Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Северный морской путь: уже не план, а реальность

11:50
1479

На минувшей неделе атомоход «Севморпуть» доставил в Петропавловск-Камчатский 149 контейнеров и 48 металлоконструкций. На Камчатку лихтеровоз ФГУП «Росатом» прибыл в третий раз.

«Наша общая задача с точки зрения обеспечения грузовой базы - сделать рейсы лихтеровоза регулярными. Эту задачу сейчас мы решаем совместно с «Атомфлотом», «Росатомом», с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики», – сообщила заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.

Льды нипочем!

Переход из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский без учета захода в Мурманск занял 20 суток. Камчатские рыбопромышленники загрузят на «Севморпуть» свежемороженую рыбу, после чего плавучий гигант возьмет курс на порт приписки – Мурманск.

«Мы будем работать на линии, связывающей западную и восточную части России по трассе Севморпути. Мы шли из Санкт-Петербурга, самостоятельно шли во льдах. По пути видели много пароходов, трасса Севморпути оживает, что очень радует. Трасса эта действительно самая короткая и экономически выгодная, лед нас не смущает. В 2019 году наш путь из Петропавловска занял 18 суток. Тогда нам повезло с погодой, в среднем рейс занимает 20-21 день», – рассказал капитан «Севморпути» Олег Марков.

На Камчатку лихтеровоз «Севморпуть» вернется в сентябре; грузы он будет перевозить по льготным тарифам. Судно способно нести на борту 204 рефконтейнера или более 1300 «сухих» контейнеров с любыми видами грузов: стройматериалами, трубами, техникой, вертолетами. За свою более чем 30-летнюю историю этот корабль успел перевезти даже локомотив!

Длина «Севморпути» 260 метров, ширина 32 метра. В самом центре этого гиганта расположен атомный реактор. « За время эксплуатации «Севморпути» каких-либо происшествий с ядерной установкой нет. Это говорит, во-первых, о качестве работ при установке и профессионализме экипажа, которые работают здесь. Судно соответствует всем мировым требованиям безопасности как ядерное судно, так и транспортное судно», - отметил Олег Марков.

Владимир Солодов: Камчатка станет одним из ключевых мировых хабов

О необходимости развивать Северный морской путь власти и бизнес активно говорят с 2014 года. Камчатский край в этом заинтересован особенно: в Петропавловске планируется создать порт-хаб для обслуживания этой транспортной артерии, и экономика региона должна значительно оживиться.

Как сообщила Юлия Морозова, план создания инфраструктуры Северного морского пути будет готов уже в августе, после чего его представят на согласование Президенту РФ.

Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому пути стали и основной темой выездной сессии Восточного экономического форума, накануне прошедшего в Петропавловске-Камчатском. Участниками сессии стали первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот», председатель Совета участников судоходства по развитию Северного морского пути Сергей Франк, спецпредставитель Госкорпорации «Росатом» и зампред госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, представители компаний «НОВАТЭК», «Совкомфлот», «Норильский никель», «Газпром нефть» и другие.

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов уверен, что развитие Севморпути – ключевая задача для Камчатского края. Севморпуть станет лейтмотивом обсуждений и на предстоящем Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке 5-8 сентября 2022 года.

«Президентом Российской Федерации обозначена стратегическая цель сделать Северный морской путь глобальной северной артерией в Арктике, использовать те преимущества, которые нам предоставляет природа, – отметил Владимир Солодов.

«Мы твердо понимаем, и это обосновано цифрами: Севморпуть – самый короткий и самый экономичный транспортный коридор в арктической части земного шара. И те стратегические цели, которые были поставлены – доведение оборота до 80 миллионов тонн – требуют серьёзной комплексной работы. Сегодня от экспериментальных рейсов мы подходим к постоянно функционирующей и комплексной структуре СМП», – добавил губернатор.

На выездной сессии говорили о переходе к круглогодичной навигации по восточному направлению, развитии инфраструктуры и обеспечении безопасности арктического судоходства. Также в ходе сессии обсудили использование СМП как нового логистического маршрута для доставки грузов с Дальнего Востока в европейскую часть России.

«Камчатка – это естественные восточные ворота нового стратегического транспортного коридора, при этом мы понимаем, что Северный морской путь – это уже не план, это реальность. В этом году 18 миллионов тонн было перевезено Севморпутем, на Камчатке реализуется один из флагманских проектов по перевалке сжиженного природного газа, который сделает Камчатку одним из ключевых мировых хабов», – рассказал Владимир Солодов.

Он подчеркнул, что сейчас прорабатываются вопросы развития инфраструктуры, строительства ледокольной группировки, обслуживания судов, которые будут приходить по СМП.

«У нас развивается транспортный хаб мирового уровня, будут созданы рабочие места, в региональный бюджет будут поступать налоги, получат развитие и смежные производства: судоремонт, обслуживание судов. Это значит, что экономика Камчатки будет базироваться на этом транспортном потоке», – отметил глава региона.

Сегодня альтернатива Северному морскому пути – транспортные артерии, которые проходят через Суэцкий или Панамский каналы. Но альтернатива ли это? Из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал судно должно преодолеть 12 840 морских миль. Северным морским путем идти вдвое меньше – только 5770 морских миль.

Геополитическая обстановка и стремительный рост рынков стран АТР говорят сами за себя. России необходимо развивать инфраструктуру именно восточного сектора СМП, и делать это нужно быстро. «НОВАТЭК» рассчитывает, что круглогодичная навигация по восточному направлению Севморпуть станет возможной зимой 2023/2024 годов. «Газпром нефть» считает рынок Азии наиболее перспективным и перенаправляет туда нефть, в том числе с традиционного рынка Европы. Поэтому организация круглогодичного судоходство на всей акватории –приоритетная задача для всей страны.

Сергей СЕМЕНОВ

Северный морской путь: уже не план, а реальность 0Северный морской путь: уже не план, а реальность 1Северный морской путь: уже не план, а реальность 2Северный морской путь: уже не план, а реальность 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.