Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

2023 гэвэгыйӈын – Гэвэгыйӈын педагогын то наставникан

10:00
4588

Ымнутэк ӈынвыӄ амалваӈ валг’о
Котвалаӈ вэтатылг’о
Ятан котваӈ ыннэн, ӈаен,
Мэки китыӈ, ынанмайӈычг’ын,
Вэтатылг’ын-инэнгыюлэвычг’ын кмиӈык.

Тавэтгыӈгыйӈын Президентанын ивык 2023 гэвэгыйӈын Гивин педагоган то наставникан, мыев’ ыно ынанмайӈычг’ын этгыйӈын вэтатычг’эн мойыкваятык. Кумэйӈэтыӈ профессиян гэтагыйӈын, выг’аёк ӈыволай етык. Вузыӈ нычеткэюӈӄинэв’ абитуриентав’, тойвэтатычг’о ныкычвиг’эв’ коӈволаӈ вэтатык, мыев’ ыччу накаӈъяӈнав’ ынпычг’э вэтатычг’а, вэтаттомга. Ӈынвыӄ ӈыволай галак конкурсав’ то выг’аёк туйчыг’у комайӈаллаӈ мэтгыйӈа.

Правительствата имы-йынны кутэйкыӈнин, тит вэтатгыйӈын инэнгыюлэвычг’ин нымэйӈэтын. Тит гэмгэинэнгыюлэвычг’э нынг’уевэннин чининкинэв’ мэтгыйӈо конкурсак. «Мероприятияв’ Гивин педагогын то наставникан еллаӈ ынаняноткэн этгыйӈын, тит йымэйӈэвык ычгин вэтат»,-иви Министр Сергей КРАВЦОВ.

«Педагог» в’аняв’ греческийелыӈӄо – «наен, микынэк куллэӈнин кмиӈыпиль». Ынан кугитэӈнин янот, тит кмиӈыпиль эеӄкэ, аяв’ачав’ка то еӄин эг’эӄэгитэкэ. Йычоччымавык школайтыӈ каличитык. Куллэӈнин кмиӈыпиль яйгочав’ӈыяйтыӈ, классэтыӈ.

«Педагог, ӈаен, микынэк куллэӈнин, кунгыюлэв’ӈынин кмиӈыпиль», кмиӈин инэллэчг’ын, кмиӈин йылэчг’ын». Педагог -митычг’ын, ынаняноткэн ынин вэтгыйӈын-вэтгыйӈын гайӄыкмиӈа. Педагог ӈаен инэв’йипылг’ын, инэнгыюлэвычг’ын, инэллэчг’ын, преподаватель, социальный педагог. Педагогын ӈыёӄ ынаняноткэнав’ тайкыёлӄыло: калэмэтгыйӈын, энангыёлав’гыйӈын то янгыёлав’гыйӈын. Эчги вама йилык «митычг’ын янгыёлав’гыйӈык то энангыёлав’гыйӈык».

Наставник – ӈаен, микынэк котвыӈнэн чининкинэв’ вэтмэтгыйӈо тойлыг’ыӈ: еӄин йымэйӈэвык вэтат гитэк то йыплепавык г’аӄайпыгыйӈо. Ӈаен, г’уемтэв’илг’ын-митычг’ын, микынэк кунг’уев’ӈынин ваятыӈ чининкинэв’ мэтгыйӈо. Митычг’ын, ӈэв’митычг’ын-нэкуг’эйӈэв’ӈын, ӈаен микынэк кунмитытваньӈынин туйлыг’у.

Айӈоныӈӄо пэнинэлг’э гэйгулэлинэв’ митычг’у. Витку ӈывоӈвок вама г’уемтэв’илг’у г’оячеко, тойэльг’ав’ нэкугитэӈнэв’ ынпычг’э-митычг’э еӄин ыччу эмы-яӄыӈ комэтытвэллаӈ.

Союзык ССРык энанмэтычг’атгыйӈык туйлыг’ык гиллин профессионально-технический образованияк то производственный обученияк. 1950-ӈӄо гэвэгыйӈыӈӄо ымваятэн этгыйӈын (яйгочав’ӈыяк-в’эннятгыйӈын тойӈыволг’ыӈ энангыёлавычг’ыӈ ынпычг’э-митычг’э). 2010 гэвэгыйӈык Россияк наӈвон тойявак ӈаен традициян.

Йымэтытватгыйӈын тойг’оямтав’элг’ык китыӈ, тит амъел йымэйӈэвык чаткаёӈгыйӈын ычгин вэтатыкъет.

2019 гэвэгыйӈык Министкрствата просвещенията Россиякэн йытвата йыннин, еӄин в’иннетык ейгучев’ӈылг’у. Йымэтытватгыйӈын тойг’оямтав’элг’эн китыӈ ыньӈыг’ан: «ейгучев’ӈылг’ын-ейгучев’ӈылг’ын», «инэнгыюлэвычг’ын-инэнгыюлэвычг’ын», «студент-ейгучев’ӈылг’ын», «энанвэтатавылг’ын-ейгучев’ӈылг’ын», «энанвэтатавылг’ын-студент». Котвалаӈ программав’.

Чав’ычвачгэн айӈон гиллин то мэтг’аӈ гэнчеткэюӈэв’лин, гантоӈвав’лэн йыгыёлав’ӈыгыйӈын туймэйӈэтг’уемтэв’илг’ин. Киткит ӄайыкмиӈын коӈвоӈ четкэюӈык, ынкыӈ кэллаӈ йымэтытватгыйӈо то энатаваӈгыйӈо катгогыйӈык то еваӈ, еӄин йыгулэннин эв’гыйӈо ынпычг’ин, лымӈылё, мэӈинет ганчоччымав’лэн ӄулинкин ӄояв’ъепылг’ын, ынныӈыйтылг’ын, тагыйниӈылг’ын.

Тыттэль мэтг’аӈ нэгитэнэв’ мэйӈэтылг’у кмиӈу. Тойэтома нэкугитэӈннэв’, микыну енг’элыӈ: кэтгучг’ын, митычг’у гэкэӈылг’этык, г’ытг’ылг’атык, тагыйниӈылг’у. Г’уемтэв’илг’ын ныкэтгуӄин, нымитӄин чинин пичгыгилик, тагыйниӄык. Гамгаг’оячека энӄивылг’э, мэки янг’ав’ гэнгыюлэв’лин, янг’ав ’ кутилиӈнин йылагыйӈо, имы-йынны ивылг’ын ынпычг’э, ӈанэнынак амкумг’у кулӈыӈнин ӈайӈынэн, ынпыӄлаволо, эйв’элу то эльг’ав’.

Ыньӈыг’ан-ӄун, эньпичитэ, ӄайтумга нэкугитэӈнэв’ мэйӈэтылг’у, кэтгутвилг’у кмиӈу, г’ояеко. Кмиӈу ныг’элыг’у г’оячеко комэтытвэллаӈ, микыну итык: гэмгэг’уемтэв’илг’ын нутэкин то аӈӄакэн янот ныг’итики –нымитӄин милгыйыткук, пойгыткок, в’ыёткок.

Гантоӈвав’лэн В’ачаӈанак

2023 год – Год педагога и наставника

На свете много разных
Есть профессий,
Но есть одна, которая,
Быть может, всех нужней,
Профессия – учить детей.

Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Растёт и популярность этой профессии. Какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звёзды!

Правительство делает всё, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Поддерживает важными законодательными инициативами по отказу от формулировки «образовательная услуга», по снижению отчётности. Даёт возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. «Мероприятия Года педагога и наставника станут важным шагом для повышения престижа учительской профессии», – сказал Министр просвещения Сергей КРАВЦОВ.

«Педагог» в переводе с греческого – «ведущий ребёнка». В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления в школу – и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу или учебный класс и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.

Педагог, тот, кто ведёт, воспитывает ребёнка, – специалист, главная обязанность которого – работа с детьми. Педагог – это воспитатель, учитель, вожатый, преподаватель, социальный педагог, психолог и т.д. Перед всеми этими специалистами стоят три основные задачи: образовательная, обучающая и воспитательная. В современном языке педагог – это «специалист по воспитанию и обучению».

Наставник – это эксперт в определённой области, который делится профессиональными советами с менее опытным специалистом: как продвигаться по карьерной лестнице, какие навыки стоит развивать, и какие ошибки чаще всего допускаются. По сути, это человек, который достиг успеха и готов раскрыть свои секреты другим людям. Наставником (наставницей) называют лицо, которое передаёт знания и опыт.

Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времён. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации или посвящению, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени.

В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. С 1950-х годов оно приобрело характер массового движения (например, наставничество в средней школе как одна из форм методической работы определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру «адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков»). В 2010-х годах в России наметился курс на возрождение этой традиции. Наставничество направлено на развитие всей личности.

В 2019 году Министерство просвещения России утвердило методологию наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Наставничество в образовании осуществляются по нескольким направлениям: «ученик-ученик», «учитель-учитель», «студент-ученик», «работодатель-ученик», «работодатель-студент». Программы наставничества в образовании реализуются в нескольких субъектах России.

У коряков при родовом строе была создана хорошо продуманная общественная система воспитания подрастающего поколения. Как только мальчик достигал определённого возраста, он должен был пройти длинную серию учебных занятий и испытаний на выносливость и волю, а также постигнуть и воспринять традиции рода и племени: изучить соответствующие предания и мифы, т.е. пройти инициальные обряды: показать готовность быть оленеводом, рыбаком, охотником.

К выбору будущей специальности для своих детей подходили тщательно. Со дня рождения ребёнка пророчили ему будущее: это – силач, бегун, мастер-ездок на оленях, на собачьей упряжке, охотник… Человек, обладающий большой физической силой, может добыть себе пропитание. Каждый воспитанный «сильный человек», конечно, соблюдал неписаные законы, традиции и обычаи общества, потому должен был гуманно и уважительно относиться ко всему живому, особенно к природе, к старикам, сиротам и женщинам.

Таким образом, родители и другие родственники пристально следили, наблюдали за развитием ребёнка, подростка, юноши и девушки. Именно в подростковом возрасте родители склоняли детей к определённому виду занятий: каждый человек тундры и моря обязан хорошо уметь стрелять из любого оружия, метать копьё, гарпун, быть метким в метании камня из пращи.

Подготовила В’ачаӈа

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.