Запрещающий знак и шлагбаум на проезде к Мутновской ГеоЭС не на шутку встревожил туристическое сообщество Камчатки. Запрет пользоваться дорогой обсуждает и добросовестный бизнес, и туристы-любители, и экскурсоводы-нелегалы.
Да, сегодня речь идет уже не об ограничении проезда в этом направлении, а именно о запрете, но с определенными условиями. Об этом сообщил заместитель председателя Правительства Камчатского края Роман Василевский. Проезд закрыт не по чьей-то прихоти и не в интересах узкого круга лиц, а в связи со строительством новой дороги.
«Сегодня реализуется большой флагманский проект – парк «Три вулкана», поддержанный на федеральном уровне. В связи с этим на месте действующего технологического проезда будет построена полноценная, безопасная асфальтированная дорога», – сообщил Роман Василевский.
Будущая дорога дойдет практически до подножья Вилючинского перевала, срок ее строительства – три года. Подрядчик определен: участок под строительство передан ООО «Устой-М».
«Подрядчик перекрыл дорогу, на участок завозится тяжелая техника, в том числе 100-тонные тракторы, которые могут попросту не заметить легковую машину, экскаваторы, которые во время работы перекрывают узкий проезд», – объяснил зампред краевого правительства.
Роман Василевский подчеркнул, что это делается исключительно ради безопасности людей.
«Никому ведь не приходит в голову погулять на стройке краевой больницы, потому что можно попасть в неприятную ситуацию. В этом случае все понимают, что любая стройка – это опасность. Никто не думает лезть под каток, который укладывает асфальт. То же самое и здесь. Это объект строительства, на котором много разнообразной техники. Машина, которая летит на скорости, может попасть в аварию, в том числе потому, что дорожное полотно для такого движения сейчас не предназначено», – говорит зампред.
И все же транспортная артерия не заперта «наглухо». Проездом продолжат пользоваться все организации с непрерывным циклом работы, которым необходимо постоянно доставлять на объекты сотрудников, топливо и другие грузы. Речь идет о Мутновской ГеоЭС, организациях, обслуживающих Асачинское месторождение, о «Снежной долине» и других турбазах.
«Эти компании будут перемещаться под сопровождением техники подрядчика, чтобы в этот момент были прекращены все работы, и машины могли проследовать туда и обратно», – подчеркнул Роман Василевский.
Как туристам добраться до красот?
Между тем запрет на проезд взбудоражил людей. Ведь дорогой пользовались группы туристов, которые хотели попасть на Вилючинский перевал и Вилючинскую сопку, на вулканы Мутновский и Горелый, на Дачные геотермальные источники. Но пока ответа на запрос туристических компаний нет – его еще прорабатывают.
«Сегодня с ООО «Устой-М» ведутся переговоры о сопровождении машин с зарегистрированными туристическими группами, поскольку сопровождение в целях безопасности – ответственность подрядчика. Если это организовать не получится, данное направление для туризма будет закрыто на определенный промежуток времени. Возможно, оно будет открываться в периоды, когда это будет полностью безопасно», – отметил Роман Василевский.
В решении этой проблемы власти края настроены только на диалог. 2 ноября в правительстве региона Роман Василевский провел совещание с представителями туриндустрии. Мнения звучали разные, в том числе довольно радикальные.
«Сейчас на Камчатке строится одиннадцать флагманских инфраструктурных объектов. Ничего подобного не было уже давно, – прокомментировал ситуацию министр туризма Камчатского края Владимир Русанов. – Дороге быть, а помехи будут только удлинять период строительства. Мы решаем этот вопрос проезда во взаимодействии с туристическим бизнес-сообществом, будем учитывать интересы всех, но проблема пока непростая. При определенных условиях тургруппы смогут пользоваться проездом, но конкретно об этих условиях говорить пока рано, они прорабатываются – с точки зрения закона и в первую очередь безопасности».
Альтернативный путь
Неорганизованных же туристов, в том числе снегоходчиков, порадовать нечем – для них проезд перекрыт. Тем не менее все понимают, что направление это очень популярное, поэтому сейчас краевое правительство прорабатывает альтернативный вариант.
«Мы понимаем, что люди не хотят отказываться от поездок к камчатским природным красотам, – сказал Роман Василевский. – Поэтому прорабатываем вопрос восстановления так называемой нижней дороги, которая раньше была сопровождением разобранного ныне трубопровода. Эта дорога сегодня необходима и для лесного хозяйства, чтобы можно было добраться до места тушения лесных пожаров. В последние годы эта дорога немного заросла, ее почистят, подровняют, и она будет выполнять свою задачу для движения снегоходов и другой техники».
Сергей СЕМЕНОВ