Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Галина КРАВЧЕНКО: Берингия как историческое начало

12:20
3750

Программа фестиваля «Берингия» в этом году расширена этно-культурным блоком «Берингия: лицом к лицу с Севером», который проходит при поддержке президентского фонда культурных инициатив. И поэтому мы имеем приятную возможность познакомить наших читателей с самыми интересными представителями коренных народов Камчатки. Сегодня наша собеседница - Галина Кравченко, председатель Камчатской общественной организации молодежи коренных малочисленных народов Севера «Дружба Северян», которая создана для сохранения и возрождения традиций и культуры коренных народов Камчатки.

ИСТОРИЯ С ГОЛОГРАФИЕЙ

Галина – коренная ительменка, уроженка села Ковран Тигильского района. И уже по традиции поздоровалась с нами на своём языке.

- Тхоль! – это здравствуйте по-ительменски.

- Здравствуйте! Расскажите о своём участии в фестивале. Говорят, в этом году вы приняли участие в очень необычном проекте.

- Мы начали готовиться к «Берингии» с января 2022 года. Анна Михайловна Адамидис, главный специалист отдела по организации выставок в КВЦ ИНВЕСТ

пригласила нас слетать в Москву для записи голограммы виртуальной яранги. Это оборудование уже установлено в КВТЦ на Северо-Востоке, и первыми его оценить смогли посетители делового форума «Дальний Восток - зима открытий» в феврале.

- Расскажите, что это такое – голограмма, как на это посмотреть и почему она записывается в Москве?

- Голография — это особая технология фотографирования, с помощью которой получаются трехмерные (объемные) изображения. Для этого необходимо специальное оборудование и аппаратура, которых у нас на Камчатке нет. И поэтому мы приехали в Москву, меня и других представителей коренных народов записывали с разных камер на зелёном фоне специальным оборудованием: мы рассказывали истории о коренных народах, исполняли хореографические номера, кто-то играл на традиционных музыкальных инструментах. И всё это было сохранено в виде голограммы.

Теперь любой посетитель КВТЦ может зайти в специально оборудованную ярангу, где создана аутентичная атмосфера, включить голограмму, наслаждаться и получать познавательную информацию о культуре ительменского и других северных этносов. Это очень интересно, просто шаг в будущее. И за то, что такая технология появилось у нас на полуострове, спасибо сотрудникам КВТЦ, которые выиграли президентский грант и смогли этот проект реализовать.

А самое интересное, что теперь, благодаря новой технологии, можно проводить яркие этно-культурные уроки по истории коренных малочисленных народов Камчатки. Это не просто строчки в учебнике, а реальный, живой человек, в национальном костюме, который рассказывает на понятном тебе языке живую историю края…

ДЕФИЛЕ, ХИЛУ И КИРИЛКА

- В выставке «Сказочная Камчатка» вы участвовали?

- Конечно! К нам приезжал эвенский национальный ансамбль «Нулгур» вместе с ительменским ансамблем «Алгу» и студенческим ансамблем «Уйкоаль». Участвовали мы и в дефиле в сценической и традиционной одежде народов Камчатки. И, конечно, молодежный национальный ансамбль «КОРИТЭВ», основателем и руководителем которого я являюсь, вместе с другими ансамблями погружали гостей выставки в культуру коренных народов полуострова.

- Вы в этой программе только организатор?

- Не только, я и участник. Например, на форуме по туризму мы представляли национальную кухню. Мне пришлось изучить кухни ительменского и корякского народов, рассказать о них и продемонстрировать так, чтобы все гости, которые прилетели из разных регионов нашей страны и других стран (помню представителей Доминиканы) смогли попробовать блюда нашей национальной кухни, не испугались – там ведь и нерпичий жир, и мясо оленя, непривычное для всех!

- Какие самые интересные блюда были представлены в той и другой кухне?

- У ительменов это, конечно, рыба и мясо нерпы. Мне нравится, когда кирилку делают - это корякское название, а на ительменском звучит иначе – хилу . Это отварная красная рыба - лосось, раскрошенная на мелкие кусочки, с добавлением нерпичьего жира, камчатских лесных ягод и кедровых орехов. Всё это перемешивается и получается очень вкусно. Причём традиционно рыбу у ительменов готовят мужчины, так сложилось исторически: не было современных котелков и металлической посуды, и варили её не так, как сейчас. Мужчины должны были накалить камни в костре и перенести их в глубокую деревянную посуду, наполненную водой, в которой уже лежали куски лосося. Таким образом доводили воду до кипения и варили рыбу около 40 минут. Мы этот традиционный способ возродили, в результате рыба получается вкуснейшая, я вас уверяю – вкуснее, чем в котелке.

- А что с особенным блюдом корякской кухни?

- У коряков, конечно, основное блюдо – это мясо оленя, наваристый суп на мясном бульоне с внутренним оленьим жиром. Используются и все внутренние органы животного: мозги, почки и так далее. Трендовое корякское блюдо - вяленое мясо оленя.

А ещё мы угощали гостей супом по-табунски. Это уже интеграция с русской культурой, потому что у нас картошки не было в те времена, и риса тоже, а когда эти продукты появились, стали их добавлять, и получился современный наваристый суп. Но самое интересное, что председатель комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии Леонид Гелибтерман подошёл и сказал: такой особенный бульон я ещё никогда не пробовал. Готовила его представительница корякского народа.

ПРОЩЕНЬЕ НА МЕХУ

- Вы пришли к нам не с пустыми руками. Чем удивите?

- Мы, коренные жители, и шьём, и готовим, и культуру свою показываем. Я принесла вот такие красивые бисерные украшения: эту ленату я сшила для себя сама, это сценическое украшение. А вот повседневная головная повязка из кожи, которую можно надеть и под платье, и под брюки.

- Очень красиво! А косметикой коренные народы пользуются?

- Да, конечно. Например, уходовая косметика: чтобы укрепить волосы, можно втирать в корни нерпичий жир, и мы на праздник Алхалалалай это делаем. Конечно, немного пахнет рыбой, но для нас этот запах привычен, и потом он легко смывается шампунем.

А в древности ительмены защищали кожу от солнца внутренним медвежьим жиром, который находится на кишках медведя. И даже маску могли делать из медвежьих кишок – так защищали себя.

Что касается декоративной косметики – то щёки, например, ительменские красавицы натирали древесной трухой или морскими водорослями оранжевого цвета. А губы смазывали брусникой. Это было натурально и красиво. Вообще для ительменов выглядеть нарядно, красиво было очень важно. Женщина ухаживала за собой и имела большую власть над мужчиной. Мужчины очень любили – и сейчас любят – своих жён. И когда они шли на охоту, то далеко уходить не могли, потому что нужно было ночью вернуться домой и спать именно со своей женой.

Видите на моей ленате по бокам меховые украшения? Это тоже интересная ительменская история.

Корякский народ внедрил в свою национальную одежду и в головные украшения бисер. А на мне традиционная ительменская лената, сделанная из шкуры нерпы, а лоскутки меха по бокам – это росомаха. Украшение имеет большое значение. Когда мужчина провинится перед женщиной, она могла лишить его любви, нежности, заботы и ласки, то есть стать недоступной. Что делать провинившемуся мужу? Сейчас он идёт в магазин и покупает драгоценности. А в те времена, чтобы ублажить жену, охотник должен был добыть редкого зверя – росомаху-альбиноса. Дело в том, что росомаха – очень опасное животное, которую боится даже медведь. И когда мужчина бросал к ногам женщины шкуру белой росомахи, она делала себе из её меха такие украшения на ленату. И все видели, как муж её любит.

УСЛОВИЕ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ

- Вы так молоды и так много знаете. На ваш взгляд, это важно - нести знания о культуре коренных народов Камчатки в массы?

- Да, несомненно! На том месте, где мы сегодня видим «Золотую башню», и там, где у нас морвокзал и храм Александра Невского, раньше располагались ительменские острожки. Был и главный ительменский транспорт - собачьи упряжки, с каюрами на деревянных нартах. Собака – главное животное этих народов. Если у чукчей и коряков были оленьи упряжки, то для ительменов – только собачьи. Из собачьих шкур в древние времена шили одежду, впрочем, как и из шкур разных животных и даже птиц. К сожалению, эта древняя одежда почти не сохранилась.

Вот отсюда и ведёт свою историю Берингия, когда от острожка к острожку коренные жители камчатской столицы ездили на собачьих упряжках. Да я сама в детстве из села Ковран, где родилась, в Усть-Хайрюзово ездила на собачьей упряжке. Поэтому то, что начало «Берингии» проходит в Петропавловске-Камчатском, очень важно – ведь это исторически начало ительменского народа!

А ещё Галина считает, что все народы, живущие на полуострове, должны быть едины и находиться в гармонии. Только при этом условии мы сможем передать будущим поколениям процветающую Камчатку.

Галина КРАВЧЕНКО: Берингия как историческое начало 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.