Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Памяти легендарного капитана

10:30
9504

4 февраля исполнилось 65 лет со дня смерти человека, именем которого названа одна из старейших улиц Петропавловска, – Степана Поликарповича БЕЛЯЕВА. На доме № 3 по ул. Капитана Беляева висит памятная доска с надписью: «Улица названа в память одного из первых капитанов Камчатского морского пароходства, капитана легендарного парохода «Декабрист». Наверное, мало кто знает, что «Декабрист» принадлежал не Камчатско-Чукотскому государственному морскому пароходству, а Дальневосточному государственному морскому пароходству, да и сам Степан Поликарпович проработал в Камчатском пароходстве недолго – с 1949 по 1952 гг. У простого обывателя может возникнуть вопрос: почему же тогда посчитали необходимым увековечить память этого человека? И только людям, интересующимся историей Великой Отечественной войны и историей транспортного флота Дальнего Востока, хорошо известен подвиг экипажа «Декабриста».

До недавнего времени о С. Беляеве камчатским краеведам было известно немного, только основные вехи его жизненного пути. В то время как на его родине – в г. Николаеве (на Украине), благодаря историку Евгению Григорьевичу Горбурову, который подготовил о С. Беляеве несколько публикаций, его имя достаточно известно. Как выяснилось из переписки сотрудников краевого архива с Е. Горбуровым и заведующей музеем Николаевского морского торгового порта Татьяной Ульянкиной, в Николаеве до сих пор живет дочь капитана – Надежда Степановна Лозенко. Кроме того, в ходе взаимного обмена информацией краевым архивом были получены несколько фотографий и восполнены имеющиеся белые пятна в биографии С. Беляева.

Степан Поликарпович Беляев родился 10 мая 1895 г. в дер. Богоявленск Херсонской губернии (сейчас это один из районов Николаева) в семье плотника-печника. С 15 лет работал юнгой на парусном судне, в 1912 г. поступил в Алешковскую мореходную школу. В своей автобиографии С. Беляев отметил: «Учился на собственные деньги, заработанные летом, у родителей помогать мне было нечем, отец зарабатывал мало». Весной 1914-го он окончил мореходную школу и выдержал экзамен на звание штурмана малого плавания. В период с 1914 по 1917 гг. работал вторым помощником капитана, старпомом и капитаном на пароходах Транспортной флотилии Черного моря. Весной 1918 г. С. Беляев выдержал экзамен на звание штурмана дальнего плавания.

Необходимо отметь, что для Николаева период 1918–1920 годов был насыщен социальными и политическими потрясениями: в городе несколько раз менялась власть, некоторое время территория Украины была оккупирована немцами, поэтому устроиться работать по специальности у Степана Поликарповича не получалось. Возможно, некоторое время в течение 1918 г. он был комиссаром Николаевского порта – к такому выводу пришли Е. Горбуров и Т. Ульянкина, в том числе сравнив элементы почерка и подписи С. Беляева на разных документах из николаевского и нашего, камчатского архива. С 1919 по 1929 гг. работал помощником капитана на пароходах транспортных контор Николаева, Севастополя, Одессы. В 1920 г. С. Беляев женился: его избранницей стала Елизавета Ивановна Коренева (в 1940 г. у Беляевых родилась дочь Надежда – единственный ребенок в этом браке).

В 1927 г. С. Беляев получил диплом на звание капитана дальнего плавания, а в 1929-м, по предложению Акционерного камчатского общества (АКО), выехал в Гамбург на приемку судна «Баклан». С этого времени судьба капитана тесно переплелась с Дальним Востоком. С 1929 по 1937 гг. он участвовал в приемке и перегоне судов из-за границы для АКО. За период работы в АКО С. Беляев неоднократно поощрялся руководством премиями и благодарностями. Морская профессия позволила ему посетить такое количество иностранных портов, что, заполняя «Личный листок по учету кадров» в 1951 г., в графах «Был ли за границей» и «В какой стране» он указал: «Не был в Австралии и Южной Америке, в остальных был».

В 1937 г. С. Беляев прошел военную переподготовку, ему было присвоено звание капитан-лейтенанта. В июне 1941-го он был назначен капитаном «Декабриста» – самого большого из 2-винтовых грузовых пароходов в составе торгового флота СССР: при длине 150 метров он брал в свои пять трюмов 8 тысяч тонн грузов и с полной загрузкой развивал скорость 12 узлов (примерно 22 км/ч). Построен он был в Англии в 1903 г., участвовал в историческом походе эскадры адмирала Рожественского из Балтики на Дальний Восток (в качестве угольного транспорта для крейсеров и броненосцев) и в Цусимском сражении. В ходе тяжелого сражения, закончившегося разгромом русской эскадры, невооруженному транспорту удалось выйти из боя, оторваться от преследования и вернуться на Балтику. Тогда пароход назывался «Анадырь», а после Октябрьской революции в 1918 г. его переименовали в «Декабрист». В 1940 г. пароход передали Дальневосточному государственному морскому пароходству.

В годы Великой Отечественной войны моряки советского торгового флота выполняли опасную и важную работу по перевозке грузов для фронта и оборонной промышленности из США и Великобритании. Из трех путей доставки наиболее коротким был северный, который проходил через Исландию и далее Баренцево море в порты Архангельск и Мурманск. Транспортные суда группировались по нескольку десятков и сопровождались английскими и американскими военными кораблями. Такие соединения назывались конвоями. «Декабрист» успел принять участие в двух полярных конвоях – PQ-6 и QP-5.

8 декабря 1941 г. «Декабрист» с грузами от союзников направился в Мурманск. Большую часть пути судно прошло благополучно, но на подходе к Мурманску конвой ушел на помощь английскому транспорту. 21 декабря у входа в Кольский залив пароход подвергся атаке немецких самолетов, которые стали сбрасывать бомбы и расстреливать практически безоружное и обледенелое судно. Члены экипажа открыли огонь по самолетам противника из имеющихся на судне орудий. Из трех бомб, сброшенных на «Декабрист», две взорвались в воде, не причинив вреда судну. Третья, пробив верхнюю палубу, застряла в твиндеке (грузовом помещении) пятого трюма, откуда ее осторожно вынесли члены экипажа и вывалили за борт. Как записал С. Беляев в своем дневнике, «первое боевое крещение команда выдержала стойко».

В ночь на 22 декабря 1941 г. «Декабрист» ошвартовался в Мурманске. Это был первый советский транспорт, пришедший в Мурманск с грузами по лендлизу. Капитана Беляева и экипаж судна с благополучным возвращением лично поздравил начальник Главсевморпути Иван Дмитриевич Папанин, находившийся здесь. Разгрузка прошла быстро, и 13 января 1942-го «Декабрист» отправился в очередной рейс.

В связи с разгромом фашистами конвоя PQ-17 и большими потерями в конвое PQ-18 летом 1942 г. союзники временно прекратили отправку новых конвоев. Было принято решение в пользу попыток одиночного, «капельного» прорыва транспортных судов из Исландии на Мурманск и Архангельск. Поэтому 31 октября 1942 г. из Рейкьявика на Мурманск «Декабрист» отправился в одиночное плавание. На борту находились 80 человек: 60 – экипаж судна, 20 – военная команда, обслуживающая корабельные пушки и пулеметы.

Утром 4 ноября в Баренцевом море в 60 милях к югу от норвежского острова Надежды «Декабрист» был атакован целой эскадрильей немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. В своем дневнике (опубликованном в газете «Водный транспорт» в 1960 г.) С. Беляев вспоминал, что экипажу «Декабриста» пришлось отразить девять атак торпедоносцев и две – бомбардировщиков. Еще одна атака стала роковой: торпеда попала в носовую часть парохода. Еще целых десять часов команда боролась за живучесть судна. Имея большой крен, «Декабрист» стал медленно погружаться. Команда успела пересесть в 4 шлюпки. Капитан Беляев хотел погибнуть вместе с пароходом, но этого не позволили сделать члены экипажа, пригрозив, что в таком случае они тоже останутся с ним.

Поиск спасшихся моряков было приказано производить двум подводным лодкам Северного флота С-101 и -102, но поисковая операция к успеху не привела. Шлюпки со спасшимися моряками разметал шторм. Через десять дней шлюпку, в которой находился капитан С. Беляев и 18 моряков, прибило к необитаемому острову Надежды (норвежцы называют остров – Хопен). Большинство моряков уже находились в тяжелом состоянии. Обследуя остров, наткнулись на старый сарайчик – хижину норвежских зверобоев. Почти сразу высадившаяся на остров часть команды стала нести потери – люди замерзали или умирали от болезней. Через несколько месяцев в живых остались только четыре человека: капитан, судовой медик Надежда Матвеевна Наталич, матросы Бородин и Лобанов. Оставшихся людей от гибели спас запас консервов, взятый в шлюпку с «Декабриста», найденные позже шесть мешков муки и выброшенные морем несколько бочонков со сливочным маслом. Досаждали не только болезни и холод, но и медведи – одного из них удалось убить капитану.

Спустя некоторое время оставшиеся в живых обнаружили на южной стороне острова деревянный домик и лодку-плоскодонку. Плоскодонку отремонтировали, и появилась надежда в летний период пробиться к родным берегам. Но в начале лета 1943 г. их засек немецкий самолет, и вскоре, в июле, возле острова появилась норвежская подводная лодка под командой немецких офицеров. Оставшихся в живых членов экипажа «Декабриста» допросил капитан подводной лодки. Матрос Лобанов в тот же день умер (у него была цинга, и он находился в крайне тяжелом состоянии). Капитана Беляева забрали сразу, Наталич и Бородина сняли с острова в октябре. Выживших отправили в концлагеря в Норвегии, мужчин – в Тромсе, а Наталич – в женский лагерь вблизи Гаммерфеста.

Удивительно, но всем троим удалось выжить. Вот как С. Беляев спустя много лет отразил этот трагичный период своей жизни в автобиографии: «25 июля 1943 года был снят немецкой подводной лодкой и как интернированный находился в Норвегии до окончания войны в лагере военнопленных, русских, советских солдат. В лагере подвергался оскорблениям, унижениям, посылали на непосильные работы, избивали, всячески издевались. В начале 1945 г. перевезли в лагерь около небольшого города в районе Осло, как штрафного, и, как рассказывали немцы, – нас там должны были отравить всех 10 мая, но война в Норвегии окончилась 7 мая, что нам спасло жизнь».

В Норвегии бывших военнопленных подлечили и отправили в Мурманск, где они подверглись тщательной проверке органов НКВД. Е. Горбуров в своей публикации «Герой-земляк возвращается из забвения» указывает: «По воспоминаниям жены Беляева – Е.И. Кореневой, в этот период за него вступился его друг – исследователь Арктики контр-адмирал И.Д. Папанин. Пройдя своей экспедицией дорогой моряков «Декабриста», он подтвердил их героический подвиг».

С. Беляев был демобилизован 1 декабря 1945 г., а 20 декабря вернулся во Владивосток. С февраля 1946 г. он временно работал капитаном рефрижератора «Комсомол Арктики» в Востокрыбхолодфлоте (так как там не было капитанов). В декабре этого же года вернулся в Дальневосточное государственное морское пароходство.

В 1949 г. пароход «Бухара», капитаном которого был Степан Поликарпович, передали организованному в этом же году Камчатско-Чукотскому государственному морскому пароходству. Поэтому по просьбе С. Беляева его перевели в новое пароходство, на Камчатку. Некоторое время на «Бухаре» вместе с Беляевым работали выжившие «декабристы» Надежда Матвеевна Наталич и Василий Николаевич Бородин.

Осенью 1951 г. С. Беляев ушел в длительный отпуск за несколько лет непрерывной работы. Виктор Иванович Макаров, ветеран морского транспортного флота, начинавший свою флотскую службу матросом на «Бухаре», в своих воспоминаниях «Путь к морю» указывает: «Часть отпуска он провел во Владивостоке с семьей, жившей там, а затем собирался повидаться с первой семьей, оставшейся на его родине, в городе Николаеве». В феврале 1952 г. он направился к семье в г. Николаев. 4 февраля 1952 г. С. Беляев умер в поезде. В некоторых публикациях указывается, что Степан Поликарпович скончался в поезде от сердечного приступа. Однако в свидетельстве о смерти, которое хранится в семье его дочери, причиной смерти указана бронхопневмония. Капитан Беляев был похоронен во Владивостоке.

В 1967 г. во Владивостоке на берегу бухты Золотой Рог был открыт мемориальный ансамбль памяти моряков торгового флота, погибших в годы Великой Отечественной войны. У подножия памятника 24 бронзовые плиты с названиями погибших судов. Одна из плит посвящена пароходу «Декабрист». На ней выбито 62 имени погибших моряков.

В 1975 году в дни празднования 30-летия Победы над фашистской Германией советскими моряками с дизель-электрохода «Индигирка» на норвежский остров был доставлен обелиск в память о погибших моряках «Декабриста». В присутствии консула СССР на Шпицбергене, норвежцев и представителей Мурманского морского пароходства состоялось открытие памятника на высоком южном берегу острова Надежды. На мраморном обелиске золотом выгравировано на русском и норвежском языках: «Морякам советского парохода «Декабрист», героически погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. 1942 г.»

На Камчатке Степан Поликарпович Беляев оставил о себе добрую память. В.И. Макаров написал о капитане Беляеве такие слова: «…учитывая его жизненный и профессиональный опыт, а также сложную военную судьбу, нетрудно понять, что он, как, может быть, никто другой из его коллег, умел дорожить человеческой жизнью и ответственно относился к порученному делу».

В 1968 г. в ходе подготовки к проведению всесоюзной переписи 1970 г. Петропавловский горисполком принял решение упорядочить названия улиц и нумерацию домов в городе. Некоторые улицы получили новые названия, в том числе 2-й Океанский проезд, который стал улицей Капитана Беляева. В справке к данному решению отмечалось: «За время своей работы Беляев зарекомендовал себя опытным судоводителем, хорошим организатором. Много сил и энергии отдал воспитанию молодых моряков, свой богатый практический опыт и знания передавал подчиненным, пользовался большим авторитетом у моряков. Сорок пять лет своей жизни отдал служению морскому флоту». Один из паромов Камчатского морского пароходства также носил имя «Капитан Беляев». Безусловно, Степан Поликарпович Беляев достоин того, чтобы оставаться в памяти потомков. Легендарным можно назвать не только пароход «Декабрист», но и, по праву, – его капитана.


Анастасия СЕСИЦКАЯ,

начальник отдела публикаций КГКУ «Государственный архив Камчатского края»

Памяти легендарного капитана 0Памяти легендарного капитана 1Памяти легендарного капитана 2Памяти легендарного капитана 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
с побережья 7 лет назад #
Паром «Капитан Беляев» вместе паромом «Капитан Драбкин» до начала 90-х работал в Усть-Камчатске. Два капитана ходили через протоку Озерная, доставляли людей на работу, на Первозаводскую косу. Экономические катаклизмы перенес только «Драбкин».
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.