Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Вадим КОСТЮЧЕНКО: Не говорите ни с кем про ваши деньги

11:05
1113

На Камчатке дня не проходит без криминальных новостей о телефонном мошенничестве. О том, как не стать жертвой кибераферистов, мы беседуем с начальником отдела безопасности отделения Банка России по Камчатскому краю Вадимом КОСТЮЧЕНКО.

– Человек звонит, представляется сотрудником банка, рассказывает о каком-то «резервном» счете, на который надо бы перевести деньги, чтобы уберечь их от мошенников…

– Мошенник, который выдает себя за сотрудника банка, рассказывает легенду о «резервном счете», чтобы выведать данные карты и украсть с нее деньги.

На самом деле не существует никаких специальных счетов, на которых прячут деньги от мошенников. Настоящий сотрудник банка может уточнить только полный номер карты и имя владельца, но никогда не потребует срок действия карты, ПИН-код, CVC/CVV-код (три цифры с обратной стороны карты) или коды из Push- и СМС-сообщений. Только мошенники просят такие данные – ведь с их помощью можно вывести деньги со счета.

Но если гражданин нарушил правила безопасности и сам выдал конфиденциальную информацию мошенникам, банк по закону не обязан возмещать ему потери. Остается только обращаться в полицию.

Если вам сообщают какую-то тревожную информацию о ваших счетах и просят срочно назвать конфиденциальные данные или перевести деньги, не паникуйте и не выполняйте эти инструкции. Лучше всего сразу положить трубку и перезвонить на горячую линию, номер которой указан на обратной стороне вашей карты и на официальном сайте банка. Настоящие сотрудники банка расскажут вам, что делать.

– Но CVC/CVV-код или коды из Push- и СМС-сообщений запрашивают, например, сайты объявлений.

– К сожалению, очень велика вероятность встретиться с аферистами на популярных сайтах, где люди покупают и продают вещи или заказывают услуги. Обманщики придумывают самые разные легенды, чтобы выманить у пользователей их личные и платежные данные. Они порой даже не просят денег, а, наоборот, якобы намереваются их перевести. И, мол, только для этого запрашиваются данные карты.

Часто мошенники предлагают провести деньги «через официальную платежную систему сервиса» – а сами присылают ссылки на фишинговые страницы, где нужно ввести полные реквизиты карты, включая секретный CVV/CVC-код.

Чтобы уберечь свои деньги, соблюдайте правила безопасности:

– Общайтесь только в чате сервиса, не переходите на другие сайты, в соцсети или внешние мессенджеры. Алгоритмы сервисов нередко отслеживают и блокируют фишинговые или вирусные ссылки, поэтому мошенники пытаются увести вас с защищенного сайта.

– Совершайте сделки внутри сервиса – обычно эту услугу называют «Безопасная сделка». В таком случае оплата проходит не напрямую между пользователями, а через шлюз сервиса. И организатор сделки следит за тем, чтобы все ее участники выполнили свои обязательства.

– Если все же проводите сделку без посредничества сервиса, не отдавайте деньги за товар или услугу, пока не получите их. Когда вам предлагают предоплату, возврат аванса или сдачу, называйте только номер карты или счета. Иногда достаточно просто номера телефона, если он привязан к банковскому счету. Этих данных хватит для того, чтобы перевести деньги. Другую информацию держите в секрете.

– Помните, что банки не компенсируют потери, когда клиенты сами сообщают конфиденциальную информацию посторонним.

– А есть какие-либо общие признаки, по которым сразу можно вычислить мошенников?

– Какой бы ни была легенда, есть пять признаков, по которым можно сразу же вычислить мошенников.

Признак 1: на вас выходят сами. Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился – сотрудником банка, полиции, магазина, насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.

Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций – подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.

Признак 2: с вами говорят о деньгах. Основная задача мошенников – получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения (на самом деле – в финансовую пирамиду).

Легенды могут быть какими угодно, но речь всегда про деньги – которые вы можете потерять или получить.

Признак 3: вас просят сообщить данные. Если ворам нужны ключи от квартиры, то социальным инженерам – «ключ» к деньгам на ваших счетах. Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны. Либо логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению. И почти всегда – коды из банковских уведомлений.

Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.

Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если о них спрашивают – будьте уверены, звонят не из банка и вас точно пытаются обмануть.

Признак 4: вас выводят из равновесия. Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции – напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.

Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого – ввести данные банковской карты на сайте, перейдя на который вы можете оказаться на фишинговой странице, с помощью которых воруют данные карт и получают доступ к банковским счетам доверчивых пользователей.

Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы ни были взволнованы.

Признак 5: на вас давят. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас, или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.

Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Ведь чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить. На все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы, которые только нагнетают обстановку.

– А каковы основные правила телефонного общения на финансовые темы?

– Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.

Звонят из банка с тревожными новостями? Положите трубку и наберите номер горячей линии банка сами, чтобы прояснить реальное положение дел.

Прислали странное уведомление от имени Федеральной налоговой службы (ФНС)? Заведите личный кабинет на сайте ФНС – в нем можно проверить суммы налогов и сразу же оплатить их.

Получили «письмо счастья» о государственной выплате? Поищите новости об этом в деловых СМИ, а еще лучше – найдите сам закон, указ или постановление, которые вводят выплаты. Обратите внимание на условия, кому они положены.

В очередной раз призываем земляков к бдительности. Не всегда при общении с аферистом можно выявить признаки мошенничества, о которых мы говорили. Но в любой ситуации, если речь идет о финансовых вопросах, лучше прекращать любые разговоры по телефону.

Беседовала Валерия СТЫЧИНСКАЯ

Вадим КОСТЮЧЕНКО: Не говорите ни с кем про ваши деньги 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.