В Камчатском театре кукол 3 марта состоится премьера спектакля «Серебряное копытце» по мотивам сказки Петра БАЖОВА. Автор инсценировки Кирилл СМИРНОВ приехал на Камчатку из Санкт-Петербурга поставить ее на сцене театра.
О сказке, о возникновении замысла и воплощении его в кукольных образах Кирилл рассказал корреспонденту нашей газеты.
– Расскажите для начала немного о себе…
– Мне двадцать восемь лет, я окончил Нижегородское театральное училище по специальности актера театра кукол и поехал работать в Оренбург. Уже работая в Оренбурге в областном театре кукол актером, поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на режиссерский факультет.
– Почему в Оренбург?
– На выпускных экзаменах в училище к нам приезжали режиссеры из разных театров и приглашали на работу. Нам с женой почему-то приглянулся Оренбург. Вот мы и решились.
– Плодотворно в Оренбурге работалось?
– Более чем. За пять лет я сыграл в театре больше двадцати ролей в различных спектаклях, а в последние годы стал пробовать себя уже в режиссуре, стал делать свои спектакли для малышей.
– Для малышей какого возраста?
– От нуля. Мы создаем такое бесконфликтное пространство, где много музыки, песен, проецируем эдакое успокаивающее, приятное состояние для ребенка, в котором он себя чувствует привычно и комфортно и тем не менее смотрит какие-то элементы шоу, спектакля. Кроме того, мы с женой при театре вели курсы сценического мастерства для студентов местного колледжа искусств. А свой первый спектакль в качестве режиссера я поставил по рассказу Эрвина Мозера «Где спит мышка». Он и сейчас играется в оренбургском театре.
– Сейчас в Оренбурге живете?
– Нет. После окончания академии в 2016 году мы с женой переехали в Санкт-Петербург. Там мы работаем в двух театрах как актеры и я как режиссер. Это театр «Кукфо» и творческое объединение «ТриЧетыре», которое объединяет и сам театр, и много студий – театральные, художественные, анимационные, танцевальные и прочие. Это частные театры, которые существуют только на то, что сами зарабатывают, так что все студии в них платные.
– Со зрителями проблем нет?
– Нельзя сказать, что на все спектакли в театрах аншлаг. Однако театр «Кукфо» существует уже пятнадцать лет, и у него есть свой постоянный зритель. Творческому объединению «ТриЧетыре» – семь лет, и в нем тоже спектакли идут не при пустых залах.
В театре «Кукфо» мы с женой играем в спектакле для взрослых «Всадник cuprum» по пушкинскому «Медному всаднику», где, конечно, от пушкинского произведения осталось только название, но все действие происходит в те далекие петровские времена, эдакая фантазия на заданную тему с юмором и песнями. Играю в детских спектаклях, Арина, жена моя, тоже занята.
В перспективе, конечно, мы с женой хотим создать свой театр. Сейчас мы набираемся опыта, присматриваемся, пытаемся понять направление движения… Но это только в перспективе, а пока работаем не покладая рук.
– С бытом не испытываете проблем?
– Нет. Пока учились, многое узнали о городе, много друзей завели, так что сейчас, можно сказать, все относительно благополучно. Мы еще преподаем в школе искусств для детей, где нам платят стабильную заработную плату, так что денег пока на жизнь хватает.
– А как вас жизнь привела к «Серебряному копытцу»?
– Все началось в детстве. Помню, что у меня на книжной полке стояла книжка со сказками Петра Бажова, которая очень привлекала мое внимание. В книжке картинок не было, но обложка была довольно красивая, и она меня всегда завораживала, тянула к себе. Мне все время казалось, что за этой обложкой прячется настоящее волшебство. И вот в мае 2016 года я решился написать по этой сказке инсценировку, чтобы попробовать донести до маленького зрителя те чувства, которые когда-то испытал сам.
Инсценировку я разослал по театрам России, и мне ответил художественный руководитель Камчатского театра кукол Зиновий Кужелев, что готов ее поставить. Вот так моя сказка пришла на камчатскую сцену.
– Скажите, а чем оправдан такой несколько необычный реквизит на сцене, как большой сундук?
– Ну как же, сборник сказок Бажова называется «Малахитовая шкатулка», вот вокруг нее-то и происходит все волшебное действо. Это центральный образ, основа всех бажовских сказаний, он объединяет и актеров, и кукол.
Этот спектакль о вере в чудо, о том, чего большинству из нас не хватает в жизни. И вот здесь попытка прикоснуться к нему, хотя бы на время поверить во что-то волшебное.
Я все-таки надеюсь, что на сцене этот реквизит не будет смотреться каким-то инородным телом. Он резной, красивый, расписанный красками, по моей задумке он должен вызывать у зрителя только положительные эмоции и просто любопытство: «Что там внутри?»
В спектакле для декораций и реквизита используется дерево, пух, присутствуют оренбургские платки, то есть, те вещи и материалы, которые применяли жители Урала.
Я надеюсь, что спектакль найдет отклик у камчатских детей. Да и взрослым иной раз полезно на минуточку окунуться в детство. Так что ждем вас 3 марта на спектакль.
– Вы говорили, что уже испытывали себя в качестве режиссера. А эта работа отличается от тех, которые вы ставили раньше?
– Да. Здесь я все от начала до конца придумал сам. То есть, выступил и сценаристом, и режиссером, и образы кукол придумывал. Так что получается это моя первая самостоятельная работа. Хорошо еще, что работники театра помогают мне во всем, ни с художником, ни с администрацией, ни с актерами нет проблем. Мы в одной команде.
– Камчатка впечатлила?
– Да. Не видел ничего подобного раньше. Вулканы, сопки, океан… мне поначалу казалось, что все это существует за пределами реальности.
– В дальнейшем не думаете продолжить сотрудничество с нашим театром?
– Это не только от меня зависит. Если позовут, то я приеду с удовольствием.
Напомним читателям, что 3 марта Камчатский театр кукол приглашает всех маленьких зрителей на спектакль «Серебряное копытце».
Беседовал Сергей ТУРКОВ