Еженедельная краевая газета
Выходит с 11 октября 2006 года
О газете
В Петропавловске-Камчатском 06:31, 25 Октября, понедельник
ночью -2°C
днем 5°C
ветер 6.1 м/с
Завтра 26 Октября
0 ... 7°C
ветер 3.9 м/с

Первому трансполярному перелёту экипажа ЧКАЛОВА из СССР в США посвящается

12:15
790

20 июня 2012 г., американский город Ванкувер, штат Вашингтон. Ранним туманным утром на территории музея Air Pierson Museum прошла официальная церемония, посвященная 75-й годовщине первого трансполярного перелета из Москвы в Ванкувер, совершенного российскими летчиками на одномоторном винтовом самолете АНТ-25 под управлением командира экипажа Валерия ЧКАЛОВА, второго пилота Георгия БАЙДУКОВА и штурмана Александра БЕЛЯКОВА.

Многие занимались проблемой освоения Севера. Вспомним экспедиции наших соотечественников Брусилова, Русанова, Седова, шведа Андре, норвежского исследователя Амундсена, американца Ричарда Берда, итальянского воздухоплавателя Нобиле, канадского исследователя Вильялмура Стефанссона, героическую эпопею в 1934 году наших ученых на корабле «Челюскин» в Северном Ледовитом океане. Неудачей окончилась в 1935 году попытка советского экипажа, возглавляемого летчиком С.А. Леваневским, совершить беспосадочный полет через Арктику на самолете АНТ-25. Потребовались опыт, авторитет, напористость Валерия Чкалова, чтобы такой полет состоялся.

С развитием авиации в России встал вопрос о прокладке воздушных трасс, которые могли бы связать труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Создание А.Н. Туполевым самолета с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полета через Северный полюс в Америку. Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс.

Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил:

– Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-Камчатский.

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелет АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Тогда же был утвержден состав экипажа: командир – Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени летчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже летчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелеты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шел 40 год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения.

Валерий Чкалов и члены его экипажа переселились на подмосковный аэродром и целиком посвятили себя подготовке к сложному рейсу. На карте большую часть пути они проложили через Северный Ледовитый океан над совершенно неисследованными районами. В самолете АНТ-25 были сконцентрированы новинки авиационной техники. Он был первой машиной, на которой поставили убирающиеся в полете шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом, антиобледенительное устройство, приборы для ориентировки при отсутствии видимости. Был установлен мотор АМ-34Р талантливого конструктора А.А. Микулина. Воздушный потолок самолета – 7 тыс. метров, максимальная скорость – 210 км/час.

Старт к полету на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 часов 45 мин. В конце первых суток столкнулись с циклоном и при его обходе путь самолета неоднократно менялся. Метеоусловия ухудшались. Лобовой ветер дул со скоростью 70 км/час! Вскоре машина стала покрываться коркой льда. Затрясло с такой силой, что, казалось, могли разрушиться крылья. Пришлось срочно снижаться до 900 метров. Теперь обрушились потоки дождя.

По расчету внизу находилась Северная Земля. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолет. Над полетной картой и приборами бессменно нес вахту штурман Александр Беляков. Путь самолета при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так: «В упорной, напряженной борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и еще больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».

22 июля самолет был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, вулканы и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолет АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 Гринв. времени прошел Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолета. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолета, сбросил вымпел. Сделав круг почета над городом, самолет лег курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское. Самолет вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Выше подняться невозможно – самолет начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолета Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолетом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков. На одном острове было небольшое количество домиков, он почему-то понравился Чкалову, и он закричал: «Шасси на выпуск!»

22 июля самолет приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалова), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Машина коснулась земли мягко, тремя точками – две пары колес на правой и левой стойках шасси и хвостовой дутик. Затем невероятное торможение, сильный удар – и АНТ-25 остановился, буквально вкопанный в грунт. При посадке в морском песке увязло шасси и отлетело колесо.

С борта ушла радиограмма с сообщением о благополучной посадке.

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г. Чкалову, Байдукову и Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.

Экипажу предстояло подумать, как взлететь с грунтовой полосы. Необходимо построить деревянную взлетную полосу длиной 500 метров и шириной метров 30–50. Руководство Хабаровского края, Особой Дальневосточной армии и Нижне-Амурской области отправило на остров десант строителей. Находясь в Охотском море, камчатский пограничный корабль «Дзержинский» получил радиограмму с просьбой об оказании помощи. Ранним утром 24 июля 1936 года ПСКР «Дзержинский» прибыл на остров Удд и доставил туда пиломатериалы, из которых была построена взлетная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолета надпись «Сталинский маршрут».

В этом беспосадочном перелете были пройдены 9 374 километра за 56 часов 20 минут, причем более 10 часов слепого полета. Самолет с успехом выдержал сложнейший перелет! В августе 1936 года на острове Удд моряками был поставлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху самолет и надпись. В 1986 году на этом острове, носившем уже имя Чкалова, поставлена стела высотой 6 метров, а наверху макет легендарного краснокрылого самолета.

Полет экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс.

18 июня 1937 года экипаж В.П. Чкалова впервые в истории авиации начал беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Их маршрут проходил через следующие пункты: Москва – Кольский полуостров – Баренцево море – Земля Франца-Иосифа – Северный полюс – остров Бэнкс – острова Королевы Шарлотты – Ванкувер – Портленд. В эфир летели радиосигналы зимовщикам полярных станций, в том числе высадившимся на льдину папанинцам. Каждые три часа они передавали метеосводки по трассе полета.

Данный полет был большим испытанием для советских летчиков и для советского мотора. Многочасовой слепой полет сквозь облака. Над Кольским полуостровом началось «фарфоровое» обледенение, которое считается опасным, потому что лед необыкновенно крепкий и держится в течение 16 часов. Тряска, циклоны, повреждение водяной трубы...

Вскоре полюс преподнес пилотам сюрпризы. Стрелка компаса штурмана стала бешено вращаться почти по кругу. Пришлось перейти на солнечный указатель курса. У всех огромная физическая усталость, учащенный пульс. Летчики чаще сменяют друг друга. У Чкалова носом течет кровь. Кислород кончился, и самолет вынужден снижаться.

Посадка была совершена 20 июня в Ванкувере шт. Вашингтон в 16.20 по Гринвичу на военном аэродроме Пирсон Филд. Пройден путь в 8 582 км за 63 часа 16 минут.

За этот перелет члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Америка встречала их восторженно и сердечно. Президент США Франклин Рузвельт готовился к приему летчиков в Белом доме. Он попросил телохранителя поднять его (у него были парализованы ноги): «Русских героев я должен встретить стоя».

На приеме экипажа АНТ-25, устроенном Клубом исследователей и Русско-Американским институтом 30 июня 1937 года в Нью-Йорке, советским летчикам предложили расписаться на большом глобусе, на котором была отмечена трасса их полета.

Полярный исследователь В. Стефанссон сказал: «До них земля по своим путям сообщения казалась цилиндрической. Они воистину превратили ее в шар».

Восхищенные американцы в 1974 г. в Ванкувере создали Трансполярный Чкаловский комитет, который руководил сооружением памятника на месте посадки самолета АНТ-25. Ежегодно 20 июня на аэродроме Пирсон Филд празднуют эту знаменитую дату.

8 часов 22 минуты 20 июня 2012 г. На аэродроме Пирсон Филд начался митинг и церемония возложения цветов. Открыл церемонию Laureano Mier, менеджер Музея им. В.П. Чкалова. Он кратко напомнил собравшимся об историческом полете, сказал о важности этого события для всего мирового сообщества и продемонстрировал небольшой макет самолета, на котором и был совершен перелет.

Генеральный консул Российской Федерации в городе Сиэтл Юрий Герасин, также присутствовал на официальной церемонии. «Этот подвиг был как символ желания иметь добрые отношения», – сказал он о мужественном поступке экипажа и его значении для истории российско-американских отношений.

Затем предоставили слово мне. Выразив сердечную благодарность за память о подвиге российских летчиков, передала приветственные слова жителям Ванкувера от правительства Камчатского края и администрации Петропавловска-Камчатского.

Королева парад роз Кейт Синнот возложила к подножью монумента три розы, по одной в честь каждого пилота. Огромный букет темно-красных роз возложила и я.

Пролетавшие в это время в небе самолеты делали круг над полем в честь подвига Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Беляева.

Имя Чкалова стало символом мужества, бесстрашия и горячей любви к Родине. Его мысли были неразрывно связаны с небом, с защитой Отчества.

Народная любовь к Валерию Чкалову выразилась в присвоении его имени улицам и паркам многих городов, в том числе в Москве, Петропавловске-Камчатском и Ванкувере. На одном из домов в Ванкувере на улице имени Чкалова висит огромное панно с изображением посадки самолета АНТ-25 и прикреплены две таблички на русском и английском языках со словами Чкалова: «Как воды рек Волги и Колумбии, текущие мирно по этой планете и впадающие в один Мировой океан, так и народы России и США должны жить мирно на этой планете и своим совместным трудом украшать мировой океан человеческой жизни. 1937 г.»

Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу – совершил подвиг, который превзошел все другие в истории авиации. Их триумф был триумфом России!

  

Наталья КИСЕЛЕВА, краевед, член совета КО РВИО

Петропавловск-Камчатский – Ванкувер, США

На фото:

Валерий ЧКАЛОВ, Георгий БАЙДУКОВ, Александр БЕЛЯКОВ на о. Удд (ныне Чкалов)  

Наталья КИСЕЛЁВА в гостях у Валерии ЧКАЛОВОЙ, дочери легендарного лётчика. Москва, 2012 год
Первому трансполярному перелёту экипажа ЧКАЛОВА из СССР в США посвящается 0Первому трансполярному перелёту экипажа ЧКАЛОВА из СССР в США посвящается 1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.