Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Лучший способ не попасть на удочку мошенников – не вступать с ними в диалог

17:15
5254
Фото: potreb33.ru
Фото: potreb33.ru

На днях на стендах в офисах Сбербанка появилась информация еще об одном «крючке» для неосторожных граждан: «Всем, кому придет СМС якобы от службы приставов о наложении ареста на имущество — ни в коем случае не открывайте сообщение! Сразу списываются деньги с карты, привязанной к мобильному банку. Предупредите коллег, знакомых и родственников».

Так почему-то сложилось, что, сколько бы ни повторяли известную истину о бесплатном сыре и мышеловке, число жертв мошенничества и суммы, которые они дарят аферистам, только растут. С другой стороны, сколько бы ни ловили и ни наказывали злоумышленников, их популяция не иссякает, как и способность креативить.

Недавно стало известно о новой схеме краж денег со счетов камчатцев. Мошенники взламывают аккаунты руководителей компаний и от имени начальников дают указания подчиненным. Новая преступная схема была использована против 58-летней жительницы города Елизово.

«В мессенджере "Телеграм" с личного аккаунта ее начальницы женщине поступило сообщение о том, что в ближайшее время позвонит сотрудник правоохранительных органов и даст ряд указаний. Причем елизовчанку предупредили, что она никому не должна об этом рассказывать», – пояснили сотрудники УМВД края.

Спустя время женщине на сотовый телефон действительно позвонил мужчина. Он убедил ее оформить кредит и перевести деньги на указанный им банковский счет. Так жительница Елизова лишилась 2,3 миллиона рублей. Только спустя время она узнала, что аккаунт начальницы был взломан и ей писали мошенники.

Аналогичным способом в Петропавловске-Камчатском у 62-летней женщины похитили 5,6 миллиона рублей. По обоим фактам были возбуждены уголовные дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество».

Андрей Лимарев, старший уполномоченный отдела уголовного розыска УМВД России по Петропавловску-Камчатскому, по долгу службы регулярно выводит аферистов на чистую воду. Мы побеседовали с ним о самых распространенных схемах аферистов и о том, как не угодить в их сети.

– Андрей, опишите самые популярные уловки злоумышленников.

– Одна из самых распространенных опасностей – сайты-двойники. Вы потеряете свои деньги, если воспользуетесь услугами любого из маркетплейсов через сайт, в имени которого изменен всего один символ. Человек, ничего не подозревая, вводит там номер своей карты, ее трехзначный код, производит покупку, в итоге товар не получает и лишается всех своих средств.

Поскольку мы отдаленный от Большой земли регион, люди нередко покупают товары через группы в мессенджерах, в социальных сетях – WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники». Будучи привлеченными довольно низкой ценой, люди вносят предоплату, а товар не получают.

Граждане пытаются заработать в интернете через получение пассивного дохода. Регистрируются на непроверенных сайтах для майнинга криптовалют, для игры на биржах и лишаются денег, хранящихся на картах. Все же не стоит проверять на себе известную тысячелетиями истину, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Участились звонки от мошенников под видом и от лица сотрудников правоохранительных органов – ФСБ, МВД, прокуратуры, Следственного комитета. Представляются также работниками Центрального банка. Говорят людям о том, что их счет блокирован, что они установили злоумышленников, которые являются сотрудниками банка, и для их поимки нужно снять все деньги со своих счетов и перевести на безопасный счет. Люди доверяются и переводят аферистам порой баснословные суммы, оставаясь без средств к существованию.

Еще один способ мошенничества – звонки с подменных номеров. Человеку поступает звонок с телефонного номера, цифры которого ничем не отличаются от официальных номеров структур МВД, ФСБ или других правоохранительных органов. Люди через интернет даже проверяют, действительно ли это номер данной службы, убеждаются, что номера совпадают, и в итоге становятся жертвами аферистов. Они сгенерировали телефонный номер на компьютере и в целях совершения преступных действий могут создать любой нужный им номер.

Участились звонки гражданам преклонного возраста. Поступает звонок на стационарный телефон, звонит якобы сын, дочка или внук, говорит о том, что попал в ДТП, виновником которого сам является, он травмирован и находится в больнице. Нужно якобы заплатить определенную сумму, чтобы не возбуждали уголовное дело. Пожилой человек собирает все свои деньги, еще и занимает у родных и знакомых, к нему в квартиру приезжает курьер, которому он и передает деньги.

Отмечу также, что у нас участились факты неправомерного доступа к личным данным через WhatsApp, Telegram и портал госуслуг. Должен предупредить, чтобы граждане бездумно не переходили по ссылкам в Telegram и WhatsApp, даже если ссылка пришла от знакомого, например, с просьбой проголосовать за его ребенка, который участвует в конкурсе. Возможно, аккаунт вашего знакомого взломан. Не нужно также открывать видео и картинки, потому что в этих ссылках может содержаться вредоносная программа, которая позволит подсоединиться к вашему телефону и украсть личные данные, в том числе данные карт.

Что касается госуслуг, гражданам звонят, представляются работниками портала или операторами сотовой связи. Говорят, что какой-то мошенник пытается изъять личную информацию с портала, присылают СМС-код, который человек им называет. В результате учетная запись гражданина блокируется, вся содержащаяся в ней информация переходит в руки мошенников, которые могут взять на имя гражданина кредит.

– Какие правила важно соблюсти, чтобы не попасться на уловки мошенников?

– Лучше всего вообще не брать трубки, если звонят с незнакомых, особенно иногородних номеров. Когда мошенники представляются сотрудниками различных ведомств, люди сразу начинают им доверять, поэтому лучше не вступать с ними в диалоги. А самый простой способ не сделать этого – не взять трубку. Если звонок вы все же приняли и услышали, к примеру, что ваши родственники в беде, нужно сохранить самообладание, прекратить разговор и перезвонить своим родным или тем, кто с ними связан, узнать реальную обстановку.

– Если абонент представляется сотрудником полиции, человек может побояться сбросить звонок, опасаясь, что последует какая-то ответственность.

– Правоохранительных органов бояться уж точно не надо. Если поступил подобный звонок, надо также прекратить разговор, найти на сайте МВД телефон нужной дежурной части, позвонить и поинтересоваться, работает ли такой сотрудник в данном территориальном органе. Если не работает, сразу становится понятно, что с вами разговаривали мошенники.

Но самое главное – сотрудники правоохранительных органов никогда не будут вести предметные беседы по телефону. Если вы являетесь потерпевшим, свидетелем либо иным субъектом какого-либо расследования, вам могут позвонить для того, чтобы пригласить в учреждение для дачи показаний по повестке или договориться на удобное для вас время.

– А как защитить себя от мошенников с подменных сайтов?

– Самый верный способ – вообще не пользоваться услугами интернет-магазинов через веб-сайты. У каждого из известных, проверенных продавцов есть мобильные приложения, которые нужно скачать, что полностью безопасно, как и осуществление покупок через эти приложения.

– Люди каких возрастов чаще становятся жертвами аферистов?

– От самых юных лет до глубокой старости. Образованная, экономически и юридически подкованная молодежь тоже не является исключением. Но все же главная причина – юридическая и экономическая безграмотность населения. И наоборот – на том конце провода звонящие очень подкованы и продвинуты, в том числе они отличные психологи, с поставленной речью. Их главная тактическая задача – не дать успеть жертве опомниться от умело выстроенной психологической атаки, чтобы гражданин выполнил все их инструкции.

Поэтому, дорогие земляки, будьте рассудительны и осторожны сами и берегите от необдуманных поступков своих родственников, особенно если это люди преклонного возраста.

Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.