Этим летом число туристов, посетивших Камчатку, бьет все рекорды. По ряду оценок, турпоток в регион возрос до 30 процентов относительно прошлого года.
Эту оптимистичную статистику окончательно уточнят немного позднее. Но уже сейчас в министерстве туризма с удовлетворением констатируют, что никто из туроператоров не сидит без дела, а отельерам, в отличие от прошлых лет, не приходится бороться за клиентов: пустующих номеров в камчатских гостиницах и хостелах в этом турсезоне просто нет.
Сложившейся ситуации поспособствовали мероприятия Восточного экономического форума. Ранее именно в рамках ВЭФ велось обсуждение программы туристического кэшбека для путешествий по России, ставшей очень популярной. Программа была запущена в 2020 году. На предыдущих этапах акции каждый турист мог оплатить поездку по России картой МИР и вернуть 20% от стоимости путевки, но не более 20000 рублей за одну транзакцию. А уже этой осенью за поездки в Дальневосточные регионы максимальная сумма возврата возрастет до 40000 рублей. Эта мера развития внутреннего туризма сделает еще более доступными для туристов Камчатку, Сахалин и Курильские Острова, Приморье и Хабаровский край.
Дальний Восток стал ближе
Работа Восточного экономического форума способствовала и созданию единой Дальневосточной авиакомпании на базе авиакомпании «Аврора». Значение этого проекта для камчатцев и всех дальневосточников трудно переоценить. За семь месяцев 2022 года компания выполнила в Петропавловск-Камчатский и обратно 1 475 рейсов и перевезла 95 090 пассажиров.
Авиакомпания выполняет рейсы с Камчатки по четырём основным направлениям, рейсы ещё в два направления выполняются под коммерческим управлением группы компаний «Аэрофлот».
С начала этого года было выполнено 210 рейсов в Северо-Курильск, 232 — в Магадан, 126 — в Южно-Сахалинск, 466 — в Анадырь. Стоимость перелётов по первым двум направлениям начинается от 1100 рублей и не превышает 4 450, стоимость по двум другим начинается от 2000 рублей и не превышает 7500. Перелёты выполняются на собственных судах компании, а также бортах Камчатского авиационного предприятия, авиакомпаний «Авиашельф» и «Якутия».
Кроме того, по маршрутам «Петропавловск-Камчатский – Владивосток» и «Петропавловск-Камчатский – Хабаровск» авиакомпания «Аврора» выполняет рейсы под коммерческим управлением «Аэрофлота». Всего авиаперелётами по этим направлениям воспользовалась 81 186 пассажиров.
Важно, что два дополнительных направления из Петропавловска-Камчатского — во Владивосток и Хабаровск, предложил учесть в маршрутной сети компании губернатор Камчатского края Владимир Солодов на совещании, которое провёл Президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2021.
Сегодня активно обновляется флот Единой Дальневосточной авиакомпании. Согласованы планы поставок 45 отечественных воздушных судов для работы во всех сегментах маршрутной сети единого дальневосточного перевозчика, сообщается на сайте Правительства РФ.
«Практически вся линейка самолетов будет производиться в Российской Федерации, — отметил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. - Мы посетили все заводы, где они производятся. Вся линейка – L-410, «Байкал», Ил-114, «Суперджеты», МС-21 по плану будут осваивать новые пространства. Президент не раз говорил, что связанность нашей страны – одна из главных задач, которые сегодня решает в том числе Дальневосточная авиакомпания. Что также очень важно, это тарифы, доступность для простых людей перелётов в соседний регион. Конечно, это было совершенно недопустимо, когда для того, чтобы прилететь из одного города Дальнего Востока в другой, необходимо было лететь через Москву либо через самые дальние регионы. На сегодняшний день эта задача решается, и нужно очень внимательно следить, чтобы тарифная политика строилась в соответствии с возможностями людей».
В первом полугодии 2022 г. общий пассажиропоток Авиакомпании «Аврора» составил 524 тыс. человек (+16 % в сравнении с первым полугодием 2021 г.).
Выполнение межрегиональных социально значимых маршрутов единой Дальневосточной авиакомпанией субсидируется по постановлению Правительства РФ № 1172. В 2021 году полёты выполнялись с августа по декабрь по 20 социально значимым маршрутам. Объём субсидий поставил 1,4 млрд рублей, благодаря которым было выполнено 1934 рейса, ими воспользовались без малого 70 тысяч пассажиров.
В 2022 году число маршрутов в рамках этой программы субсидирования выросло до 36, субсидии – до 5,9 млрд рублей. Ожидается, что всего в 2022 году авиакомпания перевезет по доступным тарифам 250 тысяч пассажиров, запланировано выполнение около 8 тысяч рейсов.
С января по июль 2022 года по социально значимым маршрутам уже было выполнено 3660 рейсов и перевезено более 156 тысяч пассажиров. В 2022 году максимальный тариф на социально значимых маршрутах составляет от 1038 до 10 673 рублей в зависимости от направления.
Выбрать место под строительство станет проще
Еще одно достижение Восточного экономического форума призвано оживать активность инвесторов, которые смогут без лишних бюрократических проволочек выбрать территорию для строительства туристических объектов на Камчатке.
В ходе ВЭФ-2021 после подписания соглашения между правительством Камчатского края и Росреестром был запущен федеральный проект «Земля для туризма».
«Основная цель проекта — создать интерактивный сервис, который поможет инвестору увидеть те земельные участки, которые подходят для развития туристической инфраструктуры, обустройства и создания новых объектов. На первом этапе были отобраны объекты туристского интереса — муниципальные образования вблизи этих объектов предлагали земельные участки и территории, которые они могут предоставить под проекты для развития туризма», — рассказала заместитель министра туризма Камчатского края Светлана Пегова.
На сегодняшний день отобрано семь участков в Елизовском, Мильковском, Быстринском, Усть-Камчатском и Усть-Большерецком муниципальных районах края. Кроме того, управление Росреестра по Камчатскому краю определило более 20 объектов туристского интереса, вокруг которых будут выделяться территории. Среди них музеи, церкви, спортивные комплексы, стадионы, санаторные учреждения, природные парки, водно-грязевые источники и другие объекты, представляющие интерес для туристов.
Через интерактивный сервис инвестор сможет посмотреть расположение земельных участков, инфраструктуру вокруг, ознакомиться с мерами поддержки. Всё это поможет инвесторам принять решение о приходе в регион.
«Туристическое направление для Камчатки – номер один»
Напомним, Восточный экономический форум (ВЭФ) в этом году пройдёт с 5 по 8 сентября во Владивостоке. Участие в нём примет делегация Камчатского края, в которую войдут представители органов власти, бизнес-сообщества и различных ассоциаций.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в ходе оперативного совещания правительства региона обозначил ключевые направления работы на ВЭФ-2022. Он подчеркнул, что участие в форуме должно быть сфокусировано на решении конкретных задач, которые стоят перед экономикой Камчатки.
«Из главных — это привлечение инвестиций в туристическую отрасль, которая имеет огромный потенциал на Камчатке. И, конечно, ВЭФ — это возможность для нас привлечь дополнительные средства в экономику полуострова. На ВЭФе также пройдёт заседание под руководством Президента РФ, посвящённое туризму. Поэтому для нас туристическое направление — номер один, то, что нам нужно качественно представить и получить конкретный результат в виде соглашений и конкретных договорённостей», — сказал губернатор.
Ещё два направления связаны с энергетикой, привлечением средств в развитие возобновляемых источников энергии и судоремонтом.
«Нам необходимо продвинуться по решению вопроса о финансировании строительства комплекса регазификации в бухте Раковой. Напомню, что есть прямое поручение Президента РФ о строительстве этой инфраструктуры. Подготовительные работы уже ведутся, важно понимать, в какие сроки проект будет реализован. Кроме того, важное направление — привлечение инвестиций в коммунальный комплекс. Третье — это судоремонт. У нас реализуется первый проект по созданию судоремонтного кластера. По нему движение хорошее, несмотря на все сложности. Важно закрепить этот успех, а также связанные с ним проекты, касающиеся развития транспорта и портовых мощностей», — отметил Владимир Солодов.
Кроме того, на ВЭФ-2022 Президенту РФ Владимиру Путину будет представлен мастер-план развития Петропавловск-Камчатского городского округа. Сейчас документ обсуждается с жителями, которые могут внести свои пожелания и предложения.
«При подготовке к ВЭФ прошу всех участников уделять особое внимание практическому наполнению проектов, которые разработаны или разрабатываются в рамках мастер-плана. Нам принципиально важно, чтобы документ не лёг на полку, не остался в виде пожеланий, а сразу начал жить. Не дожидаясь окончательного утверждения прошу уже сейчас начать проработку привлечения внебюджетных инвестиций в проекты мастер-плана», — подчеркнул Владимир Солодов.
Мастер-планирование в Петропавловске-Камчатском, как и в ещё пяти городах, реализуется при финансовой поддержке ВЭБ.РФ. Госкорпорация развития также планирует принять участие и в реализации мастер-планов, в том числе через финансирование инвестиционных проектов, направленных на повышение качества жизни людей.
«Реализация мастер-плана, прежде всего, даст комфортную среду для жизни. Понятно, что это будет не завтра, но мы должны делать всё для того, чтобы проект, как неоднократно говорил глава региона, начал жить. Сегодня наша задача – достойно представить мастер-план, выиграть и получить средства на благоустройство и реновацию этого города», – добавила зампредседателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Сергей СЕМЕНОВ