Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Омакаӈ амкумг’у мытколӈылаӈын чининкин йилыйил

15:15
1729

Айӈон мочгынан мыткалинав’ калив’ Алевтинанакъет Никодимовнакъет, ынно ученый чав’чываелыкэн, ынан йичинин то калинин лымӈылё. Нынны ынанмайӈыученыян палеоазиатовэдэн А.Н. ЖУКОВЫНЫН гэйгулэлин Камчатканотак, Россияк то еван ёлӈыямкык.

Алевтина Никодимовна гайматэ, тит, ыно ымоӈ чвипту чав’чываелэн мынийгулэннэв’. Нымыльг’ычг’энаӈ Камчаткак митытвий Юкари Нагаяма Лэпоннотакэн. Лэпоннотак омакан ыччи Алевтина Никодимовна нэтэйкын «Базовый тематический словарь чавв’чыва-чукотский йилин» 2004 гэвэгыйӈык мойкакычг’энаӈ, кычг’ачычг’энаӈ, алоталг’ычг’энаӈ, ӄораӈычг’энаӈ то чукотский елычг’энаӈ. То еван нымыльг’ычг’энаӈ вэтатэ Мальцева А.А. Новосибирскак, лымӈылык Голованева Т.А., миӈкы тоӈвалай текстав’, энаннымэкалэв’ энанвэтгаво панэнатвэн, словарь К.Кеккетын 2018 гэвэгыйӈык. Камчаткак то Санкт-Петербургак мочгынан мыткотэлэлаӈык мучгин диалектан.

Ӈанко иви Алевтина Никодимовна, тыӈивык Магадаский чав’чываӈ Мэгуми Куребито, г’опта Лепоннотакэн. Ӈанко-ӄун пылыткук экспедицияк тоӈватэ каликал кмэӈыӈ «Кычав’ то альпэаль». Еӄин каличити Мэгуми Курэбито: «В’учиин лымӈыль тывынэн гымкыӈ Иринанак-Ляӈэнак Ӄэчгыльӄотынак, титэ гыммо 1995 гэвэгыйӈык тыетык Чайбухайтыӈ. Лымӈыль «Кычав’ то альпэаль» тыттэль митг’айин то гымнан вэтга тыкуйылӈыӈын лымӈыль-каликал чав’чывакымэӈыйыкыӈ. Тыттэль нымэлӄинэв’ лымӈылькэнав’ картинкав’ тэйкынин гымыкмэлтумгынынэк, митычг’ынэк Ацущинак Яматонак. Мыччаег’аллаӈ туйык омакаӈ, титэ тую ев’лаӈтык: «В’ото ныльгимэлӄин лымӈыль-каликал!». Ӄыйылӈылагыткы: «Кычав’ то альпэаль янот омакаӈ котваӈэ в’эемык. Ӄэймэн ыччи унмык гаӈволэнат кыӈэв’читык. Выг’аёк ӈывогыг’э пэннывылӈык. Кытав’ут валомлай ӄуччев’ ынну. Мыӄамык то ильг’ак етгыг’и комӈылг’ыӈ. «Кояӄлаӈ-ына унмык кокомӈычейляӈ!». Ычгынан нэлэг’унэт в’утку унмык копэннывылӈыӈэ. Яӄам мыӄамыӄ гаӈволэн кычавыӈ кумӈычийык: «О-о-о – ынано кычав’!». Илг’аӄ яӄам гаӈволэн ачачгатык. Мыӄамыӄ унмык ивылг’этык : «О-о-о ынано кычав’» лыган йыкиӈын ӄонпыӈ нив’лыӄин то ныппулюӄин гэнг’элин. Г’ам илг’аӄин йыкиӈын ачачгынчейык ӄонпыӈ ныкъёӄэн гэнг’элин. Кычава альпэаль гэнӈев’лин. Лыган вычгыйыӈ гэнг’элин ӄонпыӈ. Ӄинг’ат ӄонпыӈ аӈӄайтыӈ гэлӄылин. ычав’ то мыӄамыӄ то илг’аӄ ӄонпыӈ в’эемык гаӈволэнат ваккы».

То эчги, амъел тэлэма вэтгыйӈын, мойыккафедран омакаӈ ковэтатыӈ Магаданским МОГАУ ДПО «Институтак развитияк образованияк то йыгычголав’ мэтгыйӈык инэнгыюлэвычг’ин», омакаӈ методистак научно-методической лаболаторияк ченэнелэн, то культуран Игнатенко Н.Н. Омакаӈ ыйык галай семинар то г’уеви Магаданак умэкэткаликал, миӈкы гаёлэнав’ статьяв’ вэтаттомгэн мойыкнотакэнав’ Заеванын Т.К., Авак Р.Н., Сафоновынын Л.М., то Дедык В.Р.

Нинанак Николаенанак Игнатенко тывынэн эчгып: «Виткукин мэйӈынутэкин конкурс «Инэнгыюлэвычг’ын ченэнелэн-2022 гивикин» галай 24-ӈко 26-этыӈ ымымчв’илюйыг’илгык. Конкурсан гантоӈвалэн Магаданский Институат развития образованията. Яёг’ыӈгыйӈын-тэйкык пылэпгыйӈын, тит инэнгыюлэвычг’э ынынг’уевын чининкин мэтгыйӈын, мэкив’ ковэталаӈ ченэнелэйпыӈ, мэӈинет ыччу ныкэтгуӄинэв’. Эллай Колымнотакэнав’ ӈыяӄ инэнгыюлэвычг’у: ӈыччеӄ ӄояямкыйилылг’ыт то ӈыччек мойкакычг’энаӈ йилылг’ыт. Ӈаен конкурсан ӈыччеӄчвиптылг’ын итти. Яноткэнаӈ яяк нанчоччымавын видео-презентациян увикикйит то овэквэтатыкъет.

Ӈыеӄэвкин чвиптык – г’ояӈ инэнгыюлэвычг’у эллай мастер-классык «Гыматгыйӈын ченэнелэн» то нэнг’уевэтын «Гымнин методическиен лыг’огыйӈо». Лыляпычг’а нэгитэнэв’, еӄин ыччу ков’аняваллаӈ, еӄин нымитӄинэв’ ыччу инэнгыюлэвык яйгочав’ӈыяк.

Янотылг’о итти: инэнгыюлэвычг’ын-логопед МКОУ «Мыльмыль яйгочав’ӈыкэн-кмэӈыякэн нымнымкэн Гадля» Екатерина Капроска, ӄояямкыелэн. Ӈыеӄэв’кин гиллин Викториян Алёхина педагог дополнительнякэн МКУ ДО «Центр кмиӈин творческакэн» нымнымкин Эвенск чав’чывелыӈко. Викториян Алёхина, аӄлаволка энма гиллин Лихав, пылыткулг’ын мойыкпедучилищак Ӄычг’этык виткукин выпускак 1994 гэвэгыйӈык.

Ӈыёӄав’кэнат итгыг’и то омакаӈ нэчвын ойпыой инэнгыюлэвычг’ыйык ӄояямкыелэн инэнгыюлэвычг’ын МКОУ Мыльмыль яйгочав’ӈыкэн-кмэӈыякэн нымнымкэн Гарманда Марина Кончалан то инэнгыюлэвычг’ын дополнительного образованиякэн Гынон кмэӈытворчестакэн нымнымкэн Эвенск Галина Хечгикъяв’ мойыкелэйпыӈ. Энангыёлавычг’ыӈ нэйылнэв’ дипломав’, ӄэвийычг’у то пылв’ынто».

Омакаӈ гыматык, амкумг’у мыччелӈыӈнэв’ чининкинэв’ йилу.

Ганчоччымав’лэн В’ачаӈанак

Вместе бережём родной язык

В предыдущие годы мы неоднократно печатали материалы об Алевтине Никодимовне ЖУКОВОЙ – исследователе корякского языка, собирателе сказок. Имя этого ведущего учёного-палеоазиатоведа знают не только в Камчатском крае и в России, но и далеко за их пределами.

Алевтина Никодимовна хотела, чтобы, по возможности, все пласты корякского языка были изучены. Нымыланским диалектом на Камчатке занималась Юкари Нагаяма из Японии. В результате совместной работы японского учёного с Алевтиной Никодимовной в 2004 году выходит «Базовый тематический словарь корякско-чукотских языков» на чавчувенском, паланском, алюторском, карагинском диалектах и чукотском языке. Нымыланским диалектом занималась Мальцева А.А. из Новосибирска, фольклором – Голованёва Т.А. позже, в 2018 году, вышли тексты, переводы, комментарии, словарь повести К. Кеккетына. На Камчатке и в Санкт-Петербурге занимались чавчувенским диалектом мы.

В своё время по решению Алевтины Никодимовны направили к магаданским корякам Мэгуми Курэбито (тоже из Японии). После этой экспедиции вышла книга для детей «Хариус и камбала». Мэгуми Курэбито позже писала: «Эту сказку рассказала мне Ирина-Ляӈэ Кэчгылхот, когда я в 1995 году приехала в Чайбуху. Сказка «Хариус и камбала» очень интересная, и я сразу дарю сказку-книгу корякским детям. Очень хорошие иллюстрации к книге сделаны моим другом – мастером Апущи Ямато. Будем радоваться вместе с вами, когда вы скажете: «Это очень хорошая сказка-книга!».

Давайте вместе вспомним текст этой сказки: «Хариус и камбала раньше вместе жили в речке. Однажды они сильно поссорились. Вскоре решили бороться. Узнали об этом другие рыбы. Налим и бычок пришли на шум: «Что это они сильно кричат!». Они увидели их борющимися. Тут же налим стал хариусу кричать: «Ну, давай, давай, хариус!». Налим стал сильно смеяться. Рот бычка от того, что он кричал: «Ну, давай, давай, хариус!», стал длинным и маленьким. А у налима от смеха рот стал большим и широким. Хариус победил камбалу, она стала плоской и с тех пор в море ушла. Хариус, налим и бычок всегда стали в речке жить».

И сейчас, продолжая дело Алевтины Никодимовны, наша кафедра родных языков, культуры и быта КМНС Камчатского института развития образования совместно работает с Магаданским Институтом развития образования и повышения квалификации педагогических кадров. Сотрудничаем со старшим методистом научно-методической лаборатории национальных языков, национальной культуры Игнатенко Н.Н. Совместно прошёл семинар, и вышел в Магадане сборник материалов конференции, где были опубликованы статьи наших сотрудников: Заевой Т.К., Авак Р.Н., Сафоновой Л.М. и Дедык В.Р.

Нина Николаевна Игнатенко поделилась с нами информацией: «Первый региональный конкурс «Преподаватель родного языка-2022» прошёл с 24 по 26 октября. Конкурс провёл Магаданский Институт развития образования. Его цель – создать условия для самореализации педагогов, которые работают в этом направлении, и раскрыть их творческий потенциал. Участвовало в нём 4 педагога Колымы: 2 преподавателя эвенского языка и 2 – корякского языка. Конкурс проходил в два этапа. Первый – заочный, участники подготовили видеопрезентации о себе и своей деятельности. Второй – очный, преподаватели участвовали в мастер-классе «Энергия родного слова» и продемонстрировали свои знания в конкурсном испытании «Мои методические находки». Жюри оценивало выступления конкурсантов, их инновационный опыт преподавания, творческую составляющую и методические находки, которые они используют в процессе преподавания.

Победителями стали: учитель-логопед МКОУ «Начальная школа-детский сад села Гадля» Екатерина Капроска. Второе место заняла Виктория Алёхина, педагог дополнительного образования МКУ ДО «Центр детского творчества» посёлка Эвенск. Виктория Алёхина, в девичестве Лихав, окончила педагогическое училище в Палане и была студентом первого выпуска 1994 года. Третье место поделили учитель эвенского языка МКОУ «Начальная школа-детский сад» села Гарманда Марина Кончалан и педагог дополнительного образования Центра детского творчества посёлка Эвенск Галина Хечгикьяв. Преподаватели получили дипломы, подарки и денежные премии».

Вместе будем стараться, сбережём родные языки!

Подготовила В’ачаӈа

Омакаӈ амкумг’у мытколӈылаӈын чининкин йилыйил 0Омакаӈ амкумг’у мытколӈылаӈын чининкин йилыйил 1Омакаӈ амкумг’у мытколӈылаӈын чининкин йилыйил 2Омакаӈ амкумг’у мытколӈылаӈын чининкин йилыйил 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.