Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий?

18:05
5220

Недавняя трагедия на Ключевском вулкане на Камчатке потрясла всю страну. В последние годы суровая гора регулярно принимает человеческие жертвы. Зная это, спасатели всегда готовятся к худшему. Но признаются, что с таким количеством жертв – 9 человек – не ожидали столкнуться и они…

Ключевская сопка – самый высокий действующий вулкан Евразии, поэтому он так притягивает туристов со всего мира. Покорить вершину исполина стремятся не только альпинисты-профессионалы, но и не в меру амбициозные любители. Но Ключевской в равной степени прекрасен и опасен. Резкая смена погоды, камнепады и лед под ногами – восхождение на эту вершину отнюдь не увеселительная прогулка.

Хроника трагедии

3 сентября в службу спасения поступила информация о том, что туристическая группа из 12 человек, совершающая восхождение на Ключевской, попала в беду. По короткому сообщению от одного из гидов стало известно, что на высоте около 4 200 метров люди сорвались со склона.

Позже стала ясна картина произошедшего. Тургруппа из 12 человек (10 туристов из шести регионов России, в том числе, Камчатки, и два гида), которую сформировали в Новосибирске, 30 августа начала восхождение на вулкан Ключевской. По словам выжившего гида Ивана Алабугина из Барнаула, в начале подъема к вершине от домика вулканологов, который находится на склоне вулкана на высоте 3 300 метров, двум туристам стало плохо. Алабугин повёл их вниз в домик. Остальные девять участников в это время отправились покорять вершину со вторым гидом из Новосибирска. Когда туристы подходили к домику, второй гид сообщил коллеге по рации, что случилось ЧП: три человека из группы погибли, еще двое пострадали на высоте около 4 150 метров. Иван взял спальные мешки, палатку и отправился на помощь. Через несколько часов он добрался до группы и поставил палатку. Алабугин помогал пострадавшим и держал связь со спасателями. Несмотря на усилия гида, на высоте умерли еще шесть человек. Когда скончался последний из девяти альпинистов, Алабугин спустился вниз к домику вулканологов.

Когда стало известно о трагедии, было принято решение отправить на место сразу несколько группировок спасателей. Одна из них — представители краевого поисково-спасательного отряда.

Из-за плохих метеоусловий – сильного шквального ветра и высокой облачности спасатели не сразу смогли добраться до пострадавших. Были предприняты три попытки поднять спасателей на вулкан. Однако скорость ветра на исполине достигала 98 км/ч. Такая погода исключала возможность применения авиатехники.

5 сентября распогодилось и вертолету МЧС удалось сесть на вулкан, но только на отметку 1663 метра. Поисково-спасательный отряд начал восхождение к высоте. Спасатели планировали преодолеть подъем, на который обычно уходит около двух дней, менее чем за 12 часов.

В это же время в район происшествия на технике высокой проходимости выдвинулась наземная группировка, которая была сформирована из бойцов спасательного центра и поисково-спасательного отряда МЧС. Функция этой группы изначально была вспомогательно-резервной. В случае, если авиация не сработает, спасателям предстояло добраться до отметки 3300 метров и оказать помощь в транспортировке пострадавших к подножию вулкана.

Бойцам МЧС пришлось двигаться к исполину дикими тропами, через размытые лесные дороги, овраги и реки. Дорога была настолько непростой, что первые 38 км от поселка Ключи до отметки 1400 метров спасатели преодолевали около суток. После ночевки они получили новую вводную – срочно сформировать группу альпинистов из самых опытных спасателей и пешком продвигаться к отметке 3300.

Таким образом, уже две группы спасателей продвигались к месту происшествия: через непогоду, пепловые облака на склонах, камнепады и ледовые поля, передвигаться по которым возможно только в кошках и с помощью ледоруба. Несмотря на то, что в какой-то момент уже стало известно о восьми погибших, они надеялись успеть спасти последнего раненого.

О том, что не стало в живых и девятого участника восхождения, спасатели узнали ближе к ночи 5 сентября. Днем 6 сентября они добрались до цели. Выяснили, что двоим туристам, которые оставались в домике вулканологов, медицинская помощь не требуется. Но пострадал гид, который двое суток провел на морозе, – он обморозил лицо, ноги и руки. Стало понятно, что самостоятельно ему не спуститься. Спасатели были готовы нести пострадавшего к подножью на руках, но погода наладилась, и к домику вулканологов смог подняться вертолет Ми-8 МЧС и забрать оттуда всех живых. После эвакуации гид был госпитализирован в краевую больницу.

Перед спасателями стояла еще одна не менее ответственная задача – спустить со склона Ключевского тела погибших. С учетом всей сложности ситуации губернатор Камчатского края принял решение задействовать в операции по эвакуации тел коммерческий вертолёт компании «Витязь-Аэро». Причина в том, что на сегодня только у пилотов этой компании есть допуск на работу на высоте свыше четырёх тысяч метров.

Утром 7 сентября борт вылетел к вулкану. Вертолетчики в два захода забрали тела погибших с высоты 4158 метров и доставили их в поселок Ключи, затем снова подняли машину на вулкан и забрали спасателей, которые участвовали в операции.

В тот же день тела погибших из Ключей перевезли в Петропавловск-Камчатский для проведения судебно-медицинской экспертизы.

«Спасатели – не карлсоны»

Тем временем в сетевых медиа разбушевались диванные критики, которые следили за трагическими событиями онлайн. Их мнение сводилось к тому, что погода в дни поисково-спасательной стояла в целом неплохая, а в смертях виноваты неумехи-спасатели.

Федор Фарберов, горный гид, кандидат в мастера спорта по альпинизму и ответственный за безопасность Камчатской федерации альпинизма и скалолазания, спасатель Камчатского ПСО знает о горах не понаслышке.

«Спасатели – не карлсоны, которые нажали кнопочку и полетели в любой момент, — говорит профессиональный альпинист. Горы – это очень большие расстояния, очень сложные рельеф и погода. Самый быстрый способ оказаться на месте – это доставка вертолетом. Для вертолета погода и мастерство пилотов – решающие факторы. Но любое мастерство бессильно против погодных условий в горах. В условиях сильного ветра и отсутствия видимости вертолету просто опасно приближаться к горному склону. Поэтому наши спасатели тренируются, мы регулярно ходим в горы, и если заброситься максимально близко вертолетом невозможно, спасатели должны быть готовы двигаться по этому рельефу пешком. Все наши спасатели имеют разряды по альпинизму, опыт работы в горах. Но по сложному рельефу двигаться быстро не всегда возможно. Это расстояние нужно пройти ногами, поэтому спасателям также необходима акклиматизация, а это постепенный процесс».

Смельчакам на заметку

Собираясь на вершину самого высокого вулкана Евразии, нужно понимать: случись неприятность – вы подвернете ногу или у вас начнется горная болезнь, – мгновенно прийти на помощь спасатели не смогут. На это может потребоваться несколько дней.

Наземной группировкой, которая выдвинулась на помощь туристам на Ключевской, руководил Андрей Иванов – спасатель международного класса ПСО ГУ МЧС России по Камчатскому краю.

«Перед маршрутом необходимо пройти регистрацию в МЧС, проконсультироваться, узнать описание маршрута, как ходили по нему предыдущие группы, какие сложные или даже трагические моменты возникали на пути. Тогда туристы будут как минимум иметь представление о том, с чем им предстоит столкнуться и как выйти из сложных ситуаций», – рекомендует Андрей.

Для того чтобы справиться с трудностями в горах, одного позитивного настроя будет мало –нужна серьезная альпинистская подготовка. Федор Фарберов отмечает, что раньше основной причиной несчастных случаев на Ключевском были камнепады, которые происходят там регулярно. Но в последние годы главной причиной несчастий и гибели людей стали срывы с обледенелых склонов. Это, по мнению спасателя, говорит о том, что на вулкан стало ходить больше неподготовленных людей.

«Если произошел срыв, значит, люди не умеют двигаться по такому рельефу, — говорит Федор Фарберов. — При срыве единственный шанс спастись – сразу зарубиться ледорубом, а это надо уметь делать и регулярно отрабатывать навык. В противном случае после срыва очень быстро набирается скорость, и шансов выжить не остается».

Если не выдержать необходимый период адаптации, у скалолаза неизбежно начнется горная болезнь – кислородное голодание, которое в итоге приведет к отеку легких и мозга. Пренебрежение акклиматизацией даже для самых опытных альпинистов не раз становилось фатальным. Необходимо как минимум два акклиматизационных этапа: подъем на вершину Ключевского ни при каких обстоятельствах не может занимать 8 часов. Для этого потребуется минимум 3-4 дня.

Чтобы понять, стоит или нет совершать восхождение, нужно ориентироваться и на время года – не календарное, а то, что в текущий момент царит на вулкане. На Ключевской сопке опытные альпинисты выделяют два времени года: зиму и лето. Последнее на исполине длится всего около месяца – с середины июля по середину августа. Весь остальной период – зима со всеми вытекающими из нее угрозами.

Не пускать на гору дилетантов?

Трагедия на Ключевском заставила представителей туриндустрии поднять вопрос о введении дополнительной аттестации гидов, сопровождающих группы на опасных маршрутах.

Любовь Тимофеева, директор природного парка «Вулканы Камчатки», считает, что назрела необходимость ввести категорию регулируемых маршрутов, доступ на которые сопровождаются профессионалами, закрепленными строго за этим маршрутом.

«В случае в Ключевским это могли бы быть аккредитованные лица, либо работники парка Ключевской, либо частные гиды, но долго работавшие на этой конкретной локации. Туркомпании из других регионов, конечно, могут направлять дополнительную поддержку», — считает Любовь Тимофеева.

Похожее мнение имеет полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Он потребовал ограничить свободный доступ на Ключевскую сопку. По его мнению, тургруппы до выхода на данный маршрут должны получить разрешение специальной комиссии, в обязанности которой будет входить контроль над тем, чтобы каждый участник восхождения имел необходимую подготовку.

Игорь Сестеров – спасатель первого класса Поисково-спасательного отряда Камчатского края. Он был в составе группы, которая вылетела в район Ключевской сопки вертолетом санавиации.

«В условиях отсутствия видимости и сильнейшего ураганного ветра посадить вертолет на нужную высоту не представлялось возможным. В таких обстоятельствах можно продвигаться только пешком. В том районе наша группа бывала не раз. Условия мы знаем. Там есть и ледник с закрытыми трещинами, и набор высоты, и камнеопасные склоны, при пересечении которых выставлялся наблюдатель, который сообщал о том, что летят камни. Это наша обычная работа», — скромно и буднично рассказывает Игорь.

Профессия горного спасателя рискованная и требует мужества – да. Но этого мало. Главное – альпинистская подготовка. В горах нужно не бесстрашие, а знания, молниеносная реакция и автоматизм действий. Именно этим и отличаются профессионалы от многочисленных самонадеянных любителей.

«Сейчас на Ключевском снежные ледовые склоны, натечный лед, плотный как стекло, и даже альпинистские кошки входят в него с трудом, – говорит Игорь Сестеров.– Если у человека нет опыта работы на ледяном склоне, он как минимум испытает трудности при передвижении».

Должны ли горные гиды иметь большой опыт работы именно на Камчатке? Сделает ли это экстремальный туризм более безопасным?

«Мы радеем за развитие туризма на Камчатке. Естественно, что при большом туристическом потоке местных гидов не хватит на всех прибывающих к нам, — считает Игорь. Конечно, гиды обучаются, их становится больше, но турпоток возрастает с каждым годом в разы. Туркомпании, тем более, не камчатские, привлекают своих гидов, которые работают на Эльбрусе, на Алтае. Но наши реалии таковы, что на опасные маршруты лучше привлекать камчатских гидов, поточу что в наших горах своя исключительная специфика».

Что думает спасатель о возможном ограничении движения туристов по Ключевской сопке?

«Конечно, решения по обеспечению безопасности людей должны быть приняты. Но вопрос в реализации этих решений. У нас запрещено бросать мусор, а все равно бросают. Не вполне понятно, как запреты или ограничения могут быть реализованы на Ключевском вулкане».

А вот возможные отказы в регистрации тургрупп в МЧС, если будет признано, что квалификация участников не позволяет совершить восхождение, Игорь считает целесообразным. Да и многие жители Камчатки уверены, что если экстремалы решили покорить вершину вопреки запретам, они должны понимать, что затраты на возможную поисково-спасательную операцию лягут на них либо их семьи.

Кстати, как сообщил зампредседателя правительства Камчатского края Роман Василевский, средства на оплату работы нескольких вертолётов, задействованных в операции по спасению и эвакуации, были выделены из бюджета Камчатского края.

Чтобы составить представление о стоимости поисково-спасательных работ на Ключевском и впечатлиться, достаточно произвести даже приблизительные арифметические расчеты. Один час летного времени вертолета Ми-8 стоит 250 тысяч рублей. В первый день борт санавиации потратил около 6 часов летного времени. А всего было четыре летных дня, в некоторые из них работали по два вертолета одновременно.

Нет сомнений, что горы всегда будут притягивать человека, тем более, если речь идет об особенном объекте. Ключевской вулкан находится в списке высочайших вершин нашей страны. Если альпинист покорил их все, ему светит почетное звание «Снежный барс России». Поэтому одно из предложений – исключить вулкан Ключевская сопка из этого списка. Впрочем, это решение может принять только Федерация альпинизма России.

«Некомпетентное, бестолковое, смертельное применение веревки»

Иван Бенедык — знаменитый камчатский альпинист, руководитель направления классического альпинизма Камчатской Федерации альпинизма и скалолазания, спасатель Поисково-спасательного отряда Камчатского края, руководил поисково-спасательной операцией на Ключевском.

Он уверен, что сегодня самое главное – честно разобраться во всех причинах и обстоятельствах трагедии. Опытный профессионал убежден: это нужно для того, чтобы исправить ситуацию и остановить цепь трагедий, а не наломать дров путем ненужных запретов и ограничений.

«Запреты породят обратный процесс. Просто люди начнут ходить сами… Проблема не в вулкане, а в степени подготовки гидов, которые, в свою очередь, обязаны правильно оценивать готовность к восхождению каждого из участников», – считает Иван Бенедык.

Спасатель призывает не демонизировать Ключевской: «Гора здесь вообще ни при чем, но надо понимать, что у нее есть свои особенности. Это вулкан со специфическим рельефом и сложным климатом. Летние восхождения – а это период с середины июля по середину августа – могут оказаться немного проще. Но в остальные месяцы наверху уже зима, и в этот период успешно покорять склон могут только системно подготовленные люди».

Как опытный альпинист, побывавший на месте трагедии, Иван Бенедык пришел к выводу: «К гибели людей привело абсолютно некомпетентное, бестолковое, смертельное применение веревки. Лучше бы они шли вообще без веревки, это было бы безопаснее. А связать одной веревкой девять человек – это что за прием такой? При этом веревка никуда не закреплялась! Это и привело к такому трагическому результату. Это говорит об абсолютной некомпетентности, в первую очередь, гидов. Ну, и о недостаточном уровне подготовки участников, которых это никак не насторожило».

Напомним, обстоятельства трагедии сейчас расследует Следственный комитет России в рамках двух уголовных дел — по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) и по части 3 статьи 238 УК РФ (оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью, повлекших смерть двух и более лиц). Подозреваемыми являются выживший гид и руководитель новосибирской туркомпании «Экстрим Тайм».

«Погибло много людей, это ужасная трагедия, — говорит Иван Бенедык. – Очень важно сегодня посидеть и подумать над ее причинами, а не на второй день выдавать готовые решения. Нужно собрать специалистов. Надеюсь, что наши эксперты из альпинистского сообщества будут приглашены к участию в разработке предложений».

Сергей СЕМЕНОВ

Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 0Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 1Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 2Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 3Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 4Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 5Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 6Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 7Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 8Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 9Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 10Трагедия на Ключевском: как остановить цепь несчастий? 11

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.