Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Закон об арбитраже: какие перемены ждут третейские суды?

11:05
3110

29 декабря 2015 года Президентом России В. ПУТИНЫМ был подписан федеральный закон № 382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Этот документ вступает в силу 1 сентября 2016 года и призван заменить прежний закон о третейских судах. Принятие указанного закона является значимым событием для современной России, поскольку он устанавливает принципиально новый подход к организации деятельности третейских судов. В настоящее время законодательство, регулирующее институт арбитража в России, не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства, а также реальную востребованность этого института со стороны участников гражданского оборота.

Несовершенство правового регулирования, предусмотренного в рамках действующего федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», на практике приводит к многочисленным фактам злоупотребления с использованием третейских судов, что, в свою очередь, ведет к дискредитации данного института.

О необходимости реформирования системы третейских судов, повышения ее авторитета и выхода на качественно новый уровень начали говорить еще в 2012 году. С того момента началась активная законотворческая деятельность, результатом которой стало принятие вышеназванного закона.

За рубежом давно сложилась практика, при которой третейский суд является способом наиболее быстро и легко решить спор между хозяйствующими субъектами, однако в нашей стране юридические лица и предприниматели достаточно редко обращаются в третейские суды. Причинами этого являются отсутствие высокого уровня третейского разбирательства и неуверенность сторон процесса в том, что спор будет рассмотрен в рамках независимого разбирательства.

При подготовке законопроекта перед его разработчиками стояли задачи по решению проблем регламентации процедуры третейского разбирательства, установлению требований к третейским судьям (арбитрам), определению порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда. Также были решены вопросы регулирования процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, включая установление требований к их внутренним документам и внутренней организации.

В статье 2 федерального закона № 382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» указано, что арбитраж (третейское разбирательство) – это процесс разрешения спора между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами третейским судом. При этом стороны при рассмотрении дела в третейском суде имеют право избирать арбитров, по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража для разрешения конкретного спора, слушание дела в третейском суде по общему правилу закрытое, в приоритете – конфиденциальность участников арбитража.

Новый закон дает более узкое значение понятию «третейский суд», теперь это либо единоличный арбитр (третейский судья), то есть физическое лицо, избранное сторонами, либо коллегия арбитров. Вводится также новое наименование «постоянно действующее арбитражное учреждение» – подразделение, выполняющее функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Законом устанавливается, что постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях (НКО), имеющих право на осуществление функций постоянного арбитражного учреждения. Отметим, что ранее третейский суд мог быть образован на базе общества с ограниченной ответственностью либо любой коммерческой организации.

Вводится и требование к рекомендованному списку арбитров арбитражного учреждения. Так, количество арбитров (третейских судей) должно быть не менее 30, при этом не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, а не менее половины - обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве судей (третейского, федерального или мирового судов) в течение не менее 10 лет. Стоит также отметить, что с 1 сентября 2016 года в соответствии с внесенными изменениями в закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» судьям, находящимся в отставке, разрешено заниматься третейским разбирательством, быть арбитрами.

Таким образом, с введением нового закона все действующие третейские суды, желающие сохранить статус арбитражного учреждения, должны получить соответствующее разрешение на осуществление функций арбитражного учреждения. В противном случае они будут не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Новый закон об арбитраже расширяет категории споров, которые могут быть рассмотрены третейским судом. Так, стороны, обратившиеся в указанный суд, смогут разрешить в нем любые гражданские споры, коммерческие споры, возникающие между организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, споры, вытекающие из хозяйственной деятельности государственных и коммерческих предприятий, а также физических лиц, и другие категории.

Кроме того, внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ, которыми определены категории споров, не рассматриваемых в третейских судах. К таким спорам относятся дела о несостоятельности (банкротстве), часть корпоративных споров, рассмотрение дел, связанных с госзакупками, а также вытекающих из деятельности публично-правовых и государственных компаний, споры о защите интеллектуальных прав и деловой репутации, споры, возникающие из трудовых, семейных, наследственных отношений, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, и другие.

Некоторые категории корпоративных споров по новому закону могут быть переданы на разрешение третейского суда, а именно: споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, с эмиссией ценных бумаг, за исключением споров, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок, споры, возникающие из гражданских правоотношений между органами управления, органами контроля и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц, споры об обжаловании решений органов управления юридического лица и т. д.

Реформы затронули и зону ответственности третейских судов. Так, некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража в виде возмещения убытков, причиненных в результате выполнения своих функций.

В целом законодательные новеллы будут способствовать созданию и поддержанию функционирования постоянно действующих арбитражных учреждений, которые в своей деятельности будут опираться на включенных в списки арбитров (третейских судей), многие из которых имеют большой опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве федеральных судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, мировых судов. Они, проработав в государственных судах, уже зарекомендовали себя как компетентные и беспристрастные судьи с безупречной репутацией, что позволит поднять третейское разбирательство споров на более профессиональный и качественный уровень.

Несмотря на то, что новый закон вступит в силу только 1 сентября этого года, а действующие третейские суды в течение последующего «переходного» года еще будут приводить свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, уже сейчас можно точно сказать, что третейская реформа не просто привлекла внимание к арбитражу как альтернативе судопроизводства в судебной системе РФ, но и стремительно закладывает фундамент для дальнейшего роста доверия к нему.

Безусловно, только время покажет, достигнута ли основная цель закона по популяризации института третейского разбирательства, повышению авторитета третейских судов и снижению нагрузки на государственные суды. Однако ясно то, что в результате проведенной реформы значительно сократится число мелких третейских судов. Функционировать же будут только постоянно действующие арбитражные учреждения, получившие разрешение на осуществление функций рассмотрения споров третейским судом.


Марина КЛИМЕНКО, пресс-служба Арбитражного суда Камчатского края

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.