«Вулканариум»: что в недрах исполинов?

Уже 15 июня в Петропавловске-Камчатском на ул. Ключевской, 34 распахнет свои двери первый в России интерактивный Музей вулкана с уникальными экспонатами.

С чего все началось? В одну из групп популярного мессенджера прилетело объявление: «Нужны помощники с кисточкой, чтобы дооформить Музей вулканов». «Ничего себе, как интересно!» – подумала я и, ни секунды не задумываясь, написала по указанному номеру. Вот так я и познакомилась с командой, которая с января воплощает в жизнь совершенно новый и уникальный для России проект «Вулканариум». И не просто познакомилась, а стала его частью.

Первым делом меня направили в странное место под названием лавовая пещера, над которой уже недели три колдует декоратор Виктория. Мои планы порисовать пошли прахом, потому как прежде нужно было закончить основу. Для этого нам понадобилось множество упаковок туалетной бумаги, огромный строительный миксер и те волшебные ингредиенты, которые делают обычное папье-маше суперпрочным. А еще пакля и… Впрочем, зачем вам знать подробности? Главное – впечатления посетителей, которые очутятся в этом таинственном месте. Поверьте, они будут яркими!

Наверное, многие уже побывали на Ключевской, 34 в «Интересариуме» – интерактивном доме занимательной науки и творчества, который распахнул двери в сентябре 2016 года. Это увлекательное пространство, где физику и математику можно увидеть и потрогать руками. Сложные научные законы становятся понятны, а природные явления послушны. Множество механизмов, маятники, система блоков, катушка Теслы, торнадо, молнии и многое другое вызывают искреннее восхищение маленьких и взрослых. Мало кто знает, что эти экспонаты сделаны руками учредителя музея и кандидата физико-математических наук Сергея Самойленко. Аналогов некоторым из них в других подобных музеях страны просто не существует! Для школьников посещение «Интересариума» – хорошее подспорье в образовательном процессе, ведь скучноватые страницы учебников здесь оживают. Потому-то центр образования «Эврика» и физико-математические школы города стали добрыми друзьями и частыми гостями музея.

Если учесть средний возраст целевой аудитории, то интерактивный, мультимедийный, научно-популярный музей «Вулканариум», пожалуй, старший брат «Интересариуму». Хоть и появился позже. Впрочем, идея создания первого в России Музея вулкана витала в воздухе уже давно. В «Интересариуме» выставлялась коллекция минералов, переданных в дар от почетных вулканологов его учредителю Сергею Самойленко, заместителю директора Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Но все же ему и его соратникам хотелось посвятить вулканологии гораздо больше внимания. Сергей Борисович долго изучал опыт своих старших, маститых коллег, советовался, подбирал нужную информацию. И вот мечта, необходимость и, главное, возможность создания такого пространства соединились. Здесь будет не просто демонстрация фактов. Показать, насколько благородна, многогранна, важна для людей профессия вулканолога – вот одна из главных задач музея. Сколько открытий делают эти люди, какими глубокими, уникальными знаниями они обладают.

В чем суть Камчатки, ее мощь, отличие от других регионов? Об этом тоже можно будет узнать в «Вулканариуме». А еще о том, что таится в недрах каменных исполинов, как они взаимодействуют с окружающим миром и человеком. И хотя многие из нас совершали восхождения на вулканы, посетив музей, мы посмотрим на старых знакомых уже совсем другими глазами.

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин считает идею замечательной. В конце февраля СМИ дружно процитировали его слова: «Данный проект может быть также включен в схему реконструкции центра Петропавловска-Камчатского. Надо на месте изучить, что можно сделать в этой части: благоустройство территории, подъезды, площадки. Также предлагаю рассмотреть возможность размещения на территории музея макета вулкана, который был главным стендом Камчатки на Восточном экономическом форуме. У нас в этом году планируется активная круизная программа в связи открытием морского вокзала и реконструкцией причала. Поэтому к июлю надо постараться, чтобы музей заработал и туристы туда пошли».

Частный проект со скромным бюджетом, нацеленный на развитие научно-познавательного туризма, поддержал и руководитель агентства по туризму и внешним связям края Геворк Шхиян. Учредители «Вулканариума», в свою очередь, солидарны с агентством, которое считает, что, представляя красоту Камчатки, очень важно соблюсти баланс, с научной точки зрения выверить, какое количество людей может прийти сюда, не нарушив целостность природы. Музей как раз помогает привлечь уважение через познание, дружбу – через сопричастность.

– Экспонаты готовятся к открытию, – рассказывает Алена Самойленко, директор «Вулканариума». – Многие из них создают местные Кулибины, и аналога им в мире просто не существует. К примеру, нашу модель цунами или Сухой речки не встретишь больше нигде. Момент зарождения речки – то, что практически невозможно увидеть туристу вживую. Лавовые пещеры в других музеях есть, но извержение и лавовый поток только здесь. Мы покажем, как он формируется, растекается. Это постоянный эксперимент, правка недочетов, мысли, как сделать лучше. Ведь заготовок, которые можно купить и поставить, в природе нет. Зато есть мозги, идеи и горящие глаза. В какой-то момент наш дом превратился в штаб-квартиру, где мужчины – физики, техники – ломали головы над чертежами, высчитывали, как будут соединяться детали, собирали все это воедино, паяли, испытывали. Где на столах были разложены сотни фотографий, текстовки, труды ученых, которые тем не менее должны быть понятны публике. Это огромная работа, которой не видно. Именно она и есть жизнь, дыхание музея.

Здорово занимать свою нишу в этом увлекательном действе – создании новой достопримечательности края. Недавно при помощи монтажной пены мы нарастили облако пепла, которое вырывается из жерла грозного вулкана. Волновались, окидывали критичным взглядом свое творение. Ответственно! Ведь его будут изучать сотни, тысячи пар глаз... Скоро в залах расставят витрины. На них обоснуются минералы, которые ждут своего часа по разным комнатам. Лишайники займут свое почетное место, а пока ими завален кабинет директора. Люди пополняют экспозицию личными вещами. Художник Виктория принесла брезентовую палатку, которая поможет воссоздать быт вулканолога. Желающие смогут в нее залезть. Будет здесь и 70-килограммовый рюкзак. Его позволят водрузить на плечи. Захотите собрать пирамидку из камней в дань уважения духам? Пожалуйста! Впрочем, эту атмосферу сложно передавать словами, ее надо почувствовать.

– Это удивительный процесс, – продолжает Алена Александровна. – Люди включаются, загораются идеей. Дизайнер проекта Татьяна Сухина живет мыслями о «Вулаканариуме» день и ночь. Встреча с ней – это Божье провидение, мы совпали с самого первого чертежа, ни секунды не пожалели о выборе специалиста. Да вы и сами чувствуете, что это пространство буквально вибрирует творческой энергией. Сегодня один рабочий из строительной бригады даже пришел в футболке с извергающимся вулканом – вот насколько проникся! Ребята сами что-то придумывают, подсказывают, как сделать лучше. Это состояние не купишь за деньги.

Хочется работать с разными группами, включая маломобильных туристов. Специально расширяли коридоры, чтобы коляски проходили. У нас есть уютное кафе, которое подходит для веселого торжества. Особенно радуемся, когда нас посещают целыми семьями. Папы объясняют что-то своим малышам не хуже гидов, и тогда лица детей светятся гордостью. Это очень важные ощущения. Гибкой ценовой политикой мотивируем людей приходить к нам всей семьей. Даже делали специальные билеты для бабушек с внуками. А вообще, у нас большие планы и идей множество. К примеру, очень хочется показать работу гейзера, обзавестись сенсорной панелью, тактильными экспонатами. Безусловно, для этого нужно финансирование. Было бы здорово, если бы проект поддержали серьезные корпорации. Для кого-то это совсем не сложно, а для нас, гостей и жителей Камчатки, – новый интересный экспонат. Мы бы рекламировали наших спонсоров. Надеюсь, со временем все так и будет. А пока мы решили просто сделать что-то хорошее и показать, что при желании это возможно. Мы открыты для любого вида партнерства: к конкурсам, тематическим выставкам, лекциям, в общем, к любым развивающим проектам!

По плану музей распахнет свои двери 15 июня. Идея «Вулканариума» уже вышла из рамок группы энтузиастов. Эта светлая, творческая, позитивная волна расходится все дальше. Приходите, пускай она накроет и вас!

Дарья КОЖЕМЯКА