Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Максим КИРИЛИЧ: «Камчатка не готова к протестам»

23:10
817

Федерация профсоюзов Камчатки на Конференции 27 июля избрала нового председателя. Им стал 33-летний Максим Кирилич, с 2012 года возглавлявший краевую организацию Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ.

Напомним, прежний лидер Федерации профсоюзов Камчатки Андрей Зимин 16 июня добровольно сложил полномочия в связи с переходом на новую работу уполномоченным по правам человека в регионе.

Смена председателя крупнейшей и самой влиятельной на полуострове общественной организации - событие знаковое. Что может измениться в подходах ФПК, которая на протяжении долгих лет работает с соцпартнерами в лице власти и работодателей в мире и согласии, в чем ее нередко обвинят оппоненты? И кто он, новый лидер профсоюзов региона? Об этом – в беседе с Максимом Кириличем.

- Максим Алексеевич, насколько известно, при голосовании за вашу кандидатуру интриги не было, так как не было альтернативы. Почему так сложилось?

-Действительно, не было ни интриги, ни интриг. После того, как Андрей Владимирович сложил свои полномочия, все первичные профсоюзные организации оперативно выдвинули мою кандидатуру, а 21 июня все отраслевые организации поддержали меня на выдвижение в качестве председателя Федерации профсоюзов Камчатки. Со всеми я работаю много лет, люди меня знают как активного члена профсоюза, знают, что профсоюз работников госучреждений под моим руководством работал эффективно. Уверен, что единогласное голосование моих коллег было искренним.

- Если за кресло председателя ФПК никто не захотел побороться, не говорит ли это о том, что в целом работа в профсоюзах сегодня не относится к числу престижных?

- Прежде всего, это не значит, что в профсоюзах на Камчатке отсутствует конкуренция. Многие из действующих лидеров региональных отраслевыхпрофорганизаций имеют намного больший, чем я, стаж и опыт работы в профсоюзах. При этом состав членов Президиума Федерации весьма боевой, и многие из лидеров могли бы возглавить Федерацию. Но коллеги поступили по принципу «дорогу - молодым», прекрасно зная, что в трудной ситуации, если это потребуется, я обращусь к ним за помощью и не наделаю грубых ошибок.

Да, из 48 делегатов избравшей меня Конференции только двое - представители молодежи. Наш кадровый состав не может похвастаться обилием молодых людей. Эта проблема очень глубокая. Дело и в самой молодежи, которая не знает о профсоюзах и слабо представляет, для чего они нужны. Это вскрывает и проблему нашей недостаточной информационной работы.

- Отсутствие интереса молодежи касается профсоюзов всей России. Может быть, дело в падающем авторитете организации?

-Уверен, что авторитет профсоюзов сохраняется. Мы были, есть и, без сомнения, будем самой крупной общественной организацией в стране. Наш авторитет признается властью, общественными структурами. Но отчасти он не признается людьми, многие перестали верить профсоюзам, другие, как мы уже с вами подметили, ничего о них не знают.

- Почему так произошло?

- Проблема не нова. Действительно, по всей стране очень много лидеров профсоюзных организаций глубоко пенсионного возраста. Понимаете, мы же организация очень стабильная, о чем всегда в шутку упоминаем. В той или иной государственной организации руководитель работает 5-10 лет, потом его меняют, переводят в другой регион или в другую организацию. В профсоюзах избранный председатель может работать и 15, и 20 лет, и даже больше. Так произошло в далеких 1990-х, когда выбрали новое руководство профсоюзов по всей стране – председателей территориальных объединений, региональных отраслевых, некоторых первичных. Они работают на своих позициях и по сей день. Кого-то это устраивает, кто-то на эту проблему закрывает глаза, есть и те, кто действительно справляется с возложенными обязанностями. Но сегодня ФНПР активно привлекает молодежь. И если посмотреть на изменяющийся состав руководителей территориальных объединений, можно увидеть, что приходит очень много молодых ребят и моего возраста, и чуть старше. Возрастных председателей все меньше. Сменяемость лидеров началась.

Да, этот процесс очень тяжелый. Ведь начинать нужно с первичек, дальше – региональные организации, потом – территориальные объединения. В одних случаях люди сами предлагают и продвигают молодых, в других – чего-то ждут, и такое ожидание порой приводит к развалу профсоюзной организации. Таких ситуаций особенно важно не допускать. Но и важно выстроить процесс правопреемства. Мои коллеги, председатели первичных, региональных организаций должны обеспечить передачу своего опыта, научить молодёжь работать.

Процесс сменяемости идет. Это уже видно по первичкам. Когда мы собираем Совет Федерации профсоюзов Камчатки, видим в зале много молодых лиц.

-Профсоюзы нередко обвиняются в бездействии и в соглашательстве с властью. Следует ли ждать от нового председателя Федерации применения дополнительных инструментов, а не только переговорного процесса?

- Вопрос этот глубоко философский. Как сегодня показывает общее настроение в стране, и Камчатка в этом плане ничем не отличается, люди не готовы к протестным действиям. Подчеркну: не готовы не профсоюзы, а большинство граждан. Когда встал серьезный вопрос увеличения возраста выхода на пенсию, практически все мои коллеги были готовы выйти на площадь, собрать митинг и выступить с заявлениями против пенсионной реформы в ее предлагаемом варианте. И мы пошли в первички, где узнали неприятную для себя новость: люди с нами идти не готовы. Хотя назревающая тогда пенсионная реформа касалась абсолютно каждого, включая работающих пенсионеров, которым не индексируют пенсию. Да, некоторые хотели присоединиться. Но для нашего региона митинг даже в 200-300 человек – это, по сути, позор. Должна подняться Камчатка, а оказалось, что большинство – кухонные бойцы невидимого фронта.

При этом люди ждут новаций, нужны новые формы работы, и мы будем в этом развиваться. Но сегодня именно социальное партнерство в рамках работы трехсторонней комиссии, работа с отдельными министрами и министерствами – наверное, тот правильный формат, который дает реальный результат.Понимаете, можно пытаться будоражить общественное мнение, собирать небольшие пикеты по 20-30 человек, ведь против чего выступать - всегда найдется. Все мы живем на Камчатке, знаем, сколько отдаем за коммуналку, за бензин, а заходим в магазин – плакать хочется еще сильнее. Можно каждый день кричать об этом на площади. Но я не люблю и не понимаю бессмысленных действий напоказ. Мероприятия публичного характера не дадут никакого эффекта, хотя и могли бы при большей солидарности камчатцев. А работа с соцпартнерами, как мы видим, дает реальный результат и помогает нам отстаивать интересы трудящихся.

- Какие вопросы перед соцпартнерами, прежде всего пред правительством края, профсоюзы Камчатки будут ставить в первую очередь?

- Первый - индексация заработной платы в бюджетной отрасли. Работая со сторонами трехсторонней комиссии, убеждая их, что по-другому нельзя, используя весь ресурс Федерации профсоюзов Камчатки, я уверен, этой цели мы сможем достигнуть. Напомню, что примененная ранее с 1 октября индексация за счет федерального бюджета на 3,8 процента была ниже даже официальных показателей инфляции, уровень жизни не возрос, а к сегодняшнему дню заметно упал. Индексация зарплат бюджетникам важна еще и потому, что этот процесс неизбежно тянет за собой увеличение зарплат работникам коммерческого сектора.

Следующий вопрос – компрессия ставок. На протяжении нескольких лет в бюджетных отраслях мы наблюдаем позорное явление, когда зарплаты работников неквалифицированного и квалифицированного труда фактически сравнялись. Медики, педагоги, соцработники, даже служащие госструктур знают, о чем идет речь. Устранить это явление можно только установлением базовых окладов по квалификационным разрядам у бюджетников и установлением базовой ставки первого разряда в коммерческом секторе.Только так проблема компрессии уйдет раз и навсегда.

- В декабре 2017 года Конституционный суд РФ фактически обязал это сделать федеральные власти, но воз и ныне там…

- Это так, но и работодатели, и правительство признают наличие проблемы компрессии, она невыгодна никакой из сторон, и действительно желают ее решить. Все стороны соцпартнерства разрабатывают правильный механизм, который будет рабочим. Профсоюзы в этом процессе участвуют, ФНПР ведет очень активную работу. Но вопрос требует тщательной проработки и не требует поспешных и необдуманных действий.

- Конференция по выборам нового Председателя прошла на Халактырском пляже не по прихоти, а из-за антиковидных мер. Лично вы уже сделали прививку?

- В декабре я переболел ковидом не очень легко, повторить этот опыт не захотелось. И уже в апреле сделал прививку. Также поступила вся моя семья.

Ситуация с ковидом крайне сложная. Введенная на Камчатке обязательная вакцинация – вопрос очень спорный. Несмотря на то, что я яростный сторонник прививок, считаю необходимым учитывать и уважать мнение людей, которые мыслят иначе. Правильным был призыв нашего Президента, который сказал, что вакцинация- дело добровольное. Правильнее не заставлять людей, а объяснять.

- Помимо юридического образования, вы получили специальность экскурсовода и состоите в общественной организации «Союз гидов Камчатки». Чем вы там занимаетесь?

- Я всегда любил Камчатку, ее историю и природу. Появилось желание обучиться дополнительной профессии, которая стала моим хобби и позволяет спланировать выходные дни. Беру своих родных, и едем в небольшие экспедиции. У меня много друзей и знакомых гидов. Еще во время обучения мы решили создать общественную организацию, так и появился Союз гидов Камчатки. Сегодня большая проблема заключается в том, что человек, купивший джип, начинает называть себя гидом и проводит экскурсии, а это попросту опасно. Мы с ребятами поставили цель и сплотили всех обученных нашей профессии, постоянно повышаем уровень знаний сами и привлекаем, затягиваем к нам других ребят, направляем их на курсы, тем самым стараемся поднять уровень и безопасность туризма на Камчатке.

- Почему гиды до сих пор не создали профсоюз?

- Такой профсоюз обязательно будет, всему свое время. Как мы говорили выше – людей нельзя принуждать, с людьми надо работать. Я над этим вопросом уже работаю.

Беседовала Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.