Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Честный знак»: драгоценная защита от фейков

13:10
1332

Камчатские производители молочной продукции с июня работают по новым правилам маркировки мороженого и сыров, а с декабря им предстоит маркировать и всю остальную «молочку» с небольшим сроком годности. А именно такие молоко, кефир, йогурты и другие продукты из молока выпускают местные производители.

Запрет оборота немаркированной продукции в России проходит в три этапа. Первая группа – мороженое и сыры – маркируются с 1 июня 2021 года. Вторая – молочная продукция со сроком годности более 40 дней – с 1 сентября 2021 года. Переход третьей группы, молочной продукции со сроком годности менее 40 дней, запланирован на 1 декабря 2021 года.

В России подделывают много продуктов из молока. По официальным данным, чаще всего фальсифицируют сливочное масло – до половины всей продукции. Молочный жир нередко заменяют растительным, но что еще хуже – подкожным жиром животных. Подделывают и молоко, и кефир, и мороженое, и сыры: среди этой продукции почти треть фальсификата.

Чтобы таковая не попадала в магазины, в России ввели обязательную маркировку. Благодаря ей с рынка вытесняют нелегальную продукцию и недобросовестных производителей, защищают покупателей от подделок – они могут проверить любой товар через специальное мобильное приложение и пожаловаться, если с покупкой что-то не так.

«Маркировка молочной продукции вводится с целью улучшения контроля качества продуктов, многие из которых скоропортящиеся, а также уменьшения на рынке доли фальсификата. Каждому товару присваивается код, который регистрируется в системе «Честный знак». Проверка легальности выставленного на прилавок продукта будет доступна любому человеку. Достаточно скачать приложение «Честный знак» и отсканировать штрих-код. На экране высветится название производителя, срок годности и множество другой информации. Это защитит граждан от недобросовестных производителей, которые маскируют низкое качество продукта, вводя в заблуждение конечного потребителя», – пояснил министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона Вячеслав Черныш.

Но за такую прозрачность производителям «молочки» придется серьезно заплатить, при этом речь идет о восьмизначных суммах. В конечном же итоге вынужденное техническое перевооружение ляжет на плечи потребителей.

Производящие молокопродукты предприятия малого бизнеса, а такие на Камчатке потихоньку появляются, могут справиться с новыми правилами маркировки с помощью нехитрого принтера и аппликатора. Но эти бюджетные решения не подходят для таких акул камчатского молочного производства, как АО «Молокозавод Петропавловский» и АО «Заречное».

Молокозавод «Петропавловский»

АО «Молокозавод Петропавловский», согласно новым правилам, 1 июня приступил к маркировке мороженого. Сегодня «Честный знак» можно встретить не на всех упаковках с холодным лакомством: еще частично реализуются складские запасы, произведенные до 1 июня, у которых не истек срок годности, что позволяет закон.

Предприятие заранее закупило все необходимое оборудование, которое понадобится к 1 декабря, когда настанет пора наносить «Честный знак» и на всю остальную продукцию.

«На молокозаводе имеется 15 производственных линий, и маркировочное оборудование для каждой из них обошлось порядка в 2 миллиона рублей, – рассказал заместитель генерального директора АО «Молокозавод Петропавловский» Константин Лосев. – В общей сложности техника по нанесению маркировки всеми способами (прямым, аппликацией, типографским) стоила предприятию 30 млн рублей. Кроме того, имеющееся у нас серверное оборудование не справится со сбором и передачей информации по новым требованиям. Вынужденное обновление этой техники – удовольствие тоже не из дешевых: порядка 15 млн рублей, и это не считая затрат на программное обеспечение».

К кредитным средствам прибегать не пришлось: стоимость технического перевооружения заблаговременно была внесена в бизнес-план предприятия, пришлось оптимизировать многие расходы.

Новые правила маркировки уже повлекли необходимость увеличить кадровый состав. Только на линию по производству мороженого потребовались двое дополнительных рабочих.

Все эти затраты неизбежно лягут в себестоимость продукции. Цены на мороженое молокозавод пока не поднимал, расчет себестоимости сделать еще предстоит, и цена держится за счет внутренних резервов предприятия.

«Заречное»

АО «Заречное» с 1 июня маркирует свои сыры – полутвердые и плавленые, ассортимент которых постоянно расширяется. «Честный знак» уже можно видеть на всех сырах от «Заречного».

«Затраты на маркировку сыров оказались достаточно скромными из-за простоты самой упаковки. А вот закупка оборудования для маркирования остальной молочной продукции, которое предстоит с 1 декабря, обойдется предприятию не менее чем в 17 млн рублей», – рассказал заместитель генерального директора АО «Заречное» Петр Зименс.

Чтобы изыскать эти средства, пришлось пересмотреть всю инвестиционную программу предприятия. Тем не менее «Заречное» постоянно расширяет ассортимент выпускаемой продукции. Из последних новинок – биойогурт, йогурт с кусочками яблок, йогурт «Злаки-семена чиа и льна», сыры «Качотта с пажитником» и «Фонте ди Густо с лисичками».

С прошлого года предприятие выпускает «социальное» молоко и кефир. В текущем году их цена поднялась на 4,7 процента – из-за объективных экономических процессов. Цена молока выросла с 30 до 35 рублей на упаковку в 500 миллилитров, кефира – с 50 до 55 рублей. От выпуска товаров этой ценовой линейки в «Заречном» не отказываются. Но не скрывают, что необходимость закупки дорогостоящего оборудования для маркирования в недалеком будущем отразится и на цене этих напитков, и остальной продукции. По предварительным оценкам, рост по различным позициям может составить до 2 процентов. Окончательно это станет ясно, когда техника поступит, будет смонтирована и станет понятна стоимость ее обслуживания.

    

Мария ШУПЕНИК

«Честный знак»: драгоценная защита от фейков 0«Честный знак»: драгоценная защита от фейков 1«Честный знак»: драгоценная защита от фейков 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.