20 Мая, пятница
Облачно с небольшим дождем
ночью 2°C
днем 9°C
ветер 3.9 м/с
Завтра, 21 Мая
Пасмурно с небольшим дождем
2 ... 7°C
ветер 5 м/с

Наталья ИВАНОВА: Курс — на всестороннее развитие личности

00:25
2697

Учительница начальных классов Петропавловска-Камчатского – об особенностях современной педагогики.

Наталья Иванова – педагог с 23-летним стажем. На её глазах продолжает меняться система общего образования, в том числе и в начальной школе. Тем не менее учительница считает, что современные дети, несмотря на всеобщую цифровизацию, изоляцию и разобщённость, остаются такими же искренними, добрыми и способными на сопереживание, как и четверть века назад.

Сейчас Наталья Николаевна ведёт третий класс в небольшой уютной школе № 5, что в Индустриальном районе. И это будет уже шестой её выпуск. У педагога двое своих детей, старшей дочери, медицинскому работнику, 25 лет. Младшей, семикласснице – 14. Поэтому изменения, происходящие в нашем обществе и, как лакмусовая бумажка, отражающиеся на развитии детей, учитель видит всесторонне.

Корреспондент «Камчатского края» встретился с педагогом на рабочем месте.

ГАДЖЕТЫ – ВМЕСТО ОБЩЕНИЯ?

С этого вопроса: насколько зримо изменились школьное образование и сами дети за прошедшие на глазах учителя более 20 лет – мы и начали интервью.

– Да, времена меняются, и мы вместе с ними, – устало вздохнув, говорит педагог. – Работать становится труднее. Если оглянуться назад, каков был контингент младших школьников, приходится констатировать, что сегодня увеличилось количество детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Эти школьники, как все, обучаются в общих классах. Но у каждого из них – индивидуальная адаптированная программа, плюс сопровождение дефектолога, психолога и логопеда. У меня в классе, например, пятеро таких деток с разными диагнозами, а значит, пять программ и разработок индивидуальных маршрутов для развития в определённом русле.

Одна из очевидных особенностей времени: сегодняшние дети не могут друг с другом договориться, часто конфликтуют мальчишки, что-то не поделившие. Не умеют общаться!Сказывается современная изоляция, разобщённость в обществе, в том числе связанная с повсеместным увлечением гаджетами: ребёнку проще и интереснее смотреть видео в смартфоне, чем общаться с живыми людьми. У современных детей клиповое мышление: нет яркой картинки – нет интереса.И родители мало общаются с отпрысками: поговорить с ребёнком по душам им некогда, особенно в неполных семьях, где одна мама, работающая с утра до вечера. Думаете, таких семей мало? У меня в классе – шесть ребят из неполных семей. Тоже нужен особый подход. Вот и крутимся.

– А как работается с родителями учеников?

– Тоже трудно! Современные родители, особенно молодые, нередко не соглашаются с теми советами, которые даёт опытный педагог, считают, что они знают лучше. И часто просто идут на принцип. Многие хотят оградить своего ребёнка от самостоятельности, какой бы то ни было работы, которую малыш смог бы сделать сам. А ведь способность побороть препятствие и идти дальше – совершенно необходимое качество личности, которое нужно развивать с малых лет. У меня есть мальчик, к которому мама до сих пор ходит на уроки физкультуры, чтобы его переодеть и завязать шнурки на кедах. Даже навыки самообслуживания не всегда прививают! В результате дети иногда ничего не могут сами, но страшнее другое: у них пропадает всякое желание, мотив что-то делать самостоятельно, опускаются руки. Вот это действительно проблема. Не надо решать всё за ребёнка! Дайте ему проявить инициативу, преодолеть преграду, набить собственные шишки!

ЭТАЛОН ПОВЕДЕНИЯ

– Если сравнить современных детей с теми, что были 20 лет назад, разница большая?

– Раньше ребята больше дружили, чаще встречались и за пределами школы, играли вместе. Был тесный контакт. Сейчас это единичные случаи. Дети легко расходятся, не дорожат дружбой. И, хотя на контакт идут вроде бы легко, при первой же трудности в отношениях опускают руки.

Тем не менее не так всё плохо: дети есть дети, они чуткие, отзывчивые, искренние, способны сопереживать. Знаете, что характерно? Ребёнок – это зеркало семьи. Учитель чувствует это особенно остро, ежедневно близко общаясь с детьми. Например, как дома относятся к учителю, что и как о нём говорят, так и ребёнок себя ведёт. Воспитание в семье накладывает сильный отпечаток на личность ребёнка. Не часто, но бывает, что сталкиваемся с откровенным неуважением, когда для ученика учитель – не авторитет, его можно не слушать и распоряжения не выполнять. Такая позиция губительна прежде всего для развития самого школьника. Именно в его интересах родители должны выяснять все школьные недоразумения, избегая детских ушей. Не обсуждайте действия педагога при детях у себя дома! Ведь для многих ребят мнение родителя важнее. А без доверия между учеником и учителем нормального образования и развития вашего ребёнка не получится.

– В начальных классах, насколько я помню по себе, учительница – это почти вторая мама…

– Да, обычно в возрасте от 6 до 9-10 лет учитель – эталон поведения. Кстати, среди моих учеников несколько выпускников стали учителями и работают сегодня в разных школах.

УРОКИ И СТАНДАРТЫ

– А как строится современный урок?

– Сегодня существуют ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты, которые внесли в систему обучения значительные изменения. Сейчас готовятся новые, очередные поправки в этот документ. Если раньше учитель, начиная урок, объявлял тему и рассказывал новый материал, то теперь ученики сами должны сформулировать не только тему, но и задачи, и цели урока, которых они должны добиться, ориентируясь на наводящие подсказки учителя. Это так называемый системно-деятельностный подход: ребёнок должен не просто сидеть и наблюдать, что рассказывает и показывает учитель, а сам выводить необходимые закономерности.

– А как обстоят дела с техникой чтения, которую раньше проверяли у младших школьников?

– Проверяем и сейчас, но больше внимания уделяем не скорости прочтения материала, а его осмыслению, осознанности.Сейчас на уроках чтения большая проблема – дети не хотят читать, не понимают смысл прочитанного, поэтому главная роль учителя на уроке сегодня – это формирование читательской грамотности. И это не только на уроке чтения – на всех предметах, даже ИЗО и технологии: необходимо умение найти информацию, извлечь и применить её. Без достаточного владения техникой чтения просто не обойтись! Даю дополнительно задание найти определённый текст в библиотеке, чтобы дети шире познакомились с литературой, благо, время и программа позволяют.

Мы часто работаем в группе с распределением обязанностей среди учеников, когда после совместной работы кто-то защищает решение группы, докладывает о решении поставленной проблемы и достижении цели. Такая форма действительно стимулирует умственную деятельность детей. Но иногда на вывод темы урока уходит очень много времени, которого не хватает на закрепление и обобщение материала – это минус. С другой стороны, когда дети привыкают к такой постановке проблемы, становится легче. Главное, чтобы это было системой.

Учителю труднее готовиться к таким урокам, уходит больше времени на то, чтобы разработать подходы, как довести до детей необходимую информацию, поменять всю структуру занятий с тем, чтобы всё время возвращаться к цели урока.

– То есть сейчас на доске в классе тема урока мелом не написана?

На доске сегодня нет темы урока, как это было раньше, и вообще доска до поры до времени закрыта. Мелом уже не пишем, только стикерами и маркерами. Есть и интерактивная доска, и обычная.На каждой парте – ноутбук, правда, один на двоих. Интернетом пользуемся на уроках закрепления, при создании литературных проектов – дети ищут рецензии, информацию об авторе и т. д. Это важно: у младших школьников возникают трудности при отборе материала, когда нужно вычленить из общего текста необходимые сведения. Интернет этому учит, также и на уроках окружающего мира. Детям с ОВЗ помогаем найти необходимый абзац. Некоторых ребят трудно заставить сделать это: они привыкли просто смотреть готовые картинки, а мы, таким образом, приучаем их к умственному труду.

КАК НАУЧИТЬ УЧИТЕЛЯ

– Как обстоят дела с дистанционным обучением во время пандемии, это было очень сложно?

– Да, для младших школьников обучение с применением дистанционных образовательных технологий – особенно. Ведь компьютеры есть не в каждой семье, да и смартфоны с интернетом не у каждого ребёнка! И нам, учителям, тоже пришлось учиться новым методикам, быстро перестраиваться. Без объяснений учителя маленькому школьнику очень трудно: требуемого контакта учителя с учеником не получается. В общем, в нашем отдалённом регионе дистанционное обучение в начальной школе, я считаю, просто неприемлемо. Поэтому, когда мы были на карантине, старались закреплять и обобщать ранее изученный материал, передавали задания по Ватсапу через родителей, проверяли и так же отправляли назад. А потом, кода вышли из карантина, нагоняли упущенное по программе.

– Программы по-прежнему государственные, стандартные?

– В основе своей – да. Мы работаем по программе «Школа России», есть у нас школы, которые учат детей по системе «Школа XXI век» и «Перспектива». И, соответственно, по каждому из этих направлений существует свой комплект учебников.

Но рабочую программу каждый учитель разрабатывает сам, исходя из особенностей своего класса, при этом количество часов на ту или иную тему варьируется. Это создаёт и определённые трудности, например, при переходе из одной школы в другую: ученики теряются, так как программы в каждой школе и у каждого учителя свои. Мы, учителя, ждём от Министерства образования создания общей, единой программы для учителей, чтобы дети, переходя в другое учебное заведение, не попадали в эту информационную яму.

А сегодня мы на педсовете сами разрабатываем форму, так называемый «скелет программы», и так каждый год. Получается куча бумаг и документов, в сентябре каждого года составляем по каждому предмету собственные программы. И ждём с нетерпением единого рабочего образца, обещанного Минобразования.

Конечно, школа развивается и идёт вперёд. Сейчас стали больше внимания обращать на функциональную грамотность учителя, нас самих учат на курсах усовершенствования. Есть такая тенденция – возврат к курсу всестороннего развития личности в школе, больше связи теории с жизнью, которая окружает развивающегося ребёнка. И мы знаем, над чем предстоит работать.

Наталья ИВАНОВА: Курс — на всестороннее развитие личности 0Наталья ИВАНОВА: Курс — на всестороннее развитие личности 1Наталья ИВАНОВА: Курс — на всестороннее развитие личности 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.