В рамках Берингийского марафона мы знакомим читателей «Камчатского края» с самыми интересными гостями, сохраняющими национальные традиции полуострова. Особенность фестиваля 2022 года в том, что его программа расширена этнокультурным блоком «Берингия: лицом к лицу с Севером», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Сегодня о таинствах этноса КМНС нам расскажет известнейшая камчатская мастерица Анна Русских. Хотя по-корякски её имя звучит иначе.
Сначала мы поздоровались. И услышали в ответ: «Амто, тунгутум!», что в переводе на русский «Здравствуйте, друзья!»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАРЯДОВ
– Меня зовут Вулкынюв – это моё корякское имя, – представилась женщина в корякской национальной одежде. И пояснила: – Это платье, которое мы привыкли называть кухлянкой, из Пенжинского района, и сшила его мастерица из села Слаутное.
– А моя собственная кухлянка сейчас – музейный экспонат, это рабочий вариант, и мы сшили её вместе с моей бабушкой, которая меня всему учила. На мне сейчас праздничная кухлянка, этот наряд очень трудоёмкий: чтобы его изготовить, нужен не один год, а как минимум три. А может и пять лет, и более – это зависит от выбора мастерицей орнамента, традиционного или родового, и своих личных узоров. Кроме того, может быть несколько вариантов праздничных кухлянок, для разных случаев, а также зимние и летние платья.
Раньше на праздники из табунов, районов и посёлков все съезжались в одно место, и это было настоящее представление нарядов, сродни современному дефиле. Каждая мастерица была наряжена в свой оригинальный наряд, здесь же бегали и дети в комбинезонах, полностью сшитых из оленьей шкуры. И при осмотре нарядов каждой мастерицы мужчина мог выбрать себе невесту. Узнать, сама ли она это сшила, посмотреть, аккуратные ли швы – значит, усидчивая. Вся эта красота демонстрировалась для того, чтобы другие видели: платье, одежда – это было как письмо. Все знали: если вот такой орнамент – значит, люди приехали из Карагинского района, а если этакий – из Пенжинского, Манил или из Парени. И крой тоже был разный. У береговых коряков – свой, у тундровых, чавчувенов, – тоже особенности кроя, они говорили, что им длинные кухлянки не нужны, будут мешать передвижению по тундре. И, кстати, у тундровых коряков на одежде было минимум украшений, чтобы не цеплялись за ветки: неудобно.
– А что предпочитаете вы, чем занимаетесь?
– Я занимаюсь работой с бисером. Можно было бы заниматься, конечно, и выделкой шкур, и пошивом одежды из оленьих шкур и замши, но в цивилизации, в городской местности с этим туговато, потому что для выделки и покраски шкур нужны специальные ингредиенты, которые производит олень.
– Где можно найти ваши работы?
– У людей, наверное, – улыбается мастерица. – К сожалению, свой выставочный фонд создать не получается. Во-первых, времени не хватает. Работа моя больше связана с коллективом, ансамблем «Коритэв». У нас там идёт подготовка к выступлениям, обшивка костюмов, изготовление головных украшений. Но я работаю и по индивидуальным заказам.
ПОЗИТИВНЫЕ ТАНЦЫ
– Расскажите немного подробнее об ансамбле «Коритэв».
– Это удивительный коллектив, который прогрессирует, но в то же время всё время возвращается к истокам, культуре предков. Я попала в ансамбль более 12 лет назад. В детстве я жила в Манилах, и с малых лет обучалась национальному танцу. У нас был маленький поселковый ансамбль. На праздниках все выходили и танцевали, мы смотрели на наших бабушек и дедушек, как они это задорно делают, несмотря на возраст: им уже под девяносто, а они такие позитивные, всё равно идут танцевать.
– Как переводится на русский название ансамбля – «Коритэв»?
– Очень просто: «кор» – коряки, «ит» – ительмены, «эв»» – эвены. Это сборное слово, аббревиатура.
– В этом году, благодаря средствам из президентских грантов, «Берингия» расширена культурной этнопрограммой «Лицом к лицу с Севером». Какое участие вы в этом принимали?
– Наш ансамбль принимает участие в некоторых локациях фестиваля, в том числе в выставках, мастер-классах, танцах, приготовлении национальных камчатских блюд. На праздниках, больших мероприятиях мы проводили мастер-классы по вышивке бисером, для того чтобы заинтересованные люди, желающие найти себе занятие по душе, могли получить для этого какую-то основу. Рассказываем и показываем всем желающим, как и что изготовить. А если человек проявит заинтересованность, то может и дальше заниматься.
АЗАРТ, ВЗАИМОВЫРУЧКА – ЭТО СЕВЕР!
– Слышали, что вы хорошо разбираетесь и в езде на собачьих упряжках. Вы – каюр?
– Каюр для меня – это слишком серьёзное и ёмкое понятие. Я лишь скромный участник. Своих собак у меня нет, но я тренируюсь на питомнике ездовых собак «СЭМТ».
– Вы участвовали в «Берингии»?
– Да, принимала участие в нескольких предварительных стартах во время Берингийского фестиваля. Чтобы сходить на саму гонку – это мечта. Мы ещё маленькими детьми слышали, что есть такая гонка и мечтали в ней участвовать.
– Сколько нужно готовиться, чтобы принять участие в самой гонке?
– Чтобы участвовать в длительной многокилометровой гонке, нужно много тренироваться, тренировать собак в упряжке и подбирать себе команду. Нельзя просто так – собрал собак из питомника и поехал на десятки километров. Здесь такая же подготовка, как у спортсменов: есть спринтер, а есть стайер, бегун на длинные дистанции. И здесь так же годами нарабатываются и опыт, и команда, и собачки подбираются. Выборка происходит: кто-то выдерживает темп, кто-то – нет.
– Наверное, для девушки это тем более сложно, да ещё соревноваться с мужчинами…
– На самом деле очень интересно. Когда приходишь на соревнование, это уже результат твоей работы, тренировки и твоей команды. А когда приходишь на тренировку, то случается всякое. Иногда она проходит идеально, а иногда – из рук вон, что-то случается с собаками: или ветка зашевелилась не так, или глухарь пролетел, или заяц пробежал – и всё, собаки никакие. Надо ехать влево – а они вправо…
– А мужчины как-то помогают девушке, поддаются?
– Нет, в спорте, особенно на гонках, все равны. Но бывают разные случаи. Например, однажды у одного каюра собака из упряжи сорвалась и побежала вперёд. Впереди шла я, а посередине ещё одна девушка. Я догнала собаку, поймала её на ходу, вторая девушка подбежала, забрала и передала тому, у кого эта собака убежала. Вот такая солидарность.
Наши каюры в основном коренные жители Камчатки, у них нет такого отношения к сопернику, у которого что-то не заладилось: так тебе и надо! Поддерживают и помогают друг другу в непредвиденных ситуациях. Даже бывает, когда на спринтерских дистанциях, при азартных соревнованиях, что-то случилось, каюр-соперник старается помочь. Это же Север!
– За что вы любите ездовой спорт?
– За то, что нужно перебороть себя, пойти и начать работать, несмотря на лень и неохоту. Потому что собачки тебя уже ждут! Волей-неволей нужно себя собрать, дать самой себе пинка и идти. Назад пути просто нет!
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
– Меха, бисер – дорого и богато. Расскажите, что вы нам принесли показать?
– Здесь в основном головные украшения: лената, или ленюшка на корякском языке. (Ленат – одно из наиболее распространенных украшений корякских женщин, представляет собой праздничное головное украшение, выполненное в виде неширокой ленты из тонко выделанной шкуры оленя. Название «ленат» образовано от корякского слова «лан,э» – девушка). Это такая повязка на голову. Сейчас у нас есть бисер. Когда Камчатку стали осваивать, завезли бисер и стали обмениваться с коренными жителями. Денег не было, поэтому меняли пушнину на бисер. Когда бабушка меня учила, то говорила, что для неё самый лучший подарок – это бисер. Сейчас этот стеклянный материал очень разнообразен: выворотный, чешский, японский. Множество видов! А раньше украшали одежду и головные уборы натуральными камушками, ракушками, деревом, рыбьими позвонками – кстати, они очень красиво смотрятся в виде украшений. Можете сами попробовать дома, когда уху будете кушать из чавычи или другой рыбы: почистили косточку, помыли хорошо – и вот вам готова бусинка на украшение, даже на ожерелье. А ещё очень красивые бусинки получались из костей птиц – они полые внутри, очень лёгонькие.
Но сейчас, конечно, в праздничных украшениях преобладает бисер. – И мастерица показывает головной убор с длинным каскадом из искрящегося бисера, живого словно волна, спадающая на спину и плечи красавицы.
– Эта лената у меня даже ещё не доделана, и я её готовила 5 лет, хотя занималась не каждый день, – признаётся Анна. – Вот смотрите, одна такая висюлечка, длинный бисерный стебелёк – это час работы.
– Руки устают?
– Привыкли! А вот глаза устают, да. После 15 лет работы видеть стала хуже, хотя работаю пока ещё без очков. Этот вариант головных украшений, который я вам показала – в современном этностиле. А старенькие, простые ленаты, которые ещё моя бабушка делала, остались у меня на память. Здесь на изготовление идёт особый материал – дымлёная шкура оленя и замша.
Есть и современный материал, на котором делаем наши солнышки – фетр или лёгкая замша. Но всё же традиционный материал – это замша.
– Слышали, есть ещё одна сложная техника – вышивка из подшейного волоса оленя. Расскажите, что это такое?
– Да, подшейный ворс оленя – это интересный материал, и работа из него очень кропотливая, потому что сам по себе ворс ломкий, это не нить и не солома, очень тонкая и искусная работа. Коренные жители Камчатки, в том числе эвенский, чукотский и корякский народы, тоже используют подшейный ворс в вышивке орнамента, в основном, подольной части одежды – кухлянки. И у каждого народа свой орнамент, по которому можно было определить, из какого именно рода-племени этот житель полуострова.
Вот, посмотрите: подшейный ворс должен быть обязательно белым, а ворсинки – длинными. – И мастерица показывает тонкий пучок длинных белых волосков. – Они хрупкие, полые внутри, именно поэтому шкура оленя тёплая: тепло сохраняют миллионы полых волосков, заполненных воздухом.
– Как же вы работаете с таким хрупким материалом?
– Берём, например, три ворсинки и пришиваем их к основе – замше, на которую накладываем заранее вырезанный орнамент. Раньше и нитки были из оленьих сухожилий сделаны, современных-то не было. Вообще весь олень уходил на потребление, ничего не выбрасывалось.
Вот толстые нити из сухожилий, они очень плотные и крепкие, идут на пошив обуви из оленьей кожи – торбасов. А для того, чтобы бисером вышивать и пришивать подшейный ворс оленя, жилы крутились тоненькие, практически такие же тонкие, как сам ворс. Нить скручивали ладошками, пока они не приобретали нужную тонкость. И пришивали этой нитью ворс оленя поверхностно, создавая орнамент. Поэтому с изнанки не будет никаких швов – пришиваем только поверхностно!
В общем, в нашем деле нюансов много, это целая наука. Если захотите научиться – приходите!
Мы поблагодарили гостью за интересное интервью и снова услышали в ответ корякское: «Кайлём!» – спасибо. И действительно, нам, жителям Камчатки, пора бы уже выучить главные слова национальных народов полуострова. Кайлём, тунгутум!