Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Леонид ЗАВЬЯЛОВ: Стремление к идентичности

21:45
3654

Фестиваль «Берингия», расширенный в 2022 году этнокультурным блоком «Берингия: лицом к лицу с Севером», который прошёл при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, закончился с окончанием марта. Но впечатления от него не остывают.

Большим событием в жизни края стала и выставка в КВТЦ «Сказочная Камчатка», на которую съехались гости и мастера со всего полуострова.

Сегодняшний рассказ – с площадки Камчатского этнопарка, хозяин которого Леонид Завьялов, действующий председатель экологической организации ЭКО «КамЧа»

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭТНОСА

– Леонид Андреевич, с чем вы приехали на выставку?

– С обрядовыми предметами аборигенов Камчатки, вернее, их реконструкцией по историческим источникам. Именно этим я и занимаюсь.

– Откуда этот интерес?

– Вообще национальной культурой я увлёкся с детства, так как вырос в Тиличиках, развлечений там было раз, два и обчёлся – сходить в ДК и кино. А в Доме культуры обычно выступали национальные коллективы, и с того времени мне в душу запала эта красота. Начал читать этнографическую литературу, начиная с книги Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Потом так получилось, что работал в ительменском этноцентре, и там был доступ к хорошей, большой литературе. Начал дальше углубляться в национальные источники, ительменские, корякские и другие, «прокачиваться» этой литературой. И в какой-то момент до меня дошло, что всё это в принципе можно реконструировать. И задался вопросом: а почему этим никто не занимается?

– Наверное, ждали вас!

– И дождались! Я и решил заняться. Единственное препятствие – в том, что у коренных жителей полуострова в давние времена были доступны такие материалы, которые я сейчас достать не могу: ремни, например, из шкуры – а я не кожевенник, не знаю, как их делать, где купить, у кого заказать. И некоторые вещи приходится чем-то заменять, тем не менее стремлюсь к максимальной идентичности.

– Какие экспонаты в представленной вами экспозиции – самые интересные?

– На мой взгляд, интересны все. Вот, например, гарпун, который использовался в основном на белого кита – белуху, и на моржа. То есть на добычу среднего размера. Этот гарпун интересен тем, что у него есть метательная дощечка. В отличие от других представленных здесь гарпунов, которые поменьше. То есть он не просто кидается, а с помощью специальной дощечки ещё придаётся дополнительная инерция. Такие гарпуны использовали коряки и алеуты, хотя конфигурации у них немного разные, со своей спецификой. К примеру, коряки охотились с байдар, в более бурном и шумном море, зачастую это была коллективная охота. Соответственно, и корякский гарпун – с более широким и тяжёлым набалдашником, немного короче метательная дощечка, и сам гарпун длиннее. А алеуты охотились с каяков, это маленькие судёнышки, и гарпун, соответственно, должен быть небольшим.

При броске гарпун втыкается в добычу, его наконечник, который соединяется с поплавком с помощью линя, отделяется (линь – это подобие троса, который тянется от гарпуна и прикреплен к небольшому штырю, вставленному в отверстие на гарпуне). Благодаря такой конструкции древко не потонет, оно само может служить своего рода поплавком, чтобы можно было смотреть, куда ушёл зверь. Потому что раненный зверь рано или поздно всё равно выйдет на поверхность, и тогда можно будет завершить на него охоту.

МАСКИ ДЛЯ ШОУ

– Расскажите о необычных масках на вашей выставке?

– Это обрядовые вещи. Уляу – это маска, есть разновидности как мужской, так и женской масок, которые использовалась на Хололо (осенне-зимний национальный праздник коряков, одним из эпизодов которого является выступление ряженых в масках). У детского национального хореографического ансамбля «Уйкав» в репертуаре есть тоже танец с масками, кстати, танцевать в масках имели право только мужчины. В национальной хореографии до сих пор используется такой элемент.

Далее – оригинальный национальный предмет – тывытл, многие называют его «пропеллер», это аналог детской игрушки, которую раскручивают на нитке. А тывытл раскручивают несколько человек, это также одна из составляющих обрядового праздника. Следующий обрядовый предмет изогнутой формы использовался в качестве очистителя грехов, когда человек, даже если у него одежда не в снегу, заходит и отряхивается им, как бы стряхивая с себя грехи. Но у этого предмета есть и бытовое назначение – очистка от снега, когда зимой заходишь в дом, чтобы шкура, из которой сделана одежда, не отсырела.

Представлены на выставке и удочки, реконструированные по этнографическим источникам, например, удочка для ловли наваги. Кстати, это было женское занятие, причём на концах таких удочек были ручки, направленные вверх, что для нас сегодня необычно. Видимо, им так было удобнее.

Вот ещё доска для разжигания огня – гычгый, это тоже обрядовая вещь, считалась хранителем домашнего очага, я реконструировал её по материалам литературы об обрядовых праздниках коряков.

За ярангой находилось специальное обрядовое место, называлось жилищем гычгыев – это такие муляжные холмики, напоминающие яранги.

А вот лычковое сверло – для себя его делал. В качестве держателя для сверления использовалась коленная чашечка оленя, но я её не нашёл, поэтому пришлось сделать держатель из дерева. Само сверло вращается с помощью лычек – эластичной ленты из кожи, причём выделанной без помощи современных химикатов. Лычка должна хорошо цепляться за деревяшку и не рваться. Поэтому тоже пришлось сделать её из прочного текстильного материала.

ПОГРУЖЕНИЕ В ДРЕВНОСТЬ

– Видно, что вы вырезаете изделия не только из дерева, но и из кости?

– Да, занимаемся изготовлением изделий из кости, вместе с Андрей Шушпаном работаем в мастерской, он занимается косторезными вещами, достаточно тонкими – вот, например, сувенирный медвежий коготь на костяном резном основании. А вот реконструкция костяных чесалок из оленьего рога – для вычёсывания волокон и жил.

– А что это за строение под стеклом?

– Это макет корякского подземного жилища, он сделан по литературным источникам, описанию одного из этнографов, который путешествовал в 30-х годах прошлого века и зарисовал всё это. У меня есть глобальная цель: всё это поставить всё-таки на землю и заняться уже нормальной полноценной реконструкцией, не в виде макета, а в натуральную величину. Для того чтобы рассказывать людям о национальной культуре в идентичном интерьере.

– Где можно поближе познакомиться с вашим творчеством?

– У меня есть страница в «ВКонтакте» – «Камчатский этнопарк», там несколько роликов о назначении этих предметов, о том, из каких материалов они сделаны и почему.

Как-то я был в Оссоре, там хороший этнографический музей, наполненный разными предметами старинного быта. И моё внимание привлекли необычные предметы – игольницы.Я их сфотографировал и сделал реконструкцию уже домапо оссорской фотографии. В таких игольницах хранились иголки из кости голени оленя, это, кстати, самая твёрдая и эластичная кость. Конечно, бивень моржа будет крепче, но он более хрупкий. Интересно то, что такими иголками можно пользоваться и сейчас!Они не одинаковые, под разные задачи. Например, трёхгранная – для того, чтобы шкуры шить, а тонкая иголка – для ткани.

– Что больше всего привлекает людей в вашей экспозиции, какие вопросы задают посетители?

– Чаще всего их интересует один вопрос: как это всё работает, то есть можно ли всем этим пользоваться? Я отвечаю: да, можно, я сам пользовался.

– Это продаётся?

– Нет, такой цели никогда не ставил, это моё хобби, около 4 лет занимаюсь им вплотную и делаю это в большей степени для себя и для жителей Камчатки, чтобы познакомить их с древними раритетами. С этой целью я и участвую в краевой выставке уже в третий раз.

Леонид ЗАВЬЯЛОВ: Стремление к идентичности 0Леонид ЗАВЬЯЛОВ: Стремление к идентичности 1Леонид ЗАВЬЯЛОВ: Стремление к идентичности 2Леонид ЗАВЬЯЛОВ: Стремление к идентичности 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.