Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Надежда ХАЙ-ХУТЫК: я выросла и всю жизнь прожила в тундре

22:00
3274

В серии публикаций мы знакомим вас с участниками межрегионального этнокультурного просветительского марафона «Берингия – Арктика». Он стал одним из важнейших мероприятий зимнего фестиваля «Берингия – 2023». Марафон провели при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В этом году в нем впервые приняли участие представители не только Камчатки, но и других регионов – Республики Саха (Якутия), Магаданской области и Чукотского автономного округа.

Надежда Николаевна Хай-Хутык – почетный мастер декоративно-прикладного творчества. Она приехала на Камчатку из Магаданской области и привезла с собой множество изделий ручной работы и, конечно же, свои знания и умения.

С мастерицей Надеждой Николаевной Хай-Хутык мы встретились на выставке-ярмарке «Сказочная Камчатка». Возле ее стенда глаза разбегаются от разнообразия – тут тебе и привычные меховые изделия из шкур, и одежда из тканей, и настоящие шедевры, которые сработаны из гусиных лап – все это богато и искусно отделано бисером.

– Я выросла в тундре и всю жизнь прожила в тундре. И когда было расформирование совхозов в 90-х годах, то я перешла работать в районный краеведческий музей, поселок Эвенск Магаданской области. И там уже министр культуры Магаданской области меня заметила и попросила работать в городе Магадане. Им нужен был человек, чтобы сохранил традиционнуюкультуру, молодежь как бы уже все забывала. Моей задачей было все возрождение: коряки, эвены.

Конечно, чтобы сохранять и возрождать материальную культуру, нужно не только желание. Если говорить о культуре коряков, мастерам в первую очередь нужны шкуры. Достать их было гораздо сложнее. Но тут работает то же правило, что и в большинстве ситуаций: «Было бы желание». Надежда Николаевна с трудностями справлялась, не давала работе встать. Потому что знания, которые передавали в семьях из поколения в поколение, утратить очень несложно; возродить утраченное – уже задача не из легких. А сохранять есть что.

– Сам покрой вот этой кухлянки – его нету в интернете. Я сшила так, как мы с мамой шили в тундре.

Надежда Николаевна охотно делится знаниями и умениями с молодежью, но понимает, что один человек много подмастерьев не возьмет. С такой задачей нужно справляться всем миром.

– Я взяла 10 учеников, 10 с Магадана, 10 с Сокола потом обучала, и именно покрою по-тундровому, этого нету в интернете. Очень многим понравилось. Брали мы учителей, которые детей обучают, кружки ведут, с людьми занимаются, пенсионерами, и их обучали. А они, в свою очередь, уже дальше.

Коренные народы бережно и с уважением относились к природе. Это отношения отражалось и на их промыслах. Если дичь убита, значит каждая часть животного должна пойти в дело, ничего нельзя выбросить за ненадобностью. И такой подход породил немало удивительного.

– Допустим, пошив из лапок гуся. Сейчас же нету такого. И воту нас женщина, я ее обучила, как выделывать лапки гуся и шить изделия из них.

Более того, одежду и аксессуары изготавливали из кожи рыб! Все эти непостижимые умения передавали девушкам их матери и бабушки. Но время идет. Бабушек, которые жили в тундре все меньше, да и многие из тех, кто в детстве умел рукодельничать, с годами навыки растеряли. Не мудрено – любое дело требует постоянной практики. А в городе мало кто станет мастерить себе платье из рыбьей коши или сумочку из гусиных лап – проще пойти в магазин и купить готовое. Да, не традиционное, зато быстро. А через пять лет уже и не вспомнишь, как это, вышивать подшейным волосом оленя – пальцы не слушаются.

– Это торбаза эвенские традиционные. Они полностью из бисера делались, а сейчас они унта называются.

Меняется и цветовая гамма одежды – традиционные цвета уступают современным. Но Надежда Николаевна не поддается новым веяньям, делает, как делали раньше.

– Я в музее работала, смотрю: пошли костюмы эвенские уже зеленые, желтые, красные, цветовая гамма современная. Уходят постепенно эвены от того, что у предков было. Вот эти вот у них личики, всякие копытца, узоры. Фартук нелл у них был. Они сейчас стали шить в другой цветовой гамме. Традиционно было: белый, синий, черный. Не знаю, как у других эвенов, но у нас так, я имею в виду североэвенских наших.

Еще один пример – женское платье с широкими ожерельем и поясом. Раньше такой наряд богато украшали серебром и весил он около 12 килограмм. Конечно, теперь вряд ли девушка согласилась бы надеть на себя десятикилограммовое платье. Но перелистывать эту страницу истории мастерица не готова.

– Старалась передать то, что могла. Ну он все равно, хоть и металлический, ну он очень тяжелый.

Если начать отказываться от деталей, рано или поздно из изделий исчезнет сама суть – та самая традиционность.

– Понимаете, езжу по выставкам, я вижу – кухлянки висят, и я сразу вижу, что они скроены из русского халата. Я вижу – выкройка-то нетрадиционная. Сама стараюсь передавать, чтобы правильно шили, чтобы каждый народ знал свои традиции, свою передавал культуру. Вот такие шапочки сейчас перестают шить, или шьют их в другой цветовой гамме. Традиционно у них такие – овун называлась. У меня нет шейного волоса оленя, но я сшила из ниток, как должно быть.

Конечно, сейчас, сложно представить, что люди начнут массово мастерить одежду из рыбьей кожи и гусиных лапок. Да и не нужно это, наверное. Тем не менее, нельзя оставить такие уникальные навыки в прошлом. Всегда должны быть те, кто помнит и знает все тонкости традиционных мастеров. Ведь народные промыслы многому могут научить современного человека – терпению, усидчивости, привычке к труду и бережному и внимательному отношению к природе.

Надежда ХАЙ-ХУТЫК: я выросла и всю жизнь прожила в тундре 0Надежда ХАЙ-ХУТЫК: я выросла и всю жизнь прожила в тундре 1Надежда ХАЙ-ХУТЫК: я выросла и всю жизнь прожила в тундре 2Надежда ХАЙ-ХУТЫК: я выросла и всю жизнь прожила в тундре 3Надежда ХАЙ-ХУТЫК: я выросла и всю жизнь прожила в тундре 4

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.