Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Вячеслав ЧЕРНЫШ: Труд камчатских аграриев – поистине героический

16:50
2196

С какими бы сложностями ни сталкивались аграрии Камчатки, но даже злосчастная пандемия оказалась неспособной сломить их упорство и трудолюбие. Об этом свидетельствует неуклонный рост производства местной сельхозпродукции и расширяющийся ассортимент товаров.

Какими усилиями им удается добиваться успеха, какую роль в этом процессе играет краевая госпрограмма поддержки камчатских аграриев и пищевиков, наконец, как эта помощь отражается на жизни каждого жителя региона – в нашей беседе с министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края Вячеславом ЧЕРНЫШОМ.

– Вячеслав Павлович, когда настали времена пандемии, статистики сообщали о снижении производства то молока, то мяса. А перебои с яйцом на прилавках магазинов особенно бросались в глаза. Какова ситуация с производством сейчас?

– Важно понимать, что снижение производства той или иной продукции зачастую не является свидетельством каких-либо экстренных, тем более глобальных проблем. В качестве примера – ситуация с временным дефицитом яйца от птицефабрики «Пионерская». По технологии с определенной периодичностью нужно полностью обновлять стадо в птичнике. Смена поголовья была запланирована на лето 2021 года. Обычно в июле – августе камчатцы массово выезжают за пределы края, соответственно спрос на яйцо снижается, поэтому выбрали именно этот период. Но из-за пандемии многие в отпуск не полетели, потому спрос остался на уровне.

Кроме того, на эту ситуацию повлиял также и внешний фактор. В прошлом году на всей территории России серьезно выросли в цене концентрированные корма. На Камчатке есть свой комбикормовый завод – «Камчатская мельница», который закупает зерновую составляющую в период уборки урожая и запасается им практически на весь год. Благодаря этой практике, на протяжении года нам удается максимально сдерживать рост цены на комбикорма. И все наши мероприятия по поддержке сельхозтоваро­производителей в целом, которые мы реализовывали на протяжении последних лет, позволили удержаться в той себестоимости, которая существует на сегодняшний день, и не допустить резкого роста цены на яйцо для населения.

А летом сложилась ситуация: спрос на яйцо высокий, завозное яйцо стало стоить дороже производимого на нашей территории, и образовался небольшой дефицит. Однако к сегодняшнему дню мы вышли на пик производства и уже видим, что за год произведем на 5 миллионов яиц больше, чем в прошлом году. Я бы сказал, что плановое снижение производства яйца было стартом перед дальнейшим развитием предприятия.

– Как обстоят дела с производством молока на Камчатке?

– Молока в 2021 году произведено на уровне 2020 года. Молочными продуктами, которые у нас массово представлены на рынке – молоком различной жирности, в различной таре, широким ассортиментом «кисломолочки» на 70–80 процентов камчатский рынок обеспечен. Более того, по словам производителей, существуют трудности с продажей.

– Но ведь совсем еще недавно молокозавод сетовал на недостаток молока-сырья от хозяйств.

– Время течет быстро. За последние 5 лет на Камчатке объем производства молока-сырья увеличился минимум на четверть и в крупных хозяйствах, и в крестьянско-фермерских. Необходимо отметить, что не за счет роста поголовья, а в основном за счет того, что нам удалось значительно увеличить продуктивность животных.

В 2014 году был введен в эксплуатацию молокозавод в «Заречном» мощностью 20 тонн переработки в сутки. Тогда задавались вопросы: зачем такие мощности, если завод производит 12 тонн молокопродукции и никогда не будет производить больше? А сегодня «Заречное» производит в день до 22 тонн. К этому результату удалось прийти за три года, изменив условия содержания и кормления коров без увеличения поголовья и, конечно, учитывая мероприятия по улучшению генетики. Все это молоко используется для производства известной всем камчатцам продукции.

Крупные организованные хозяйства на Камчатке надаивают 37-40 тонн коровьего молока в день, чуть меньше сдают на молокозавод «Петропавловский» фермеры. В итоге в регионе ежедневно перерабатывается около 60 тонн молока.

«Заозерный» в январе прошлого года надаивал 6 200 тонн молока в день, а сейчас ежедневно – почти на тонну больше. В общей сложности 37–40 тонн молока в день производится крупными организован­ными хозяйствами. Немногим меньше сдают на молокозавод «Петропавловский» фермеры. В итоге на Камчатке ежедневно перерабатывается около 60 тонн молока.

– Значит, нет смысла дальше развивать производство молока-сырья?

– Действительно, мы частично изменили подходы. Как я сказал выше, сложившийся рынок молочной продукции нас радует разнообразием видов, вкусов, упаковки. При этом наше молоко – продукт свежий, натуральный, без заменителей молочного жира, а значит, долго не хранится. Поэтому многие предпочитают приобретать привозные ультрапастеризованные продукты в тетрапакетах, ведь они быстро не портятся и стоят дома в шкафу. Хотя если сравнить цены на привозное и произведенное на Камчатке молоко, наше в подавляющем большинстве стоит дешевле. Кроме того, наше молоко должно продаваться в холодильнике, а ультрапастеризованный продукт в этом не нуждается. Поэтому привозное стоит на прилавках у всех на виду, а наше еще приходится поискать.

В прошлом году один из предпринимателей построил молокозавод, вложил около 100 млн рублей, по поручению губернатора мы возместили ему часть средств в рамках краевой программы. Сегодня он производит молочные продукты, которые на Камчатке больше никто не выпускает: греческий йогурт, зерненый творог в сливках, рассыпчатый творог, термостатную сметану и ряд других продуктов, которые раньше завозили к нам самолетом. То есть появилась исключительно новая продукция, которая не «мешает» производить и торговать ни молокозаводу «Петропавловский», ни «Заречному», ни другим производствам.

Вторая замечательная новость: «Заречное» планирует вложить порядка 7 млн рублей в оборудование для производства молока длительного срока хранения – до 30 суток. Это будет не ультрапастеризация, которая лишает молоко ряда полезных свойств, а другая упаковка, несколько иной подход к переработке. Таким образом, мы сможем увеличить объем производства молока. Этот вид продукции идеально подойдет для снабжения экипажей рыболовецких судов и населения отдаленных районов края.

– То есть, сегодняшний тренд – на расширение многообразия ассортимента?

– Именно так, ситуация на рынке этого требует по многим причинам. Например, есть небольшие фермы в Эссо, в Усть-Камчатском районе, которые перерабатывают и продают свое молоко. Но туда приходит и аналогичная продукция от наших крупных заводов, тем самым создаются некоторые неудобства для местных производителей. Мы прорабатываем вопрос замещения таких продуктов другими, с более глубокой переработкой, и такие возможности на больших предприятиях есть. «Заречное» делает прекрасные сыры и может производить их еще больше. Для производства одного килограмма мягкого сыра нужно 10 литров молока, твердого сыра – до 30 литров. Для производства килограмма сливочного масла используется около 20–25 литров молока. В одной стандартной банке сгущенки – 2,5–3 литра молока. Эти продукты нужно производить на Камчатке, замещать привозные. Нужно увеличить выпуск и разнообразить ассортимент мороженого. Есть производитель, который намерен выпускать детское молочное питание.

Таким образом, мы движемся в сторону развития переработки, расширения ассортимента молочной продукции. Поэтому программу развития поголовья, производства молока-сырья немного сокращаем и ставим акцент на точечную поддержку переработчиков в Петропавловске и Елизовском районе. А дальше планируем поднимать переработку в отдаленных районах. Очень важно поддерживать местное производство и, конечно, создавать рабочие места.

– Что сегодня происходит с ценами на ту сельхозпродукцию, которая уже производится?

– К сожалению, небольшой рост цены на яйцо неизбежно произойдет. Молоко уже подорожало. Растет цена на корма, топливо, не технику и комплектующие. Работникам необходимо повышать зарплату, которая в сельском хозяйстве очень невысокая.

Почему, к примеру, нам трудно конкурировать по цене с завозным яйцом? Зерно на корма на Камчатке не выращивается, завозить его недешево. Важно понимать, что и в зарплате, и в переработке – северные коэффициенты. Около пяти лет назад мы сравнивали наши расходы с птицефабрикой на материковой части нашей страны, направили соответствующий запрос. Так вот, на тот момент на «Пионерской» средняя зарплата рабочего персонала была около 35 тысяч рублей, а вот у наших коллег в 5 раз меньше.

Но главный момент в том, что, если бы на Камчатке не было крупного предприятия, производящего яйцо, привозное яйцо мы покупали бы примерно по 400 рублей за десяток, как это происходит на Чукотке, когда у них заканчивается свое. И совладать с этим практически невозможно, потому что законы рынка никто не отменял: спрос давит цену. Поэтому так много внимания мы уделяем нашей птицефабрике и в целом сельхозтоваро­производителям края.

– Вы упомянули о больших планах по увеличению производства яйца. За счет чего это удастся сделать?

– Мы поэтапно с 2014 года двигались в сторону наращивания мощностей, но и не только. Ранее около 70 процентов продукции птицефабрики «Пионерская» продавалось через оптовиков и лишь 30 – через свою торговую сеть. В результате оптовики и сетевики начали диктовать цены и свои условия. Сегодня благодаря работе коллектива птицефабрики и ее руководства нам удалось переломить эту пропорцию в обратную сторону, увеличив количество торговых точек птицефабрики, которые теперь реализуют продукцию по одинаковой цене вместе с известной крупной торговой сетью Камчатки. За счет этого смогли уже по-другому договариваться о ценах с оптовиками и сетевиками, при этом для населения цена не увеличилась. Все это позволило удерживать, не повышать цену, несмотря на то, что цена зерна, кормов в стране сильно поднялась.

Благодаря мерам поддержки правительства Камчатского края, производство яйца в регионе в 2022 году вырастет на 5 миллионов штук. Таким образом, 80 процентов рынка яйца на Камчатке будет занято местной продукцией.

Продолжается реконструкция птицефабрики. В конце 2021 года мы завезли две «батареи» (клеточное оборудование) для увеличения поголовья в одном корпусе и начали реконструкцию еще одного птичника. В марте оборудование будет полностью установлено и уже в апреле – мае будем заселять новый птичник на 60 тысяч голов. Затем в июне дооборудуем еще один птичник. В итоге увеличим производство яйца на 5 млн в год. Таким образом, 80 процентов рынка яйца на Камчатке будет занято нашей продукцией.

– И будете стремиться к ста процентам?

– Пожалуй, не будем, это экономически нецелесообразно, поскольку конкуренция должна оставаться. При этом продолжим развиваться. В прошлом году мы заключили соглашение с Чукоткой, отправили 2,5 тысячи курицы-молодки (110 дней). А сейчас уже идут переговоры по осенней поставке на Анадырскую птицефабрику 12,5 тысячи кур. Это позволит получить дополнительный доход, тем самым нивелировать ряд издержек.

– Будет ли «Пионерская» развивать выпуск другой продукции?

Птицефабрика «Пионерская» выпускает колбасу из мяса оленя от «Камчатоленпрома». Это позволяет и дополнительно загрузить мощности, и получить дополнитель­­­ный доход. В этом году планируется начать продавать оленину во всех торговых точках «Пионерской».

– Это направление тоже развивается, колбасные изделия от птицефабрики полюбились многим. В прошлом году «Пионерская» начала выпускать колбасу из мяса оленя от «Камчатолен­прома». Это позволяет и дополнительно загрузить мощности, и получить дополнитель­ный доход.

Более того, в этом году планируем начать продавать оленину во всех торговых точках «Пионерской». Это очень важно, поскольку произвести продукт – полдела, важно его своевременно продать, тем более что речь идет о натуральных скоропортящихся продуктах.

– Вкус и качество бройлерных цыплят от камчатского производителя все успели оценить. А настанет ли время, когда цена на них будет хотя бы сопоставима с аналогичной привозной продукцией?

– В своей розничной сети наш производитель продает тушки бройлеров по 311 рублей за килограмм. Предлагаю окунуться в занимательную арифметику. Допустим, цыпленок весит 2 кг, значит, стоит в магазине 622 рубля. Средняя закупочная стоимость одного инкубационного яйца, которое доставляется на Камчатку с материка самолетом, – 23–25 рублей. Стоимость доставки к нам одной будущей курицы – 35 рублей. Значит, прилетев на Камчатку, инкубационное яйцо стало стоить более 57 рублей. Надо понимать, что если яйцо качественное, правильно доставленное, «сработают» в среднем только восемь яиц из десяти. После того как цыпленок появился на свет, с учетом затрат на электроэнергию он уже стоит около 100 рублей. Далее, чтобы на прилавке магазина появился цыпленок весом 2 кг, забитая курица с пером должна весить около 2,85–3 кг. Для набора одного килограмма веса курица должна съесть 1,9–2 кг корма. Значит, всего – 6 кг корма. Один килограмм корма стоит в среднем 40 рублей, итого – 240 рублей. Мы насчитали уже 350 рублей затрат на одного цыпленка, и это при идеальных условиях, без учета зарплат работников, без амортизации, без содержания и отопления помещений, без затрат на убой, на разделку, на доставку в торговую сеть. Цену добавляет и упаковка: каждый пакетик стоит 5 рублей. Упаковка – всегда серьезная часть затрат. К примеру, в одном десятке яйца от «Пионерской» стоимость упаковки – 1 рубль 40 копеек.

В итоге с каждого цыпленка прибыль остается минимальной. Чтобы продать больше, надо снижать цену, а это пока невозможно. По классическим законам экономики, если больше производить, издержки сокращаются, и продукция становится дешевле. Но животноводство, сельское хозяйство в целом, а тем более на Камчатке, где все привозное, эту теорию кардинально ломает, поскольку наши сельхозтоваро­производители уже работают на нижнем пределе рентабельности.

– В чем же интерес предпринимателя?

– Он делает работу, важность которой для всей Камчатки неоценима, как и поистине героический труд всех наших аграриев, а правительство края ему в этом помогает. После того как Юрий Петрович Бочуля начал производство бройлеров, привозная курица подешевела в течение года два раза. Если бы он не создал конкуренцию, мы покупали бы «материковских» кур минимум по 500 рублей за килограмм.

Вячеслав ЧЕРНЫШ: «Заниматься на Камчатке сельским хозяйством не очень выгодно и рискованно. Но если не заниматься, вся привозная продукция – от курицы и свинины до яйца и картофеля - стоила бы для населения значительно дороже. Поэтому мы продолжаем развивать меры поддержки наших сельхозтоваро­производителей».

Да, заниматься на Камчатке сельским хозяйством не очень выгодно и рискованно. Но если не заниматься, вся привозная продукция – от курицы и свинины до яйца и картофеля – стоила бы для населения значительно дороже. Поэтому мы продолжаем развивать меры поддержки наших сельхозтоваро­производителей.

– Какие новые тенденции наметились в овощеводстве на Камчатке? Известно, что наши фермеры уже начали продавать картофель и овощи за пределы региона…

– Дело в том, что пандемия сломала логистику китайских овощей и картофеля в Приморье, соответственно, и на Камчатку, в результате большое количество овощей «выехало» за пределы края. Наши фермеры отправили урожай на Сахалин, в Приморье, в Магадан. Этот тренд хорошо бы подхватить и развивать, но для этого необходим стабильный рынок сбыта, долгосрочные контракты с другими регионами. Тогда можно смело увеличивать посевные площади, работать, создавать новые рабочие места, развиваться. Но, к сожалению, пока нет гарантии, что спрос на наши овощи на материке сохранится.

– Все овощеводческие хозяйства жалуются на проблемы со сбытом: свою продукцию они вынуждены отдавать перекупщикам за копейки, а налаживать собственный сбыт нереально дорого. Что делать?

– Мы побуждаем наших производителей кооперироваться именно с целью выгодного сбыта, правильной сортировки и переработки. Сейчас цену контролируют оптовики, потому что ни у кого из производителей овощей нет своих крупных точек сбыта. В одиночку решить эти вопросы не под силу ни одному из хозяйств. Поэтому и нужен кооператив, который примет, расфасует, красиво выложит на прилавок. Этого мы обязательно достигнем, но не в самой близкой перспективе. Подвижки есть, пока точечные, но работа продолжается.

– Насколько стабилизировалась ситуация в «Овощеводе»?

– Благодаря поручению губернатора, усилиям администрации Елизовского района и правительства края, работу предприятия удалось наладить, успешно прошла уборочная кампания. Дальше все зависит от управления предприятием, от дальнейших действий. Мы отдельно прорабатываем вопрос о смене собственника. Сейчас у «Овощевода» много хозяев в лице пайщиков, а хозяин должен быть один. Не исключено, что единым собственником станет Елизовский район. Но, возможно, найдется частный инвестор. Сегодня в хозяйстве новый директор, который распутывает клубок проблем, накопленных за долгие годы.

– Годами не теряет актуальности тема круглогодичного производства тепличных огурцов и помидоров, которые будут доступны по цене всем камчатцам. Все наши губернаторы обещали решить этот вопрос. Что предпринимается сейчас?

– Должен отметить, что если летом поехать в село Коряки – в «Овощевод», огурцы можно купить по 60 рублей за килограмм и наделать себе заготовок хоть на несколько лет вперед. В поселке Мирном огурцы в пик максимальной цены мы купим по 60–70 рублей, помидоры – по 250 рублей.

Если говорить о больших планах, инвестор завершает проектирование большой теплицы в Зеленовских озерках, проект скоро отправится на экспертизу. На пути к этому моменту пришлось столкнуться с рядом трудностей. С одной стороны, Минвостокразвития с этого года своим решением возобновило ранее отмененную форму поддержки. Но вместе с тем доставка подорожала на 30 процентов, на аналогичную величину вырос в цене металл. Таким образом, будущая теплица подорожала на 30 процентов, в связи с чем площадь спроектированной теплицы сокращена с 4,5 до 3,6 га. Инвестор намерен производить порядка 3–3,5 тысячи тонн огурцов и помидоров суммарно, это 10–12 кг на одного жителя Камчатки в год при норме 14–16 кг. Но мы учитываем, что эти овощи выращивают и другие хозяйства, и дачники для личного потребления. Если все пойдет по плану, в мае начнется строительство теплицы, и первый урожай мы получим уже летом этого года.

О цене на овощи говорить пока преждевременно, финансовая модель до конца не сформирована. Но уверен, что цены будут разумными, ведь иначе и смысла нет воплощать этот сложный проект. Мы прилагаем все усилия, ведем совместную работу с федеральным центром, чтобы свежие овощи как можно скорее оказались на столах земляков.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.