Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Андрей ЗИМИН: «Тихой гавани не будет»

19:15
3227

Новым уполномоченным по правам человека в регионе стал Андрей ЗИМИН, который многие годы возглавлял краевую федерацию профсоюзов.

Его кандидатуру на должность омбудсмена выдвинул губернатор Владимир Солодов, а 16 июня 2021 года утвердили депутаты краевого Законодательного собрания на 48-й сессии. Ранее кандидатура Андрея Зимина была согласована уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.

Полномочия прежнего регионального омбудсмена Валентины Броневич завершились 25 мая 2021 года.

Вечером 16 июня Андрей Зимин как председатель открыл заседание совета Федерации профсоюзов Камчатки, а по его завершении стал просто членом профсоюза. В соответствии с законом он обязан был выйти из состава всех руководящих органов некоммерческой организации, коей является ФПК. 17 июня новый омбудсмен Камчатки приступил к исполнению обязанностей, и в этот же день состоялось наше интервью.

– Андрей Владимирович, Федерация профсоюзов Камчатки осталась в надежных руках?

– Внеочередная конференция ФПК по выборам нового председателя назначена на 27 июля. Сейчас идет выдвижение и поддержка кандидатов. Не буду забегать вперед, но уверен, мои товарищи по профсоюзу примут верное решение, и во главе Федерации профсоюзов Камчатки станет достойный лидер.

Но самое главное: Зимин никуда из профсоюзов не уходит. Я остаюсь членом профсоюза, потому что профсоюз для меня никогда не был просто работой. Для меня профсоюз – это жизнь.

– Если камчатцы имеют представление о том, чем занимаются профсоюзы, а многие в них состоят, то институт уполномоченного по правам человека для большинства – нечто весьма далекое. Почему?

– Признаюсь, для меня это неожиданно и даже больно слышать. Институт уполномоченного по правам человека – это прежде всего определенная система дополнительной государственной защиты прав и свобод человека. Она предназначена для случаев, когда все иные формы и способы защиты прав исчерпаны: когда чиновник дал гражданину ответ, нарушающий его права, когда прокуратура по каким-то причинам не увидела, что права и свободы человека нарушены. Более того, когда суд вынес вроде бы правомерное решение, но осталось ощущение, что справедливость, права гражданина ушли на второй план, а подчас и вовсе не учтены. Надо понимать, что существует удивительно тонкая грань между законностью и справедливостью, и главная задача уполномоченного, на мой взгляд, – найти эту неочевидную точку баланса с одной главной целью – не дать нарушить права человека, не позволить незаконно ограничить его свободы. Есть и инструментарий, данный ему краевым и федеральным законом. Это не только ответы на жалобы и заявления, это не только письма в адрес чиновников и должностных лиц – всех без исключения. Если грубо нарушены законные права человека, в каком бы статусе он ни находился, уполномоченный может потребовать административного, а если необходимо, то и уголовного наказания чиновника за нарушение законных интересов, прав и свобод человека и гражданина. Очень жаль, что люди не знают об этом. Хотя я не могу согласиться с вашим посылом в вопросе. Если обратиться к ежегодному докладу уполномоченного по правам человека за 2020 год, мы видим, что люди обращаются, и достаточно активно.

– По каким вопросам камчатцы ищут помощи и защиты у омбудсмена?

– В обращениях людей отражены проблемы простой человеческой жизни. Это вопросы жилищно-коммунальных, экологических прав, прав на социальное обеспечение льготами, гарантиями, несогласие с решениями должностных лиц. Это вопросы пенсионного законодательства, требования расчета достойной пенсии. Волнуют людей их гражданские права, связанные со свободой слова, вероисповедания, свободой коллективных действий, самовыражения.

По вопросам трудовых прав – очень близкой мне теме – камчатцы очень часто обращаются не только в Гострудинспекцию, профсоюзы, прокуратуру, но и к уполномоченному по правам человека.

– Гражданин имеет право обратиться к уполномоченному по правам человека, только пройдя все иные этапы?

– В каждом конкретном случае необходимо опираться на нормы закона, при этом, как я уже говорил, не забывать и не отодвигать на задний план общечеловеческие ценности, справедливость и голос совести. Действительно, некоторые люди, сочтя, что их права нарушены, идут сразу к уполномоченному, миновав надзорные, контрольные инстанции, которые также призваны работать и работают, неплохо защищая и восстанавливая нарушенные права и законные интересы человека. Полагаю, что в каждом конкретном случае важно и необходимо разъяснить человеку пути наиболее быстрого и простого решения его проблемы и в то же время всеми законными способами участвовать в ускорении этого процесса. Сделаю все возможное, чтобы не допустить «пинг-понга», мотания человека по инстанциям.

Понимаете, деятельность уполномоченного заключается не в том, чтобы подменять, ограничивать или отменять полномочия и компетенцию государственных и муниципальных должностных лиц. В идеале задача омбудсмена – дополнительной системой государственной защиты прав человека создать в крае надежную систему уважения каждого должностного лица к правам и свободам человека. Более того, положения Конституции прямо говорят, что смысл всей деятельности государственных и муниципальных органов власти, чиновников, судов продиктован именно обеспечением неотъемлемых прав и свобод человека.

– Много ли обращений поступает уполномоченному из мест лишения свободы?

– Из того, что я успел посмотреть, обращений достаточно. И здесь тоже есть свои проблемы. Свою задачу я вижу не в том, чтобы как-то влиять на смягчение меры наказания или уменьшения срока. Для этого есть соответствующие нормы, регламенты и требования. Хотя не исключаю, что в определенных случаях эти вопросы встанут в повестку работы. Суть в том, что, будучи осужденным, признанным преступником, человек остается человеком. В местах лишения свободы отношение к осужденному должно соответствовать требованиям закона. Да, гражданин, признанный судом преступником, лишен определенных гражданских прав. Но честь и достоинство человека остаются неотъемлемыми и в местах лишения свободы. Право на медицинское обслуживание с определенными ограничениями должно соблюдаться, как и условия устранения угрозы здоровью и жизни. По этим вопросам готов работать в тесном взаимодействии с УФСИН, прокуратурой, другими правоохранительными органами и общественными организациями, призванными контролировать соблюдение прав осужденных.

Подчеркну: я намерен очень тесно, корректно и уважительно работать с управлением Федеральной службы исполнения наказаний. Однако при рассмотрении жалоб осужденных не намерен принимать исключительно точку зрения должностных лиц УФСИН. Выезды с проверками по обращениям будут обязательными.

– А насколько влиятельна и авторитетна на Камчатке должность уполномоченного по правам человека? Не являются ли обращения омбудсмена для должностных лиц пустым звуком?

– Приведу пример. Сегодня я первый день на работе. И судя по корреспонденции, с которой я ознакомился, один из руководителей образовательного учреждения на севере Камчатки получит жесткое дисциплинарное взыскание за нарушение прав семьи на социальное обеспечение. Это нарушение было установлено уполномоченным по правам человека, и министерство образования края полностью согласилось с позицией уполномоченного. А дисциплинарное взыскание для руководителя образовательной организации – серьезное наказание. После второго руководителем он уже не будет.

Уполномоченный, безусловно, имеет вес и авторитет. Главное – правильно распределить силы и юридически верно применять имеющийся правовой и административный инструментарий в своей работе.

– А что может мешать уполномоченному достигать своих целей? Какие-то недостатки вы увидели в первый день работы?

– Возможно, я пока не полностью овладел ситуацией управленческих связей в системе работы уполномоченных, но увидел один весьма существенный недостаток. При значительной нагрузке у омбудсмена очень мало помощников, юристов высокой квалификации. Всего один. Но каждый эпизод, каждое обращение – это боль человека, и решать вопрос надо быстро, квалифицированно, ответственно. Я всегда был против раздувания штатов чиновников. Остаюсь на этих позициях и сейчас. За исключением тех вопросов, когда от наличия специалиста и уровня его компетенции напрямую зависит судьба конкретного человека.

– Андрей Владимирович, почему именно вас губернатор предложил на должность уполномоченного по правам человека, которую многие называют тихой гаванью и данью уважения чиновникам-пенсионерам?

– Полагаю, что губернатор внимательно изучил и оценил позиции всех возможных кандидатов. Наверное, опыт моей правозащитной деятельности и бескомпромиссность по защите прав работников сыграли решающую роль. В разговоре со мной губернатор прямо и открыто сказал, что ему нужна честная, добросовестная работа. Он хочет видеть реальную ситуацию по соблюдению прав и свобод человека на Камчатке. Так, как оно есть на самом деле. Без любого, пусть и незначительного, приукрашивания, но и без наносной демонизации обстановки. Передо мной была поставлена задача работать непредвзято, активно применять все формы, методы и инструменты, данные законом, для защиты прав и свобод человека. А главное – совместно работать по воспитанию уважения к правам человека со стороны всех должностных лиц края. Напомнил мне Владимир Викторович Солодов и про ответственность. Я буду это помнить и реализовывать в своей работе.

Что касается тихой гавани. Я никогда не работал, не умею и не буду работать в тихой гавани. Для этого у меня достаточно сил, энергии и планов.

   

Мария ШУПЕНИК

   

Андрей Зимин: «Задача омбудсмена – дополнительной системой государственной защиты прав человека создать на Камчатке надежную систему уважения каждого должностного лица к правам и свободам человека».

Андрей Владимирович Зимин родился 8 апреля 1962 г. в Волгограде. В 1983 г. окончил военно-политический факультет танковых войск Свердловского высшего военно-политического танково-артиллерийского училища. В 1979–1989 гг. – служба в Советской Армии. В 1996 г. окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «юриспруденция».

В 1989–1991 гг. – заместитель начальника объединенной технической школы ДОСААФ по воспитательной работе в Петропавловске-Камчатском.

В 1991–1992 гг. – руководитель пресс-службы Камчатского областного комитета Российского союза молодежи (ВЛКСМ).

В 1992–1996 гг. – начальник отдела социальной помощи семье и детям администрации Камчатской области. В 1996–1998 гг. – консультант-юрист Законодательного Собрания Камчатской области.

14 мая 1998 г. избран на должность председателя Федерации профсоюзов Камчатки. Член Общественной палаты Российской Федерации нескольких составов.

Член Общественной палаты Камчатского края, председатель комиссии Общественной палаты края по социальной политике, трудовым отношениям, пенсионному обеспечению и демографии.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.