Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Медвежьи проблемы» на Камчатке

15:25
3301
Фото: Виктор Гуменюк
Фото: Виктор Гуменюк

Каждый сезон камчатцев будоражат сообщения о медведях, которых люди замечают в разных местностях полуострова. Ажиотаж вызывает даже если кто-то встречает медведя в лесу: казалось бы, это его дом и где еще ему гулять?

Но реакцию людей можно понять – все чаще хищники заходят на территории населенных пунктов, в том числе в краевую столицу. Такое поведение медведей объясняется ростом их численности на полуострове. По данным авиаучетов середины 80-х годов прошлого века, поголовье косолапых на Камчатке насчитывало около 20 тысяч, а сейчас по оценкам охотоведов на Камчатке живет от 26 до 30 тысяч особей.

С ростом численности популяции ее представители вынуждены искать себе незанятые конкурентами места под солнцем. Медведь жил на Камчатке задолго до проложенных дорог и выстроенных поселений и по сей день остается настоящим хозяином полуострова. И с новизной, которую принесла цивилизация медведь не мирится, а осваивает ее. Первое, что привлекает зверей — ароматы свалок с отходами.

Если не предпринять ответных мер, то, вероятнее всего, медведь будет отстаивать и защищать новую территорию, которую считает своей по праву. К сожалению, противостоять таким животным приходится людям с ружьями.

Добровольные защитники горожан и кухонные «гуманисты»

Около четырех лет назад в Петропавловске-Камчатском на базе добровольной народной дружины создали группу охраны жителей города от выхода опасных животных. Имя старшего группы хорошо известно многим камчатцам: Владимир Шаблий, в прошлом сотрудник правоохранительных органов, опытный охотник и человек с активной гражданской позицией за эти годы стал личностью популярной. Задачи группы — в любое время суток выехать на место предполагаемого появления хищников в черте города, о которых граждане сообщили в единую дежурную диспетчерскую службу по номеру 112.

Владимир не только принял приглашение города абсолютно безвозмездно охранять город от опасных животных, но и сам взял на себя миссию рассказывать землякам о природе Камчатки, о медведях, о том, что их привлекает в населенные пункты, что делать при встрече с хищниками и т.д. Этому посвящен его блог в Telegram, где Шаблий также оперативно информирует, где видели медведя, где замечены его следы и где соответственно опасно находиться. Периодически Владимир проводит встречи с жителями Камчатки в краевой детской библиотеке. Последняя называлась «Медвежьи проблемы»: о проблемах горожан, дружинников, да и самих косолапых.

Откровенно немногочисленная группа — всего три человека вместе со старшим — вынуждена постоянно пребывать в рабочем тонусе. Сообщения поступают днем и ночью – не только о медведях, еще о рысях, лисах, хищных птицах.

«Сообщения идут в ЕДДС, а оттуда часто поступают нам, но это не наша компетенция, — говорит Владимир Шаблий. — Иногда жители находят раненых птиц. Вороны не любят, когда в город залетают ястребы и соколы, атакуют их, те остаются в беспомощном состоянии. Если вы нашли такую птицу, обращаться нужно в краевое министерство природных ресурсов».

В это же ведомство нужно сигнализировать, если звери замечены на территории любого другого района, поскольку группа работает только на территории краевой столицы и городских поселков — Заозерный, Чапаевка, Нагорный, Радыгино и Завойко.

Кто помогает дружинникам, когда поступает сигнал о замеченном в черте города медведе?

«Помимо дежурного охотника со стороны нашей дружины, который дежурит по графику, на место выезжает сотрудник полиции либо Росгвардии, ветврач и сотрудник управления благоустройства мэрии, — рассказал Владимир Шаблий. — Группа оценивает обстановку, смотрит, возможно ли, что животное ушло. Город окружен лесом, сопками. Поэтому медведь, появившись, может тут же и уйти в лес. Если он создает угрозу жизни и здоровью граждан, принимаются меры по отстрелу».

Со времени создания группы и по сей день Владимир Шаблий вынужден отвечать на комментарии беспокойных «диванных экспертов». Те не сомневаются, что медведя проще и правильнее не отстрелить, а усыпить и бережно вернуть в дикую природу.

«Чтобы усыпить медведя, нужно выстрелить из духового ружья с 10-15 метров. Он получит болевой шок от укола иглы, не упадет и не заснет сразу. Еще минут десять он будет нормально двигаться, будет агрессивен, порвет оппонента или побежит куда-то еще», — пояснил опытный охотник.

Владимир напомнил о случае, когда в позапрошлом году медведь поселился на Мишенной сопке на пару недель. Гулял по КП, по Сероглазке, заходил в частный сектор, ел корм из мисок собак и заготовки из сараев. Зачем далеко ходить, если все под боком?

«То есть, если медведя стрельнуть усыпляющей инъекцией на КП, он может уйти на ту же Мишенную. А куда он упадет поспать после выстрела? А его же нужно еще оттуда вытащить. Медведь 3-4 лет весит 200-250 кг. И как его переносить? Для этого должны быть специальные службы, которые могут задействовать вертолеты», — отвечает охотник активистам соцсетей.

Для него очевидно, что все эти «знатоки» насмотрелись документалок от NationalGeografic, в которых демонстрируют, как специалисты лихо усыпляют медведя, тут же помещают его в сетку, на вертолет и выгружают его далеко за населенным пунктом. К сожалению, такими возможностями городская группа реагирования не располагает, и дружинникам неприятно, когда их обвиняют в жестокости.

«Еще нас спрашивают, почему мы не отлавливаем медвежат-сирот, — говорит Владимир. — Недавно кто-то отловил бедного медвежонка, который остался без матери и отдали в охотобщество, где есть оборудованная клетка. Но в ней он сможет жить определенный период времени. Елизовский зоопарк второго медведя принять не может. На материк его тоже не отправить. Его дальнейшие перспективы совершенно туманны».

В прошлом «медвежьем» сезоне, с апреля по ноябрь, группа реагирования была вынуждена отстрелить 6 медведей. В большей части случаев животное пытаются отпугнуть, стреляя резиновыми пулями. Но это не панацея для безопасности людей.

«Лет 7 назад в Малках поселилась медведица с двумя медвежатами, — приводит пример Владимир Шаблий. — Сама сидела в кустах, а медвежата выходили на дорогу. Возле них, как возле гаишников, останавливались машины, люди их кормили с рук пирожками, чуть ли не гладили. Медведица, как ни странно, на это не реагировала. То есть до поры, до времени все было хорошо. Но когда медвежата, потерявшие страх перед человеком, начали хулиганить, охотинспекторы пугали их резиновыми пулями. До тех пор, пока медвежата не вытащили за ноги из палатки туристку. И медвежью семью были вынуждены отстрелять. Прикормленный медведь понимает, где есть «бесплатная» еда, за которой не надо бегать. И ассоциирует еду с человеком, которой может стать и сам человек. Эту проблему люди создают сами».

О фейках, беспилотниках и добрых бабушках

В этом сезоне группа выезжала по сообщениям уже более десяти раз. Но реальные основания для вызова имелись только в двух случаях. Так, в мае медведя заметили на новом кладбище. Дружинники приехали и по следам увидели, что хищник ушел в лес. Через два дня вернулся, вновь прошел по кладбищу, но снова ушел ибольше пока не возвращался.

Медведи на кладбище — ситуация для Камчатки часто повторяющаяся. Чтобы уменьшить угрозу, достаточно покончить с неразумной традицией оставлять на могилах еду.

Второй раз дружинникам пришлось прибыть на частную ферму в Чапаевке, где медведь задрал овец. В результате двоих медведей пришлось отстрелить. А прежде дружинники были вынуждены ночевать там несколько ночей. Поиски могло бы ускорить использование квадрокоптера.

«Но на его запуск нужно разрешение от Росавиации, — говорит Владимир Шаблий. — Когда искали медведя на Мишенной, договорились на разовый запуск, и это принесло пользу. Эту проблему с федеральными структурами должна решить, наверное, администрация города, чтобы в подобных экстренных ситуациях мы могли запустить коптер. Сейчас по закону заявку на его использование надо подать за трое суток!».

80 процентов сообщений о появлении медведей в городе на телефон ЕДДС и просто в соцсетях — ложные, говорит дружинник. Как отличить фейк от правды?

В качестве примера Владимир Шаблий привел видео, где медведь стоит возле аккуратных мусорных баков, а затем начинает драться с другим подошедшим медведем:

«Но у нас в городе нет ни одной подобной помойки. А разные люди писали, что это видео с Северо-Востока, Кирпичиков, Горизонта. Приходится давать опровержения и призывать не поднимать лишнюю панику. Не надо сразу верить любой информации, просто включите логику. Я работал в милиции и всегда обращаю внимание на детали».

Подобные фейки дружинник называет опасными. Не так давно ему пришлось опровергать сообщение о медведе, гуляющем по Моховой. Было очевидно, что фотография — дело рук не слишком продуманного умельца-фотошопера. На фото изображение медведя размыто, а антураж — совершенно четкий. Кроме того, зверя на фото окружает снежок, а следов на нем — никаких. Об этом фейке Шаблий сообщил и в ЕДДС, и в своих соцсетях.

Несмотря на эти старания, на третий день пришел вызов — от мамы, которая посетовала, что ее дети гуляют на улице и могут пострадать.

«Фейки порождают стрессовые ситуации. И лишние вызовы. Наша немногочисленная группа работает на своих машинах, в личное время. А что, если где-то в это время есть реальная опасность?», — говорит дружинник.

И вспоминает про случай на лыжне здоровья на Северо-Востоке:

«Наркоман сидел на дереве и убеждал меня, что он прямо сейчас фотографирует медведей, которые его окружили. Вокруг гуляли люди, и никаких медведей не видели. А на место вызова мне пришлось ехать на красный свет, с превышением скорости...».

Случаются и вызовы, достоверность которых оперативно проверить не только невозможно, но и опасно для жизни представителей группы, которых обыватели, видимо, считают супергероями.

«В час ночи нас вызывает бабушка, — рассказывает Владимир. — Сама из дома не выходит, а открывает окно и говорит, что медведь ушел в траву и предлагает нам его поискать. Трава и кусты возле жилого дома — выше моего роста, коммунальщики траву не скашивают. Но бабушка настаивает, мол, вы же с собакой, идите по следу! Но у нас никто не Терминатор, и жизнь у каждого только одна. А медведь — ночной хищник с отличным обонянием и слухом, с замечательным ночным зрением. Я и мои коллеги такими качествами похвастаться не можем».

Читайте продолжение статьи: «Медвежьи проблемы» на Камчатке: непростое соседство

Мария ШУПЕНИК

«Медвежьи проблемы» на Камчатке 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.