Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Противостояние: борьба людей и микробов продолжается

13:30
4620

Канул в Лету очередной нелегкий для России год, оставив за собой скандальные шлейфы предвыборных технологий и сбора подписей противников QR-кодирования населения страны. Как пережили 2021-й самые уязвимые представители камчатского населения – врачи, стоящие на передовой настоящей ковидной войны, как они сами ее называют? Какие сделали выводы и какие советы могут дать нам, простым обывателям?

Корреспондент газеты «Камчатский край» побывал на границе красной зоны в инфекционном отделении центра СПИД, два года работающего в условиях моногоспиталя в связи с пандемией COVID-19.

С журналистом согласилась встретиться бесстрашная команда докторов центра СПИД – форпоста сражения с невидимым противником. Каждый из этого небольшого отряда высококлассных специалистов, возглавляемых главврачом Ириной Давудовой, – человек необыкновенный. Они влюблены в свою опасную работу, борются всей командой за каждого пациента и в любой ситуации ставят выше всего – человека. А еще врачи хорошо помнят историю учреждения и отдают должное их предшественникам, специалистам, внесшим неоценимый вклад в становление и развитие инфекционной службы на полуострове.

Каждый из докторов поделился своим опытом работы и видением ковидной проблемы. И сегодня мы можем сравнить их мнение с высказыванием прежней заведующей инфекционным отделением центра СПИД Ларисы Журавлевой, сделанным 11 лет назад. Параллели прослеживаются очень зримо.

Мы устали видеть смерть!

Маргарита Олексюк, заведующая инфекционным отделением

Общий врачебный стаж Маргариты Андреевны – 18 лет. Из них 14 – работа в центре СПИД.

– Я приехала на Камчатку после окончания медуниверситета в Хабаровске,проходила интернатуру в терапевтическом отделении Камчатской краевой больницы, которым заведовала Мария Михайловна Чернягина. Очень грамотный специалист и прекрасный учитель! А в 2007 году я устроилась на работу в центр СПИД. Главным врачом тогда был Эдуард Александрович Ломан, основатель центра, а заведующей инфекционным отделением – Лариса Филипповна Журавлева. Это необыкновенные люди, научившие меня и других молодых врачей очень многому, и прежде всего – отношению к пациенту. Здесь мы, молодые врачи, увидели действительно коллектив докторов, медработников, готовых самоотверженно трудиться и учить нас искусству врачевания. Если, к примеру, поступал непонятный больной, его шли смотреть все врачи инфекционного отделения. И эта коллегиальность, привычка сообща решать все важные вопросы, остается до сих пор, как на работе, так и в обычной жизни: мы знаем, что можем рассчитывать друг на друга. Поэтому у нас очень низкая текучка кадров и сотрудники уходят, как правило, в связи с изменившимися жизненными обстоятельствами – переездом на материк. Если мне придется менять место жительства, то вряд ли смогу найти там такой сплоченный коллектив.

Я считаю, что нам в нынешней ситуации повезло, что наш руководитель Ирина Васильевна Давудова – не просто администратор, а именно врач-инфекционист с богатым опытом.

– Что для вас главное в определении тактики лечения конкретного больного, особенно в ковидный период?

– Самое важное – беседа с больным. Так научила нас Лариса Филипповна, причем по каждому шагу: как подойти к больному, как представиться, как разговаривать. Ведь 98 процентов постановки диагноза – это анамнез, то есть подробный сбор данных об истории болезни. От этого зависит и правильная диагностика, и лечение, и восстановление.

Условия работы в ковидном госпитале в средствах защиты создали границу между врачом и пациентом: ведь больной не видит лицо врача. В Новый год мы решили сделать подарок коллегам – бейджики с фотографией доктора. Тогда и пациентам будет легче.

У нас в отделении 60 ковидных коек, на одного врача приходится по 20 больных. Для того чтобы собрать анамнез и осмотреть пациента с COVID-19, особенно пожилого, нужно потратить не менее часа. Поэтому на работе практически живем. Не хватает времени радоваться жизни!

– Чем отличаются ковидные пациенты от других инфекционных больных?

– Много ситуаций с ковидным поражением центральной нервной системы, особенно у пожилых людей. Они делаются плаксивыми, просятся домой, ведь они привыкли к домашней обстановке, окружению близких людей. Поэтому врачи тратят на своих больных столько времени, сколько нужно. Это очень важно!

– А что для вас стало самым сложным в это ковидное рабочее время?

– Работа в СИЗах. В средствах индивидуальной защиты можно находиться максимум 4 часа. Потом нужно выйти, передохнуть. Мы в таких условиях уже два года, устали, работаем на пределе возможностей. Врачи работают каждый день и дежурят, проводя на работе до 1,5 суток. Очень надеялись на вакцинацию, но, к сожалению, она идет медленнее, чем предполагалось, и привито пока около 60 процентов граждан, подлежащих вакцинации. Особенность этой болезни в том, что она непредсказуема, часто развиваются осложнения: тромбозы и тромбоэмболии, которые могут привести к смерти пациента.

– Почему вы выбрали профессию врача-инфекциониста?

– Инфекционные больные нравятся мне тем, что они выздоравливают! Поэтому у меня степень удовлетворенности выбранной профессией абсолютная! Но с ковидными пациентами все по-другому, много осложнений, чаще умирают, заболевание может длиться до полугода с волнообразным течением. Это нашло отражение в названии заболевания LongCOVID-19, то есть долгий COVID-19.

– После выписки вы как-то поддерживаете контакт со своими пациентами?

– Конечно! Мы и родственникам уделяем много внимания. Контакт с человеком очень важен! Общаемся по «Вотсаппу», и мне пациентка говорит: я хоть увидела ваше лицо, и мне сразу стало легче!

Человечеству нужно задуматься, как мы живем!

Наталья Фокина, врач-инфекционист 1 категории, окончила медуниверситет во Владивостоке

Все 16 лет после окончания интернатуры Наталья Вениаминовна работает в центре СПИД.

– Очень понравился коллектив инфекционного отделения, во время прохождения интернатуры. Нас учили прекрасные специалисты – Лариса Филипповна Журавлева, Екатерина Тимофеевна Ковтун, – устало признается доктор, только что закончивший смену после ночного дежурства. – В «мирное» время разнообразие инфекционных больных давало простор для врачебной деятельности. А сейчас мы видим только одну инфекционную болезнь, и от этого нам грустно. Очень много времени уходит на работу, много бумаг приходится оформлять. Истории болезни оформляем и в электронном формате, и в бумажном виде. Около 80 процентов больных – в возрасте 60+, с целым букетом хронических заболеваний. Привитые среди них составляют 1 процент. Второй год у нас – только ковидные пациенты, всех остальных инфекционных больных, согласно маршрутизации, госпитализируют в инфекционное отделение Елизовской районной больницы.

Мировоззрение у людей поменялось, и у нас тоже. Человечеству нужно задуматься, как мы живем, как относимся друг к другу, к природе.

Мы не ценили свободы общения, а теперь спохватились, когда уже запрещены рукопожатия, объятия, коллективный досуг.

Мне бы хотелось пожелать, чтобы у каждого жителя полуострова было больше светлых, веселых дней и больше поводов для радости, чем для грусти.

Нужно быть все время начеку

Елена Рябых, врач-инфекционист высшей категории с 28-летним стажем:

– Отношение к больным у нас здесь всегда было трепетным, но сейчас – особенно, потому что сегодня у врачей больше настороженности, так как инфекция новая, протекает тяжело, длительно, с поражением всех систем и органов, с развитием тяжелых осложнений. Нужно быть все время начеку! Сейчас у нас настоящее противостояние с инфекцией, врачи прикладывают все свои силы, знания и опыт, чтобы помочь больным выздоравливать. Конечно, приходится тяжело, и морально, и физически. Но, с другой стороны, экстренная ситуация нас сплотила. 2 апреля 2020 года наше инфекционное отделение было экстренно перепрофилировано в моногоспиталь для лечения пациентов с COVID-19, и весь коллектив два месяца жил и работал в стационаре. Мы могли общаться с родственниками только по телефону. И эта вынужденная мера сплотила и коллектив, и семьи. Все происходило на наших глазах, когда стали тяжело болеть люди, и не всем, к сожалению, мы могли помочь. Медицинские работники очень ждали, когда будет разработана вакцина от COVID-19, и привились одними из первых, как только она появилась на Камчатке. Вакцинировались также и наши родственники. К сожалению, важность вакцинации понимают не все, и люди продолжают умирать.

Сегодня врачи-инфекционисты стали очень востребованы, мы все осознаем важность и ответственность нашей работы.

– Елена Анатольевна, какие главные выводы вы сделали для себя из сложившейся ситуации с пандемией?

– Надо беречь себя и своих близких. Сейчас все радуются праздникам, а мы, инфекционисты, ждем нового подъема заболеваемости в связи с тем, что у людей больше контактов в новогодние каникулы, поездок, путешествий, где не всегда соблюдаются противоэпидемические мероприятия. У нас в праздники нагрузка всегда больше. Поэтому хочу обратиться к своим землякам с главным призывом: берегите себя! Соблюдайте все меры санитарной безопасности! Прививайтесь!

Прививаться – это важно

Петр Клейменов, врач-инфекционист 1 категории, стаж 12 лет.

Петр Владимирович – выпускник Амурской медакадемии. Он вырос в Эссо, куда приехал вместе с родителями, ветеринарными врачами, в 1983 году. А выбор профессии врача-инфекциониста был предопределен интересом к болезням животных, которыми занимались родители.

– После окончания медицинской академии я прошел интернатуру по инфекционным болезням, а после ее окончания главный врач центра СПИД Эдуард Александрович Ломан предложил работать в инфекционном отделении, – вспоминает Петр Владимирович. – Сейчас профессия врача-инфекциониста особенно актуальна, а значит, и доктора нашего профиля будут востребованы и в дальнейшем. О том, что нас мало, красноречиво говорит такой факт: из 200 человек – выпускников нашего курса – только трое выбрали специализацию по инфекционным болезням. Поэтому опытный инфекционист – специалист штучный.

– Как, на ваш взгляд, изменились отношения людей в обществе в условиях пандемии?

– Отношение людей изменилось ко всему. Стало больше озлобленности: кто-то потерял работу, кто-то сидит на «удаленке», кому-то детей девать некуда, когда школы ушли на карантин. Но вот в чем особенность: большинство сидят у телевизоров и ничего не предпринимают для того, чтобы эту ситуацию изменить. Все устали от однообразия и отсутствия перемен. Вместе с тем идет мощная антипрививочная пропаганда. А люди продолжают погибать! Я уверен: отношение к пандемии нужно менять. Только благодаря вакцинации человечество смогло победить многие инфекционные заболевания, которые в прошлом уносили миллионы жизней, такие как натуральная оспа. Что хочется сказать людям в условиях нынешней ситуации? Прививайтесь! Только так мы сможем победить эту болезнь.

Вызываем «огонь» на себя

Галина Безлобенко, заместитель главного врача по медицинской части, врач-инфекционист высшей категории с 28-летним стажем.

Галина Анатольевна, выпускница Благовещенского мединститута, работала в инфекционном отделении Камчатской краевой больницы с 1996 года, затем, после реорганизации, в центре СПИД, сначала врачом-инфекционистом, потом - заведующей гепатологическим центром, с 2012 г. – заместителем главного врача по медицинской части. Она с 12 лет мечтала стать доктором, с тех пор как посмотрела фильм о врачах, работающих в области инфектологии «Открытая книга» с Ией Саввиной в главной роли. И сама «заболела» инфекционными болезнями.

– Когда я проходила интернатуру, познакомилась с прекрасным коллективом, который и помог мне полюбить инфекционные болезни. Коллектив сыграл в моей профессиональной судьбе огромную роль: мощный костяк врачей проводил целые мини-конференции с клиническим разбором каждого сложного больного. Медицинские сестры тоже были очень грамотными. И, главное, ко мне, молодому и неопытному доктору, относились как к равному. Мне сразу очень понравилась дифференциальная диагностика инфекционных болезней, когда под их маской может прятаться другая патология: сердечно-сосудистая, неврологическая, гинекологическая, хирургическая, гастроэнтерологическая и так далее. Для думающего врача это очень интересно! Тем более что в работе мы объединяем наш умственный потенциал, решаем все коллегиально.

– И тем не менее ситуация с ковидом оказалась для вас неожиданной?

– Каждый врач-инфекционист знает, что такое ООИ (особо опасные инфекции) и как нужно действовать при их выявлении. Консультируя любого пациента, мы можем с ней столкнуться. Ежегодно в крае проводятся тренировочные учения по выявлению ООИ с разворачиванием госпиталя. Поэтому, когда 2 апреля 2020 года был выявлен первый пациент с COVID-19, моногоспиталь на базе инфекционного отделения wентра СПИД был развернут в течение 2 часов.

Муж у меня тоже врач, он меня понимает, а я – его. Когда в семье муж и жена медработники, они прекрасно осознают все тяготы жизни, связанные с этой профессией. Приходилось много дежурить. Ничего, пережили.

Вы очень опытный инфекционист. Какие перспективы, на ваш взгляд, у новой пандемийной инфекции?

– Перспектива одна – вакцинация. Только так можно прервать инфекционную цепочку. Здоровый образ жизни в этом случае не спасет – заражению подвержены все! Хотя в каждом конкретном случае все зависит от иммунной системы.

Почему, например, самые уязвимые в плане заражения люди в возрасте 65+? Пожилые имеют, как правило, массу фоновых заболеваний, и это приводит к плачевным результатам. Прививаться надо! Чтобы выработанные антитела могли вас хоть как-то защитить, пусть даже не на 100 процентов. Да, я пропагандирую прививки, и вся моя семья, все друзья и знакомые, весь круг общения – привиты. И еще: если вы заболели, не надо ждать, что само пройдет. Обязательно обратитесь к врачу!

Цифровые технологии никогда не заменят врача

Ирина Давудова, главный врач центра СПИД.

Ирина Васильевна хотела стать врачом с 7 класса. На 6 курсе Саратовского мединститута субординатуру проходила по инфекционным болезням, затем – интернатуру. И уже больше 30 лет работает врачом-инфекционистом, с 1997 года – в инфекционном отделении Камчатской областной больницы, которое объединили с центром СПИД 1 января 2002 года.

– Меня принял на работу Леонид Александрович Грачев, он тогда был главврачом областной больницы, а инфекционным отделением заведовала Лариса Филипповна Журавлева. В то время работали такие замечательные врачи, как Надежда Петровна Кондюкова, Лидия Анисимовна Наконечникова, Мария Васильевна Лазо, Екатерина Тимофеевна Ковтун – кстати, она работала у нас в центре СПИД до 80 лет, опытнейший доктор, мы не хотели отпускать ее на пенсию. Тогда присутствовала преемственность поколений докторов: старшее поколение, среднее и молодежь, которая училась у высоких профессионалов.

Это очень важно, когда коллеги готовы разделить с тобой ответственность и помочь во всем. Был непреложный закон: старшее поколение готовило себе достойную смену, чтобы служба не развалилась, и к пациентам сохранилосьмилосердное отношение. Это происходит и сейчас. Более опытные коллеги помогают молодым врачам стать профессионалами. В этот трудный период в моногоспитале работали врачи нашего поликлинического отделения: завполиклиникой Евгения Олеговна Тяпкина и врач-инфекционист гепатологического центра Юлия Владимировна Стрельникова. Приходят на помощь и коллеги из тубдиспансера и других медицинских организаций.

Здесь у нас собрались представители разных медицинских школ со всей России. В нашей команде работают выпускники мединститутов из Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Саратова. И, хотя мы идем в ногу со временем, я уверена, цифровые технологии не заменят врача, сидящего у постели больного и держащего его за руку. Каждому человеку, во все времена, нужно одно: чтобы его выслушали, поняли и помогли.

– Ирина Васильевна, что бы вы хотели пожелать жителям края в наступившем 2022 году?

– Мы все надеемся на то, что пандемия, наконец, прекратится. Несмотря на сложный период, главное – чтобы все оставались людьми. Жизнь такая хрупкая! Радуйтесь тому, что есть сегодня и сейчас! Берегите себя и своих близких. И, конечно, нужно всегда надеяться на лучшее!

КСТАТИ

Из интервью 2010 года с заведующей инфекционным отделением центра СПИД Ларисой Журавлевой.

«Я счастлива, что проработала в этом отделении всю жизнь. Меня устраивает все: опасность, риск, тяжелые больные, которых мы порой вытаскиваем с того света. Весь процесс врачевания и неотделимое от него милосердие – все это наполняло и наполняет мою жизнь азартом и непередаваемыми ощущениями!

– А что вы можете сказать, как специалист, о свином гриппе? В 2009 году действительно была пандемия или это была просто страшилка?

– Какая там страшилка, с конца октября по январь была настоящая пандемия! Ежедневно в отделение поступало по 12–15 человек, мы работали в авральном режиме, как на фронте! Были и тяжелые случаи, и – не хочется об этом говорить – даже смертельные. Но мы справились с ситуацией.

Кстати, и я сама, и все мои работники в обязательном порядке прививаемся. Я один раз в жизни пропустила противогриппозную сезонную прививку и так сильно заболела, с высокой температурой, с мышечными болями, что раз и навсегда зареклась – только прививка!»

И еще одна цитата от Ларисы Журавлевой: «Я верю, что есть Бог на свете и ничего не делается зря. И даже несчастья посланы нам для того, чтобы в душе мы пересмотрели себя. В лучшую сторону».

Доктор как в воду глядела…

Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 0Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 1Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 2Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 3Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 4Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 5Противостояние: борьба людей и микробов продолжается 6

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Благодарный пациент 2 года назад #

Спасибо докторам и всему медицинскому персоналу больницы за их самоотверженный труд. Такого трепетного и индивидуального отношения, какое получают пациенты от Маргариты Андреевны,  не встречала!!!

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.