Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Алексеем ВОДОВОЗОВ: Доказательная медицина и «нелекарства»

14:00
731

Осень и зима – сезон простуд. А значит, самое время поговорить о медицине и лекарствах. Лекарства никогда дешевыми не были. Поэтому то, как и чем мы лечимся, сильно влияет на наш кошелек. В этом материале мы хотим рассказать о «Расстрельном списке препаратов» – списке веществ, у которых нет доказанной эффективности, но которые, тем не менее, многие люди безосновательно считают лекарствами (или нам предлагают считать их таковыми) .

Что значит «нет доказанной эффективности»?

Это значит, что действие лекарства не прошло проверку методами доказательной медицины. То есть, препараты не показали результат в исследованиях, максимально исключающих вероятность ошибки.

Такие исследования проводятся:

- незаинтересованными лицами. Если об эффективности препарата говорит только компания-производитель – это не считается;

- так, чтобы минимизировать риск ошибки, то есть с большой выборкой пациентов. Обывательские мнения типа «все говорят, что это помогает» не в счет;

- с возможностью перепроверки. Это значит, что если другая группа исследователей решит повторить эксперимент, то получит такие же результаты.

В зависимости от того, прошёл препарат такие проверки или нет, и определяют уровень его доказательности.

Наша редакция связалась с Алексеем Водовозовым–врачом-терапевтом высшей квалификационной категории, токсикологом (в прошлом – военным врачом), одним из ведущих врачей-популяризаторов науки. Сейчас Алексей Валерьевич — медицинский блогер и занимается научной журналистикой.

Что такое доказательная медицина и насколько вообще стоит руководствоваться ее принципами?

Доказательная медицина – по сути, реализованный научный подход в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Такой, по сути, должна быть вся медицина – опирающаяся не на сообщения отдельных пациентов о том, что им помогло, не на заявления академиков-профессоров, что некий подход или некое лекарство помогает, а на всём доступном массиве именно научных данных. Этот массив постоянно обновляется и уточняется, он преломляется через личный опыт врача и корректируется относительно конкретного пациента. Во главе угла – не личное, пусть даже и авторитетное мнение, а именно научные данные.

Для кого эти принципы и термин – для врачей или для пациентов?

Понятно, что ДМ – она и для пациентов, и для врачей. По-другому быть не может.

Всё ли, что есть на аптечных прилавках и рекламируется по ТВ и в тех же аптеках как «средство от…» действительно – лекарство?

Не всё, что есть в аптеках или рекламируется в СМИ – лекарства. Скорее даже так, лекарств в рекламе не так много, разрешено рекламировать только безрецептурные. А так в аптеках (и рекламе) куда больше парафармацевтики – БАД, косметических средств, специализированных продуктов питания и т.п. Аптеки постепенно превратились в своеобразные супермаркеты.

Что такое гомеопатия?

Гомеопатия – течение в медицине, зародившееся, как считается, в 1796 году после публикации основополагающего труда Самюэля Ганемана, врача и виталиста (сторонника идеалистического течения о некой высшей «жизненной силе»). Вот её пробуждением и «занимается» гомеопатия. Почему в кавычках? Потому что витализм давно ушёл с исторической арены как учение несостоятельное, никаких «высших сил» и «тонких материй» в организме не обнаружено, а в гомеопатических средствах по-прежнему применяются несуществующие с точки зрения современной химии и физики «дозы» действующих веществ, чаще всего их там просто нет. Устаревшее – морально и физически – и альтернативное всей современной науке течение. Опасное тем, что, пытаясь лечиться гомеопатическими средствами, пациент откладывает обращение к нормальному специалисту, время упущено, патология зашла слишком далеко, но в этом, как понимаете, будет виновата «официальная» медицина, ведь пока пациент «лечился» гомеопатией, «всё было хорошо».

Как нелекарства оказываются в аптеках и от каких болезней их преимущественно создают?

Нелекарства в основном, конечно, предлагаются не для жизнеугрожающих состояний. Хотя в интернете и такие продаются, к сожалению. Но в аптеке всё-таки это будут чудо-средства против простуды, средства для «защиты печени», «подъема иммунитета», «обеспечения энергией» и т.п.

Много ли этих препаратов? Если вообще возможно оценить.

Слишком много, к сожалению. Для оценки нужно заходить в каждую аптеку по отдельности и изучать ассортимент, раскладывая его на несколько кучек: вот это не работает, это работает, а вот это– серединка наполовинку.

Если пациент критически подходит к лечению и назначениям врача – где та граница, когда здравое сомнение перерастает в «я лучше знаю», и не грозит ли это в конечном итоге массовым самолечением: «Ведь все есть в интернетах»?

Во-первых, в самолечении нет ничего плохого, если оно ответственное, как к этому призывает Всемирная организация здравоохранения. Во-вторых, та же простуда в 99% случаев проходит сама и не требует вмешательства врача, достаточно знать, когда сбивать температуру, а когда не обязательно, как правильно капать капли в нос, чтобы не довести себя до медикаментозного ринита, ну и представлять «красные флаги», симптомы, после появления которых вызов врача становится обязательным.

Правильно ли скрупулезно начинать изучать все, что вам прописали?

Да, правильно. Если вам назначили только БАД и гомеопатию, это может означать, что на самом деле у вас со здоровьем всё в порядке и никаких особых вмешательств не требуется. Но грех не подзаработать на такой прекрасной –и безопасной (!)– ситуации.

Расстрельный список препаратов – насколько ему можно доверять?

РСП – грубый первичный фильтр. На него можно в целом ориентироваться, хотя с некоторыми единичными оговорками. Скажем, ничего страшного в метамизоле натрия (анальгине) нет, это точно такое же жаропонижающее-обезболивающее, как ибупрофен или нимесулид. Точно так же как и панкреатин, назначенный по показаниям, может оказаться не только полезным, но и жизненно важным (для пациентов с муковисцидозом). Но в основном то, что есть в РСП, скорее всего с заболеванием не справится.

БАДы – не лекарства, но в списке есть. Почему?

Хороший вопрос. Куда проще сказать, что БАД – пища по определению, они проходят по «продуктовому» ведомству – Роспотребнадзору, на сайте именно этой службы находится их реестр, и к здоровью они не имеют ровным счётом никакого отношения. Так что на их этикетках не зря законодательством предусмотрена надпись «Не является лекарством» – производители БАД очень любят под эти самые лекарства маскироваться, обманывая покупателей.

Вы бы рекомендовали повесить расстрельный список на холодильник и сверяться с ним прежде, чем бежать в аптеку?

Да, но только на холодильник он не поместится. А вот держать электронный перечень в телефоне – да, вариант.

Есть ли какая-то база нелекарств, которую обновляют и к которой можно смело обращаться?

Есть база лекарств – Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС). Вот если нечто, продающееся в аптеке, вы не можете там найти – это 100% не лекарство. Другой вопрос, что в ГРСЛ есть гомеопатические средства и препараты с недоказанной клинической эффективностью, так что и это, к сожалению, не панацея.

Как определить, какому врачу верить? История с вакцинацией показала, что врачи придерживаются диаметрально противоположных мнений.

Это сложно, на самом деле, определиться с врачом, заслуживающим доверия. Но если врач отговаривает от вакцинации, которая является единственным доступным средством предотвращения огромного числа инфекционных заболеваний и имеет огромную историю и гигантский пул исследований, то у такого доктора не менее гигантский провал в образовании. И для пациентов он может оказаться опасным.

Стоит ли верить тому, что сказали вы, и почему?

Мне можно доверять (не верить, вера – не про науку, вера по другому ведомству) по той простой причине, что под каждое своё утверждение я могу предоставить качественные, актуальные научные источники. Не моё личное мнение (которое не должно быть руководством к действию), не мой личный опыт (который может быть ошибочным), а современный научный консенсус по определённым вопросам медицины.

Мою информацию можно проверить и перепроверить – она будет звучать примерно так же из уст других адекватных врачей, со страниц нормальных научно-популярных книг и современных учебников. И ориентироваться на качественные научные публикации в международных медицинских изданиях или хотя бы на сайт ВОЗ на русском языке – это куда как правильнее, чем слушать того же врача-антипрививочника.

«Расстрельный список препаратов» создал Никита Жуков – известный в медицинских кругах невролог-эпилептолог, медицинский директор MedicalInvestmentGroup, автор серии книг «Медицина» и создатель ресурса Еncyclopatia.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.