Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Наш САМАРСКИЙ: каким он был

12:20
2747

От винта! И стальная махина

Лихо ввысь от земли понесла.

За штурвалом – Самарский Владимир,

Ас воздушного ремесла!

Мастер, дока, без всяких натяжек…

Красивый душой человек! Хочется рассказать о нем факты, которые раскрывают главное в нем: любил людей! Потому – волшебник! «Как-то, помогая загружать вертолет, краем глаза вижу, что Владимир Петрович прихватил на борт брошенную дверь. Полюбопытствовала – зачем? «А помнишь, мы утром москвичей-геологов на Асаче высаживали? Я обратил внимание, что они ни стола, ни щита никакого с собой не взяли, а им же с картами работать – будет неудобно. Нам все равно мимо лететь – сбросим по дороге», – писала о нем камчатский журналист Елена Попова.

В этом весь Самарский! Коллеги признавали: не было равных Владимиру Петровичу Самарскому в технике пилотирования. Он единственный среди пилотов Камчатки имел разрешение на подбор площадки для посадки вертолета на высоте 5 000 метров. Он единственный на Дальнем Востоке имел медаль Федерации космонавтики и авиации, которой дорожил. Только его экипажу поручали самые сложные аварийно-спасательные операции. Он был награжден тремя орденами и несколькими медалями. Не стану перечислять, не знаю точных названий. Но точно знаю – он спасал людей, когда нельзя было летать – в пургу, в ночь, в непогоду.

В пургу в горах нашел упавший самолет Ан-2 и спас людей, подбираясь к нему «короткими перебежками» в редкие окна между зарядами снега. Присаживаясь на идущую полным ходом плавбазу забрал тяжело травмированного рыбака, которого нельзя было поднимать на борт лебедкой. Ради спасения ребенка с больным сердцем шел из воинской части на малой высоте над секретными объектами, посылая все начальства на… За что его вынуждены были уволить, чтобы на следующий день принять на работу. Он спасал людей ночью с тонущего плашкоута, предварительно уволившись!

И таких увольнений было несколько. В разговоре с Батищевым (в 2002 г. гендиректор АК «Камчатские авиалинии») я спросила: «Как же так? Если он летал уволившись, значит он еще и угонщик вертолета?» «Ну, да», – грустно, едва улыбнулся Николай Георгиевич. Санавиация назвала цифру спасенных Самарским жизней людей – более трехсот... Его имя было гарантией выполнения самых сложных заданий. Уникальной считают коллеги работу Самарского по монтажу водовода в бухте Русской полностью с подвески, высотой 100 метров. Он все мог, если надо! И даже больше, потому что всегда не просто выполнял полетное задание, а делал для людей то, о чем просили и не просили. Любил людей. «Как-то прибыл борт со взрывчаткой на Бараний. И – прямиком к складу, а не на площадку. Ну, понятно – Самарский. Не положено, конечно. Но он нам сэкономил целый рабочий день! А то бы перевозили с площадки в склад полдня», – рассказывает Юрий Федоров, начальник участка. Риск? Да. Нарушение? Да. Но Самарский знал вертолет до последнего винтика, а его возможности – сверх всяких инструкций. Потому его риск всегда был оправдан и успешен.

Ради жизни Петрович нарушал «их величество» инструкции, прикрывающие начальство в случае… А с начальством у него периодически возникали неприятности. «Представляешь, я им после отказа двигателя в Мильково машину спас, а они мне говорят: «Действовал не по инструкции!» Я им схему нарисовал, что, действуй я в той ситуации по инструкции, точно упали бы… Выращиваем этими инструкциями «оранжерейных летчиков», которые, кроме параграфов, ничего не знают», – пишет Е. Попова в статье «Самарский улетел навсегда».

Самарский страстно любил свое ремесло, свою «ласточку» – Ми-8, Камчатку, ее природу и людей. И прожил свою жизнь «на форсаже». Ему было всего 62 года, когда он умер.

Родом Владимир Петрович Самарский из села Александровка Волгоградской области. Дата рождения – 26 мая 1940 года. Из простой крестьянской семьи. Родители были малограмотными честными тружениками. В семье царил патриархат.

В 1941 году отец ушел воевать. Матери довелось одной поднимать своих пятерых детей и четверых племянников (одна сестра мужа погибла при бомбежке Сталинграда, вторую родственницу посадили за колоски, собранные на поле). Отец вернулся с войны, жили, как все, трудно, но дружно. В юности Владимир увлекался чтением, хорошо рисовал, раздаривал рисунки знакомым. А те их на стены вешали, как картины. Любил фотографию, имел коллекцию фотоаппаратов. А в старших классах пошел заниматься в аэроклуб. И навсегда прикипел к летному делу. После школы поступил в Кременчугское летное училище. Учился на отлично, а потому распределение на Дальний Восток выбрал сам. На Камчатку прибыл в 1965 году. Одним из первых освоил вертолет Ми-8.

Камчатку он полюбил сразу, знал ее, как никто, снимал фото, слайды, а потом видео. «Пропагандировал», делая друзьям, собирающимся в отпуск, фильмы, просиживая часами за видеомагнитофонами. Сам часто проводил отпуск на Камчатке, любил охоту. Но к природе относился очень бережно. Привез как-то образцы − сланец с гранатами (минерал такой). Кто-то спросил откуда. «С сопки одной, не скажу с какой, – улыбнулся. – Целее будет». А однажды месяц прожил один на островке, рядом с Карагинским, наблюдая котиков (по свидетельству Андрея Собянина, его ученика и второго пилота. А теперь – командира вертолета). Довелось Петровичу побывать и за границами Родины. Его мастерством восхищались, приглашали на работу…

А уж юморист был – без шуток разговаривать не мог. Он много чего любил и делал на отлично, а не любил, пожалуй, одного – катать бонз, и вообще не любил начальство. Может, поэтому не был удостоен почестей от властей при похоронах, и не взорвались наши СМИ скорбной вестью, и не упокоился среди ВИПов... Наверное, он так и хотел. Иначе трудно объяснить равнодушие чиновников к инициативам людей.

Про его отношение к начальству поведала мне и первый секретарь Мильковского райкома КПСС Раиса Андреевна Сафронова: «Все знали, что к Самарскому бесполезно подходить с просьбой «покатать нужных людей». Но мне однажды это нужно было позарез. Ради дела. С большим трудом удалось-таки убедить Владимира Петровича, и мы полетели. И хотя я сто раз летала в Долину гейзеров, представить себе не могла, какие красоты я увижу впервые! Здесь, рядом!» Она стала эмоционально живописать мне подробно картины и впечатления того путешествия. А я их отчетливо себе представила, потому что сама когда-то так путешествовала с Самарским в Долину гейзеров через озеро Сево… Причем идея полететь мне вместе с группой туристов принадлежала ему, Петровичу. Я работала тогда в мильковском аэропорту, оформляла заявки на полеты. Так вот он, посмотрев заявку, спрашивает: «А сама-то была в Долине гейзеров?» «Да куда ж нам, геологам, летом», – отвечаю. «Ставь эту заявку мне последней и полетим. Можешь друзей взять с собой». Вот так просто предложил незнакомке посмотреть Долину (мы еще не были знакомы, я только была наслышана о нем)! Полный «вертак» – 11 туристов, 8 моих друзей, а на обратном пути еще и группа путешественников из Долины! Но… Самарский же! Мы кружили и зависали над каждым объектом фотографирования до тех пор, покуда все не отщелкают заветные кадры на свой фотоаппарат. Причем щелкал второй пилот в открытое окно с определенного ракурса. Все по очереди передавали аппараты ему. Так посчастливилось нам с друзьями попасть в вожделенную, но недосягаемую Долину гейзеров, благодаря Самарскому.

Почти у каждого, кто «летал с Самарским», есть своя неповторимая история. И потому земля наша богата легендами о нем. Не выдуманными, а теми, которые не придумаешь. Вот на похоронах Самарского, при затянувшемся молчании, вышел геолог Валерий Шеймович. И, стесняясь, сказал, что не знал Самарского, а летал с ним только раз. Но теперь не мог не прийти, не попрощаться. Потому что тогда Самарский совершил удивительный поступок. Узнав, что улетают все, а Валерий Соломонович остается с поранившей ногу лошадью и будет потом сам с нею выходить, Самарский, ругаясь, полез в хвост вертолета, перегруппировал весь груз, завел лошадь и вывез всех! Вот такой он, наш Самара, наш Петрович. Невероятно обаятельный, скромный человек и вместе с тем необычайно яркая личность!

P. S. Вот уже 19 лет, как нет с нами Петровича. Но имя Самарского вписано крепко в историю полуострова. Геологи создали общественную организацию по увековечению памяти Владимира Самарского, и многое удалось сделать. Есть памятник ему на хребте его имени – на Родниковом, где горнолыжная база «Алней». Его поставили Владимир Шевцов, руководитель клуба, и Андрей Собянин – командир вертолета Ми-8, ученик и друг Самарского.

  

Зоя САВАТЕЕВА, ветеран геологии Камчатки


Легенда камчатского неба

Памяти легендарного камчатского пилота будет посвящен вечер в камчатской краевой библиотеке. Организаторы приглашают всех, кто знал и помнит Владимира Самарского.

В программе – презентация книги Александра Смышляева «Самарский: легенда камчатского неба». Будет показан документальный фильм «Берингия» помнит летчика Самарского» (автор и режиссер – Александр Смышляев).

Вечер состоится 16 июля в актовом зале краевой библиотеки, начало – в 18 часов. В числе организаторов мероприятия также – камчатский экспедиционный клуб «Берингия», авиакомпания «Витязь-Аэро».

Наш САМАРСКИЙ: каким он был 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.