Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ӄэккукэкйит

11:10
1994

Ӄэккук котваӈ гэмгэынки нутэк Россияк, то ӄолэннотак. Омкыаӈаӈъяк гэйгулэин ынин кумӈын имымикынэк.
В’уччин пчиӄ нытгипӄин. Кэв’йиӈ мыльмыля йиӈэлг’э. Уйӈэ этэйкыкэ кыччыёлгын, г’ам лив’ливу томкыӈ куччилӈынин. Пчиӄ ныпиӄыӄин юнэтык, куйиӈэльг’этыӈ, ятан, ныкита, г’ам г’ыло купиӄыльг’этыӈ онмычыко умкычыку.

Ӄэккук-в’уччин ныйиӈтыӄин пчиӄ, ыныкйит накотвыӈӈав’ гыйив’ӄэву, эв’гыйӈо то обрядав’. Ӄаккокаӈ накотвыӈнав’-ыно ынно ӄэйлы нив’ӄин то ыльгимэйӈычеткэюӈӄин. Германскиай ваятык лымӈылык ынно китыӈ пчиӄ аӈаӈылг’эн кигигылг’ин. Тэйкыялӄэвынвыӈкалкэн Европак кэв’лаӈ, ыно ӄэккук уйӈэ эвиг’ыкылг’ин.

Гамгаваятэн ынно пчиӄ, ыно ӄалалв’ын, еӄэ котвыӈнэн ӄулинкин ёнат, аноан кунчеймэв’ӈынин, г’аӈг’алгыйӈын, тойтайкыгыйӈын. Г’ам ыно ӄонпыӈ юнэтылг’ын, ыно ымоӈ йынны гэйгулэлин.

Мэлгытаньӈа пэнинэлг’э г’опта ӄэккук накотвыӈын ӄэйлы итылг’ын. Ынан котвыӈнэн, ыноо етти алаал.
Гыйив’ӄэву то лымалав’гыйӈо ынккумӈыкйит. Ыно валомык анок янотыӈ соловей ӄэккукэк-нымхяӄэн йитыӈ алаал.Эам янотыӈ ӄэккук соловейык-ӄэв’в’аӈ. Ӈэвэӄ инг’э куетыӈ ӄэккук то коӈвоӈ кумӈатык, еппы уттык в’ытв’ыто ачепӈытока, ӄыём йынны нынг’эн мэтг’аӈ, япэлгаллаӈ.

Ваят панэначг’энаӈ колмалавыӈ гамгагыев’ӄавыӈ, итылг’у ӄэккукэк, ӄонпыӈ накопӈылоӈын: «Ӄэккук, ӄэккук, тэг’и гэвэгыйӈо ныг’аллай юнэтык!» – эмэн уйӈэ иткэ ӈав’ӄаккокаӈ, г’ам китыӈ ӄаккокаӈ. Мыев’ ӄыгит ынин ӄаккокатгыйӈын коваломӈын умкычыку. Майӈыкумӈын «ӄэ-кук!» – ыннин ӈав’тыӈг’айӈагыйӈын. Ыньӈыг’ан ӄлэӄӄаккоката кыг’эйӈэв’ӈынин ӈав’ӄэккук, тит ӄуччев’ ӄлэӄӄаккокав’ ынано эчеймэв’кэ. Коӈвоӈ ӄэккукэтык ӈывоӈвок лыгэталойыг’элгык то куплыткуӈ гыноналайыг’элгык.

Котвалаӈ ӈынвыӄзагадкав’ пчиӄакйит.В’ото-ӄун чав’чывэн: «В’уччин пчиӄ ченэнкомӈа увик котвыӈнэн! Йынны ӈаен?» Г’ам мэлгытаньӈычгэн котваӈ аӈъян стихотворенията: Нэкуг’эйӈэв’ӈын ынно-ӄэккук. Котвагалыӈ йыллык то кукумӈатыӈ; «Ӄэк-кук!»

Айгытӄываята мэтг’аӈ гэйгулэлин кояӄӈывоӈ ӄэккук, мыев’ накогэтаӈвоӈын куеӄыӈ, омакӈ валг’о нутэк, ӈайӈынок. Ӈынвыӄ лымӈыле котвалаӈ, миӈкы нэкунг’уев’ӈын,ыно ӄэккук-эмынно валг’ын. Гамгалымӈылык ӄэккук, г’опта ымваятык литературак, китыӈ пэячг’ын ыллыг’ыаӈг’алгыйӈэн, ынянечг’а валг’эн. Айгытӄываята уйӈэ г’аӄагэтака нэкунтыӈын, ыччу кояйв’ачаллаӈ ынкыӈ ыллыг’ыӈ.

Чав’чывалымӈылык ӄэккук мыткуйытг’ньын ечекалэк «Апоӄв’аямкэнав’лымӈылё! (1936 г) котваӈ «Пыттоӈычг’ын то ӄачгывачг’ын», миӈкы пыттоӈычг’а ков’аӈлаӈнэн ӄачгывачгын ынык вэтатык ӈакакэнаӈ, пыче титэ яӈвоӈ кумӈатык ӄэккук.То выг’аёк мыткойылӈылаӈын лымӈыль «Гэеӄлин милют купиӈкуткуӈ, г’ам ӄэккук куӄэккукуӈ». Г’ам эчги тойкыӈ китыӈ ненечкийваятэн лымӈыль «Кэккук».

Гэюнэллин ныӈог'ыќэн эльг'. Ынин гиллинэв' ӈыяќ кмиӈу. Уйӈэ аваломкылг'энав' кмиӈу ыллыг'ыӈ. Кокытгынтылг'аллаӈ, коечвылг'аллаӈ ӈайӈын йыќмэтэвыӈќо ныкэкэнайтыӈ, г'ам ыллыг'ыӈ уйӈэ эв'иннеткэ. Коялќэв'лаӈ ялкочыкойтыӈ, наконатвылг'аньӈын г'ылг'ыл пылакыльќык, ыллыг'а кун.ӈнин. Кимитг'ав' нэкунитќыев'ӈынэв', ыллыг'а коныпг'ав'ӈынэн. Тыттэль копкавыӈ ылла. Ыньӈыг'ан ќуќликэ эччывэтатылг'атык выг'аёк тыг'ылӈывой ынно. Койылтэлытваӈ яячыко, кыг'эйӈэв'ӈынин кмиӈу, ков'аӈлаӈнэн: «Кмиӈу, ќыяллагыткы мимыл. Пилгын кычгэти: тыкопг'аӈ. Ќаймылатык». Ыннэӈче в'аӈлай, ӈыеќэв'- уйӈэ кмиӈу аймыка. Ыньпычг'ын кивыӈ: «Уйӈэ гыммо аплаккылг'игым. Ќутинынэн кив'ӈынин: «Уйӈэ гыммо эпэӈкэкылг'игым». ӈыёќав'кэн кивыӈ: «Уйӈэ гыммо акимитг'акылг'игым». Г'ам ӈыяќав'кэн эмэт уйӈэ аӈъяка китыӈ. Ков'аӈлаӈнэн ыччу ыллыг'а: «Чеймык муйык в'эем, эмэлкэ ќэй акимитг'ака ќытык. Йыкиӈын кычгэти, Тыкопг'аӈ».

Ам кмиӈу ялькочыкоӈќо малыӈтолай, юлэќ ӈайӈын оечваллай, ыллыг'ыӈ уйӈэ- йин г'ыг'ав'ачвыка. Выг'аёк ынпычг'ын гытг'аньӈывой- ав'ачвэ ялкочыкойтыӈ. Кулляпыӈ: ылла гынунык яяк котвэллатваӈ то ичг'ын койпыӈнэн. Кытав'ут ичг'ын ӈывой гычгыньӈак. Кэкминьӈынин ыллыг'а в'и'в'ий, ӈаен ӈойӈо кунг'элыӈ. Вэлывэл пылв'ынтыг'иӈытг'ыму нг'эли. Мынгыт тилтилу ныг'элгыг'и.

Ныг'эли ылла пчиќану- ќэккукэну то ӈытоеӈай ялкоӈќо. Витку кумӈылќиви ынинэчг'ын кмиӈын: «Ќайтакалӈо, ќылляплатык: куйиӈэӈ мучгин ылла пчиќано!» Ковалайкылалг'аллаӈ кмиӈу ыллыг'ынак, кокомӈаллаӈ: «Ыммэ, ыммэ, мимыл гынкыӈ мытъяллан!» Ам ынно каӈъяӈ: «Ќэк-кук, ќэк-кук! Эчгивон гытгымимлу гымкиӈ. ӈакые гыммо тыкуйиӈэӈ!»

Ковалайкылалг'аллаӈ кмину ыллыг'ык, нэкуг'эйӈэв'ӈын ынно, эмыллёкойӈын нэкунгыйивэньӈыӈын. Ыппулючг'ын акык кукумӈатыӈ: «Ыммэ, ыммэ! Ќыяйтыгэ! Ото мимыл, ќыпг'агэ!» Каӈъяӈнэн ыяваӈќо ыллыг'а: «Ќэк-кук, ќэк-кук! Ќыём мыяйтык!»

Ыньӈыг'ан гэвэлэйкылэлг'линэв' кмиӈу ыллыг'ык ӈынвыќ г'ылв'ыев' то ныкив' - в'ыв'в'ыльќэпыӈ. емыльќэпыӈ, тымкыльќэпыӈ. Гыткав' в'ыв'в'а ычгин наччайвынав'. Миӈки когалалаӈ, ӈанко нычеччыќэн йыг'эт копэлатыӈ.

Ќонпоӈ йиӈлынин кмиӈу ыллыг'а- ќэкукэтэ. ӈанконаӈќо уйӈэ атакыччыёлгыӈка китыӈ ќэккук, уйӈэ чинин энмэйӈэв'кэ кмиӈу. То ӈанконаӈќо нотайпыӈ ныччеччыќэн витг'ын кувыччетыӈ.

Ганчоччымав’лэн В’ачаӈанак

 

О кукушке

Кукушки встречаются почти всюду на просторах России и в других странах. В лесном хоре распознает её голос каждый. 

Эта птица осторожная. Питается различными насекомыми. Она не делает гнёзда, а яйца кладёт другим. Птицу эту тяжело увидеть, летает, в основном, только по ночам, а днём прячется в глухих местах леса.
Кукушка – необычная (букв.: удивительная, подраз. сакральная, необъяснимая – Ред.) птица, персонаж целого ряда (букв.: о ней говорят – Ред.) примет, поверий и обрядовых действий. Кукушке приписывали вещий дар (букв.: предсказания действительсности – Ред.) и мудрость. В германской мифологии она считается птицей бога грома. В Западной Европе считали, что кукушка никогда не умирает.

У многих народов эта птица считалась олицетворяющей душу и предсказательницей будущей жизни, которая приближает весну, любовь и новизну. А поскольку она бессмертна (букв.: всегда живущая – Ред.), то она знает все.

Славянские (букв.: предки русских – Ред.) племена также считали кукушку вещей (букв.: правдивой – Ред.) птицей. Она сообщает о наступлении лета.

Приметы (букв.: знаки – Ред.) и поверья связаны с её кукованием. Услышать весной соловья раньше кукушки – к счастливому лету, а кукушку раньше соловья – к несчастливому. Ранний прилёт кукушки и раннее кукование, когда лес ещё не оделся листвой, предвещает неурожайный год, голод, мор.
Люди до сих пор верят в разные приметы, связанные с кукушкой, всегда спрашивают: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось (букв.: сколько лет осталось жить – Ред.)?» — следует адресовать не самке, а самцу. Ведь именно его кукование слышишь в лесу. Громкое «ку-ку» — это не что иное, как брачный клич (букв.: это его крик к женитьбе, собединению – Ред.) . Так самец зовёт самку, а заодно предостерегает других самцов от захода на его территорию (букв.: чтобы другие самцы не подходили – Ред.). Куковать он начинает где-то в начале апреля, а заканчивает в середине июля.

Есть много загадок об этой птице. Например, в корякском языке: «Эта птица голосом сама себя называет! Кто это?» В русском языке ответ стихами: «А зовут ее — кукушка. Сядет скромно на суку и кричит: ку-ку, ку-ку!»

Северные народы хорошо знали особенности поведения(букв.: что делает – Ред.) кукушки, потому что наблюдали ее в тундре и в природе. Есть много сказок, где показано, что кукушка – одинокая птица(букв.: живет одна – Ред.). Во всех сказках, как и в мировой литературе, эта птица – символ материнской любови и одиночества. Народы Севера не осуждают кукушку, они сочувствуют ей как матери.

В корякских сказках кукушку мы встречаем в сборнике «Сказки коряков реки Апуки»(1936 г.), где есть сказка «Богач и работник», где богач просит бедняка у него работать до тех пор, пока кукушка не закукует (букв.: не закричит – Ред.). И в сборнике у же позднего периода (букв.: затем позже – Ред.) мы встречаем сказку «Почему заяц прыгает, кукушка кукует».

А сейчас вам будет предложена ненецкая народная сказка «Кукушка».

«Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит: «Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички». Не один, не два раза просила мать - не идут дети за водой. Старшая говорит: «Я без торбасов». Другой говорит: «Я без шапки». Третий говорит: «Я без одежды». А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать: «Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!» А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть - заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и кухлянку надевает. Вдруг кухлянка перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума. Закричал тогда старший брат: «Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!» Побежали дети за матерью, кричат ей: «Мама, мама, мы тебе водички принесли!» А она отвечает: «Ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!»

Бегут дети за матерью, зовут её. Ковшик с водой протягивают. Младший сынок кричит: «Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!» Отвечает мать из далека: «Ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я».

Так бежали дети за матерью много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется».

Подготовила В’ачана.

Ӄэккукэкйит 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.