«А что ты сделал для технологической победы России?» – под таким неофициальным девизом в эти дни во Владивостоке проходит VII Восточный экономический форум. Кажется, в новых международных условиях ВЭФ, наконец, обретает утилитарный смысл, превращаясь из «выставки достижений дальневосточного хозяйства», в технологию обеспечения российского экономического суверенитета. «На смену изжившей себя однополярной модели приходит новый миропорядок, основанный на фундаментальных принципах справедливости и равноправия, признания права каждого государства и народа на свой суверенный путь развития. Именно в АТР формируются мощные политические и экономические центры, выступающие в качестве движущей силы этого необратимого процесса», – заявил президент РФ в обращении к участникам ВЭФ.
Особый акцент в экспозиции регионов ДФО сделан на презентации возможностей импортозамещения, продовольственной безопасности и технологической автономности. Эксперты прокомментировали символическое и практическое значение ВЭФ-2022 на заре нового миропорядка.
Доктор политических наук, научный руководитель института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского госуниверситета Илдус Ярулин отмечает: «Нужно всему миру показать, что «пациент скорее жив, чем мертв», что Дальний Восток существует и это кладовая, достаточно богатая, с помощью которой можно решать и проблемы других стран на взаимовыгодных условиях. Не случайно мы видим, что приезжают делегации из Японии и Южной Кореи – пусть не первые лица, но это уже показатель, что наиболее развитые государства АТР заинтересованы. Тем более что мир переформатируется, меняется система международных отношений и экономических взаимосвязей, страны и политики ищут и другие точки взаимодействия. Так почему бы не Азиатско-Тихоокеанский, или, как сейчас говорят, Индо-Тихоокеанский, регион? Здесь есть о чем говорить, и есть возможность выстраивать отношения. В Великобритании назвали имя нового премьер-министра, в ноябре состоятся выборы в США, в октябре – съезд компартии Китая. То есть мир стоит на пороге достаточно серьезных изменений, и где, как не на такой промежуточной площадке, как во Владивостоке, сверить часы».
Собеседник «Клуба Регионов» добавил, что принимаемые на ВЭФ решения и заключенные контракты в любом случае реализуются. «Конечно, хотелось бы решить все проблемы сразу, но такого не бывает. Идет прощупывание, по сути дела, будущего миропорядка – политического, экономического – и выстраивание геоэкономических стратегий, кто с кем будет дружить. На таких площадках как раз и прощупываются интересы. Посмотреть, какие интересы есть у других государств, и заявить о своих. И здесь, в отличие от Петербургского экономического форума, который прошел в условиях, когда еще специальная военная операция только набирала обороты, сейчас уже, в принципе, все становится достаточно ясным».
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов также считает подобные форумы необходимыми. «После ПМЭФ это, пожалуй, вторая такая площадка (может быть, отчасти спорящая по своему статусу с Российским инвестиционным форумом в Сочи). ВЭФ необходим Российской Федерации в целом и жизненно необходим регионам Дальнего Востока, потому что им нужна своя площадка для встреч и обсуждения деловых вопросов не в Москве, а именно на территории ДФО. В этой связи можно отдельно и долго говорить о роли Дальнего Востока для страны в целом, но достаточно просто сказать, что это две пятых территории страны. Сколько бы здесь населения ни проживало и какие бы другие характеристики мы ни брали, но все-таки это огромная значимая часть нашей Российской Федерации. Поэтому площадка для встреч и обсуждения проблем развития 40% территории страны должна быть, и хорошо, что она есть», – прокомментировал эксперт.
Политолог, директор Департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына подчеркивает: «От того, насколько быстро мы адаптируем существующую управленческую систему к новым реалиям, зависят такие прикладные для каждого вопросы, как уровень жизни, доступность социальных услуг, возможность для реализации идей и проектов. Закономерно этой задаче возрастает роль регионов как проводников антикризисных мер: пандемия и санкционное давление показали возможности регионального управления реагировать на запросы населения. Удалось избежать социальных шоков, не произошло экономического коллапса. С учетом этой тенденции можно ожидать, что и на следующих форумах региональному опыту будет уделяться большее внимание», – подчеркнула эксперт.
Она добавила, что Экспертный институт социальных исследований уже несколько лет анализирует работу регионального уровня и, в частности, подходов губернаторов новой волны как нового вида управленцев, ориентированных на общественный запрос в проводимой политике. «Наш опыт позволяет выделить закономерность: помимо реализации федеральных стратегий регионы предлагают свои уникальные решения, многие из которых впоследствии дополняют федеральную политическую повестку. Помимо цели создания нового понимания места России в мире и обновления существующих политических и стратегических инструментов, ВЭФ несет важный посыл: несмотря на внешнее давление, мы продолжаем двигаться в направлении развития», – подытожила Дарья Кислицына.
Главным организатором и идеологом ВЭФ выступает полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. По мнению экспертов, полпред является эффективным исполнителем решений президента. «В обязанности Юрия Петровича входит разработка и курирование стратегических вопросов социально-экономического развития Дальнего Востока, реализация инвестиционных проектов и, конечно, взаимодействие с иностранными инвесторами, партнерами. Да и федеральный округ ему достался огромный. Все форумы, включая нынешний, организованы при участии Трутнева, поэтому его роль в организации и проведении ВЭФ – весомая. Трутнев – очень мощный, сильный политик. При этом он прекрасно справляется и с хозяйственными функциями», – считает политолог, зав. лабораторией политического консультирования и массовых коммуникаций PRofi МГУТУ Петр Ханас.
Сам Трутнев по итогам уже подписанных на VII ВЭФ соглашений отметил, что их сумма приближается к 0,5 трлн руб. Но дело не только в объеме предполагаемых инвестиций: каждый проект требует энергии, работы, которую бизнес будет вкладывать в его реализацию.
Источник: www.club-rf.ru