Позвоните, поможем!

Позвоните, поможем!

Людей постоянно счастливых, без жизненных проблем и критических ситуаций, в природе не бывает – так устроен человек, существо социальное, мыслящее и беспокойное. И со своими «тараканами в голове» мы привыкли справляться самостоятельно. А что, если не получается? Если негативные мысли крутятся и крутятся в голове, не находя разрешения? Когда психологическая боль очень сильна — настолько, что воздух ртом глотаешь, как рыба? Особенно ночью, когда ты остаёшься один на один со своей бедой. Ни заснуть, ни расслабиться, и в голову приходят самые мрачные мысли…

— Главное в такой ситуации – проговорить свою проблему, рассказать о ней кому-то, — уверен заведующийпсихогигиеническим центром Камчатского краевого психоневрологического диспансера, врач-психиатр высшей категории Павел ВАСИЛЬЕВ.

Именно с этой целью – помочь человеку в кризисном состоянии — в Петропавловске создана служба «Телефон доверия». Об особенностях её работы Павел Павлович рассказал корреспонденту «Камчатского края» в личной беседе.


Доверие — по телефону

— Это очень важная и нужная служба, которая существовала много лет назад немного в другом формате, наши доктора, психологи и психотерапевты работали в ней ещё в 90-е годы. Но потом обстоятельства сложились так, что служба эта постепенно прекратила свою деятельность.

Сегодня ситуация изменилась, вопросы социологии живо звучат из разных источников. Напряжённость в обществе растёт, жить проще не становится, соответственно, растёт и число обращений к нам горожан.

Знаете, чем хорош телефон доверия? Не каждый человек согласится прийти на приём в психоневрологический диспансер лично. И не только потому, что стесняется обратиться за подобного рода помощью. Это может быть и удалённость места жительства, и занятость, когда в рабочее время прийти за помощью не удаётся.

А по телефону есть возможность получить консультацию, пусть и короткую, но человек уже будет знать, куда ему двигаться дальше.

Теперь мы эту деятельность возрождаем. С 1 июня по настоящее время телефон доверия по оказанию психологической помощи работает в 12-тичасовом режиме, с 8 вечера до 8 утра, то есть в самое кризисное вечернее и ночное время. В перспективе мы планируем организовать такую работу в круглосуточном режиме.

Главное направление этой службы – помощь лицам с кризисными состояниями и проблемами, а также связанными с суицидальным поведением. Чтобы люди не дошли до края, опасной черты, за которой нет возврата.

— Вопросы психологии личности очень многогранны и сложны. Насколько квалифицированы специалисты, которые на этом телефоне работают? Ведь не каждый выдержит накал страстей, кипящих на том конце провода?

— Я с вами согласен, это действительно тяжёлая работа – принимать на себя чужие проблемы, чужую душевную боль. Именно поэтому отбор профессионалов, имеющих специальные знания и только медицинское образование – психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов – очень строгий. Кроме того, очевидно, что по чисто человеческим качествам не каждый сможет работать консультантом на телефоне доверия. Один из главных критериев отбора – моральная и психологическая устойчивость специалиста. Как и определённый жизненный опыт. Ведь консультант сталкивается с самыми разными проблемами из жизни абонента и вынужден пропускать все переживания человека, который обращается за помощью, через себя.


Без различия пола и возраста

— Психология интересна всем. Недаром голливудские режиссёры активно осваивают тему горячих телефонов доверия, которые в Америке работают круглосуточно. И звонки туда самые разные – от несчастного влюблённого, стоящего на карнизе и собирающегося прыгнуть с крыши небоскрёба, до подростка, прячущегося от преступника. А по какому поводу звонят чаще всего жители нашего края?

— Позвонить может любой человек с любой проблемой – никто никого ни в чём не ограничивает, без различия пола и возраста. Специалист поговорит с абонентом, определится с волнующей его проблемой и при необходимости перенаправит в другую службу. Причём не просто посоветует, куда нужно обратиться, но и поможет связаться с соответствующей службой – мы взаимодействуем …

Люди обращаются с самыми разными проблемами — семейными, любовными, сексуальными, с проблемами личности и общения. Учебными, профессиональными, правовыми, даже духовно-религиозными. Проблемами здоровья – и психического, и соматического. Нередко звонят близкие, друзья, даже соседи человека, у которого возникло состояние, вызывающее тревогу, спрашивают, как поступить, чем помочь.

— Например?

— Примеров множество, но ни содержание разговора, ни подробности самой беседы мы не разглашаем – всё анонимно.

Неразделённая любовь, измена жены или мужа, конфликт на работе, непонимание с детьми… Нередко человек в связи с неразрешёнными психологическими проблемами пребывает в паническом состоянии, даже на грани суицида. И вариант, когда человек может проговорить свою ситуацию, – пусть не в личном разговоре, но хотя бы по телефону, – нередко выручает. Вместе с консультантом абонент прояснит проблему и получит шанс не совершить непоправимого поступка, а потом, уже успокоившись, обратиться за помощью к специалисту очно. Если пожелает, конечно.

Статистика у нас пока небольшая. Семейные проблемы – на первом месте: развод, измена, воспитание детей, отношение с родственниками. На втором – вопросы здоровья, психического и соматического. Нередки звонки от родственников, близких, друзей, соседей: как помочь человеку в депрессии по самым разным поводам.

Иногда звонят люди, которые по какой-то причине не могут выйти из дома, общаться с другими людьми. Это их угнетает, а здесь появляется возможность высказаться, почувствовать соучастие, получить рекомендации – как быть, что делать, куда ещё обратиться.

Или вот ещё вариант. Человек не знает, куда обратиться по поводу своего родственника или знакомого. И здесь специалист даст рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

— Есть ли какой-то универсальный способ снять острое напряжение при возникшей критической жизненной ситуации?

— Самый важный момент, повторю, – с кем-то поделиться. Не носить своё горе в себе, потому что напряжение, которое копится внутри, будет только нарастать. Ещё надо понимать, что не бывает безвыходных ситуаций. Выход есть всегда! Может быть, не такой, какого хотелось бы, но альтернатива есть! Не можете ни с кем поговорить, доверить другому свою боль? Пожалуйста – можно позвонить незнакомому, беспристрастному специалисту!

— А кто звонит чаще – молодые люди или пожилые?

— По возрастному контингенту — чаще всего лица от 30 до 40 лет. На втором месте – с 17 до 30-ти. И на третьем – пожилые люди. Бывает так, что мы не можем установить возраст – человек не хочет говорить.


Как Вас называть?

— Доктор, как обычно начинается разговор с абонентом?

— С вопроса: «Как Вас называть, как к Вам обращаться?» По голосу можно понять, мужчина звонит или женщина, примерно определить возраст – не более того. Мы не спрашиваем у звонящего анкетные данные, он говорит нам только то, что сам считает нужным. То есть возраст, семейное положение, иногда – характер работы. Чтобы специалист мог определиться, как разговаривать с человеком на его языке. Разговор абсолютно анонимный, даже имя или отчество собеседник может назвать любое, как ему удобно. Телефон у нас городской, проводной, стационарный, без определителя номера, то есть номер звонившего у нас не фиксируется.

Ещё один интересный момент. Мы взаимодействуем с другими службами в процессе своей работы. С социальными структурами – если человек попал в сложную жизненную ситуацию и ему требуется социальная помощь. С нами в связке и служба 112, которая есть у нас в городе. И мы не просто указываем человеку, куда стоит обратиться, но помогаем ему связаться, сопровождаем его. Мы не бросаем его на произвол судьбы, ограничившись только разговором, но помогаем максимально справиться с возникшей критической ситуацией.

-В какое время звонят чаще всего?

— В вечернее и ночное, когда человек уже не занят бытовыми и рабочими вопросами и остаётся со своим кризисом один на один, без конца прокручивая ситуацию у себя в голове. Чаще всего – с 8 вечера до полуночи.

— Вы отслеживаете эффективность вашей телефонной службы доверия?

— Есть определённые критерии оценки качества нашей работы. Мы отслеживаем реакцию абонента на беседу. Это такие критерии, как удовлетворённость разговором, улучшение эмоционального состояния, неудовлетворённость, без изменений и благодарность. Можно оценивать по нескольким критериям одновременно: например, человек удовлетворён разговором, благодарен, и у него улучшилось эмоциональное состояние.

Среди поступивших за два месяца звонков мы получили более 30% благодарных отзывов, более 50% — удовлетворённых и с улучшением эмоционального состояния. Ожидания у всех разные. Ждут от беседы одного, но могут получить другое.

Хотя времени прошло ещё мало, статистики накоплено недостаточно, но уже первый опыт показывает необходимость и эффективность подобной психологической службы, которую мы будем развивать.

Хочу призвать жителей полуострова не бояться обращаться в нашу службу. Она абсолютно анонимна и эффективна! Особенно для тех, у кого нет возможности прийти на приём. Если у вас есть какая-то проблема, которую вы не в силах решить самостоятельно, не можете прийти на личный приём – позвоните! И наши специалисты обязательно постараются помочь.

Наш телефон с кодом города – 8(415-2) 300 — 501. В любом случае тревога и беспокойство если и не покинут вас совсем, то значительно утихнут и ослабеют. А дальше будет видно, и появятся новые возможности справиться с ситуаций.


С врачом беседовала Татьяна БОЕВА

501

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых