал, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Иногда достаточно услышать от родителя: «Я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это на отлично». Эти слова прибавят ему сил.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Часто в период подготовки к экзаменам родителей возмущает желание подростка прогуляться, сходить в кино, встретиться с друзьями. Не следует забывать, что работа без отдыха неэффективна и бессмысленна. Подготовка к экзамену не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Необходимо чередовать умственную деятельность и двигательную. Непрерывные занятия в течение 30–40 минут должны сменяться 10–15-минутным отдыхом, а после 2–3 часов занятий нужен перерыв на 1–1,5 часа, во время которого ребенку хорошо бы отвлечься, расслабиться. Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, разберите вместе сложную задачу, если это вам по силам, вместе повторите даты.

Побалуйте «вкусненьким»: во время интенсивного умственного напряжения необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат экзамена, не настраивайте его только на максимальный результат. Очень важно скорректировать его ожидания, ведь для положительного результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

В ваших силах сделать так, чтобы утро перед экзаменом было спокойным. Приготовьте любимое блюдо на завтрак, найдите слова, которые позволят подростку улыбнуться. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

В заключение хочется обратиться к выпускникам. Впереди вас ждут еще непокоренные вершины, новые открытия, и мы (педагоги, родители) верим, что ваша жизнь будет насыщенной и интересной! Желаем удачи на экзамене!

 

Н.В. ШМЫРОВА, ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии, дополнительного и специального образования КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.